Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
методическая разработка по литературе

Волкова Евгения Евгеньевна

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ОГКОУ  «Ивановский  областной  центр  психолого – медико -            социального   сопровождения»

    Формирование читательского интереса у      младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

                                                                         Составитель:

                                                                         Волкова Е.Е.

                                                          2024 год

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

Первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса младших школьников поставили перед нами 2 проблемы:

  • - как сделать чтение интересной и желанной деятельностью;
  • - как обеспечить школьнику специальной (коррекционной) школы-интерната эффективное восприятие и осознанной прочитанного.

Чтение младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья должно быть организованно с учетом его индивидуальных возможностей и интересов.

В процессе опытно-экспериментальной работы по повышению читательского интереса у учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида нами были определены наиболее эффективные формы и виды работы:

  1. Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых доступно для детей.
  2. Пересказ сказок по иллюстрациям.
  3. Рассматривание книжек-малюток.
  4. Оформление книжных стендов.
  5. Работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения.
  6. Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которой был прочитан педагогом.
  7. Конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам.
  8. Подборка книг более серьезного содержания для детей с более высоким уровнем читательского интереса.
  9. Подборка хорошо иллюстрированных и небольших по объему книг для детей с низким уровнем читательского интереса.
  10. Оказание индивидуальной помощи в выборе книги с учетом техники чтения ученика.
  11. Подведение итогов по количеству прочитанных в четверти книг.
  12. Поощрение при подведении итогов
  13. Контроль за чтением книг по внеклассному чтению
  14. Пересказ текстов
  15. Коллективное чтение статей из детских газет, журналов
  16. Коллективное чтение с последующим обсуждением содержания.
  17. Беседы о прочитанном.
  18. Коллективное составление кратких отзывов о книгах
  19. Ведение учетных листков по внеклассному чтению.

При подготовке к урокам внеклассного чтения были определены наиболее эффективные педагогические методы и приемы для каждого класса.

Низкий уровень.

  1. Нет интереса к чтению книг.
  2. Не может самостоятельно выбрать книги.
  3. При выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объем
  4. Не всегда дочитывает книгу
  5. Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки.
  6. Нуждается в  постоянном  контроле.

Средний уровень.

  1. Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем.
  2. Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации
  3. Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге.
  4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного
  5. Берет самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи.

Высокий уровень.

  1. Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации
  2. Читает  желанием
  3. Делится впечатлениями о прочитанном.
  4. Может самостоятельно выделить главную мысль.
  5. Пересказывает близко к тексту.
  6. Рассматривает, читает журналы, газеты.
  7. Знает названия детских журналов.
  8. Самостоятельно посещает библиотеку.    

                                                                                                      Приложение 1

Анкета по изучению читательского интереса

  1. Вопрос 1. «Любишь ли ты читать?»
  2. Вопрос 2. «Как часто ты читаешь?»
  3. Вопрос 3. «Какие книги ты любишь читать?»
  4. Вопрос 4. «Перечитываешь ли ты свои любимые книги?»
  5. Вопрос 5. «Посещаешь ли ты другие библиотеки?»
  6. Вопрос 6. «Есть ли у тебя дома книги и сколько?»
  7. Вопрос 7. «Что тебе хотелось бы получить в подарок?»
  8. Вопрос 8. «Есть ли у тебя любимый литературный герой?»
  9. Вопрос 9. «Советуют ли тебе родители, что читать?»
  10. Вопрос 10. «Любишь ли ты посещать школьную библиотеку?

План мероприятий, направленных на развитие читательского интереса

Наименование мероприятия

Месяц проведения

         Задачи

          Итоги

1

Оформление уголков чтения в классе

Посещение городской библиотеки

игра-занятие «Осень на пороге»

Сентябрь

Сентябрь

Привлечь внимание учащихся к периодической печати научного стиля.

Формирование познавательного интереса по изучению природы родного края

По данным формуляров библиотеки, учащиеся больше стали брать журналы «Коллекция идей». «Умняша», «Мадагаскар», «Мурзилка», «Веселые картинки»

«Вокруг света»,

энциклопедии «Все обо всем»

Воспитанники усвоили приметы осени, читали стихи об осени, рисовали рисунки, познакомились с новинками литературы о природе.

2

Выставка рисунков «Сказки Пушкина»

беседа «Мое поведение в общественных местах»

Октябрь

Октябрь

Развитие воображения, определение количества детей, читающих сказки.

Закрепление знаний о поведении в общественных местах

Развитие творческих способностей

Воспитанники приняли участие в викторине правовой направленности.

3

Выставка «Семейная библиотека»

Ноябрь

Привлечение родителей к активному включению в процесс семейного чтения. Рассказ о книгах, прочитанных всей семьей.

Обмен мнениями о любимых семейных книгах.

4

Проведение урока "Самая лучшая система информации"

Выставка рисунков «Иллюстрация к любимой книжке»

Декабрь

Декабрь

 Поделиться  информацией о своей  любимой книге и создать рекламу книге.

Все рисунки участвуют в выставке.

Наблюдение за отношению к книге.

Развитие творческих способностей.

5

Проведение  урока «Смотри и слушай»

Проведение классного часа

«Семейная книжка»

Январь

Январь

Рассказ о любимых книгах.

Обмен информацией о семейных книгах.

Обмен информацией, расширение кругозора.

6

Театральная постановка (в этом учебном году) «Сказки народов мира»

Проведение родительского собрания

Февраль

Февраль

Средствами театрального искусства развивать творческие способности и интерес к книге.

Знакомство родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Выступление на традиционном школьном театральном фестивале. Награждение каждого класса грамотами.

Взаимодействие с родителями в развитии читательских интересов детей.

7

Проведение повторного анкетирования

Февраль

Сравнить результаты с проведенным ранее анкетированием.

Подтверждение гипотезы.

8

В течение всего учебного проходит конкурс «Самый читающий ученик»

Сентябрь-апрель

Стимулировать учащихся к активному чтению.

Повышение уровня читаемости. Награждение грамотами.

9

В течение всего года проходит конкурс «Самый читающий класс»

Сентябрь-апрель

Стимулировать учащихся к активному чтению, способствовать сплочению классного коллектива.

Повышение уровня читаемости. Награждение грамотами.

Приложение 4

Методические рекомендации для родителей по развитию читательских интересов младших школьников

  1. Создавайте особую обстановку для чтения.
  2. Хвалите и поощряйте ребенка, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера.
  3. Сделайте успешность ребенка наглядной: вывесите на стене «Экран прочитанных  книг» (можно делать как  дома, так и учителю в классе).
  4. Выбирайте для чтения литературу, адекватную возрастным потребностям ребенка.
  5. Пробуждайте интерес подростка к чтению через кинематограф, и обсуждение вокруг сравнения книги и фильма.
  6. Практикуйте одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги. Наверное, нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.
  7. Организуйте экскурсию в районную детскую библиотеку.
  8. Не забывайте и об авторах книг, об иллюстраторах. Обращайте внимание на автора, рассказывайте ребенку о детских писателях.
  9. Инсценируйте вместе с ребенком художественное произведение.
  10. Не привлекайте внимание ребенка к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
  11. Возьмите интересную книгу и прочтите вслух немного, заинтригуйте ребенка - и остановитесь.
  12. Чаще восхищайтесь прочитанным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

Формирование читательского интереса у младших школьников с ДЦП

В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...

Формирование способности воспитанников к саморазвитию в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

Выступление педагога-психолога на совместном методическом объединении классных руководителей и воспитателей.Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируют...