Формирование способности воспитанников к саморазвитию в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната
статья

Новикова Ольга Владимировна

Выступление педагога-психолога на совместном методическом объединении классных руководителей и воспитателей.Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются и "раскручиваются" внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности. Деятельность ребенка реализуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда другим потребностей саморазвития. Перевод воспитанников в режим активного личностного самосовершенствования, саморазвития может являться механизмом успешной социализации, профилактики различных асоциальных проявлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_mo_vosp_nov.docx46.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Формирование способности воспитанников к саморазвитию в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

Актуальность

     Динамичные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах жизни общества, предъявляют повышенные требования к активности, самостоятельности и ответственности человека в вопросах самоопределения и саморазвития. Современный человек постоянно находится в ситуации выбора той или иной альтернативы, оценки своих потребностей, мотивов, целей и способов их достижения. Чтобы продуктивно решать жизненные задачи, необходимо обладать развитыми субъектными качествами, сформированной способностью к саморазвитию.

     Задача создания условий для саморазвития личности особенно актуальна в условиях школы-интерната, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены семейного воспитания, нередко попадают в группу риска, обнаруживают те или иные формы девиантного поведения. Перевод воспитанников в режим активного личностного самосовершенствования, саморазвития может являться механизмом успешной социализации, профилактики различных асоциальных проявлений.

Возможности развития готовности к самореализации ребенка

с ограниченными возможностями ребенка

     Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обозначены такие, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, принцип свободы выбора путей получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).
    В ст. 5 указанного закона подчеркивается, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, а также социального развития этих лиц. Обеспечение условий возложено на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

     Образовательный процесс на современном этапе развития общества можно представить как «процесс саморазвития, самореализации, самоопределения человека, направляемый императивами гуманистического содержания и характера» (Степашко Л.А., 1999).

     Перед институтами образования в отношении детей с ОВЗ стоит задача, которая в гуманистической интерпретации может быть сформулирована следующим образом: возвышение ребенка с проблемами до единой человеческой сущности, создание оптимальных условий для наиболее полного самоосуществления, саморазвития и самораскрытия личности обучающегося (Линьков В.В., 1999).

      В решении поставленных задач существенную роль играет система психолого-педагогического сопровождения и поддержки как одна из сторон деятельности образовательного учреждения. Успешность решения задач современного образования, в каких бы видах деятельности они ни осуществлялись, определяется уровнем и качеством имеющихся у педагога теоретических знаний и практических умений. Для современного педагога важны психологические знания и умение оказать помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации.

     

      Опыт практической деятельности показывает, что именно воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления, формирует личность и создает условия для ее саморазвития.

Саморазвитие как сознательное ценностно-ориентированное управление своим развитием

      Идея саморазвития личности рассматривается как признак новой педагогики, в основе которой лежит логика развития субъектности, переход от установки на развивание детей к педагогической ценности их саморазвития. Понятие «саморазвитие» имеет значение отраженного самоотношения – представления об оценке меня другими

      Проблема саморазвития личности является основной в гуманистическом педагогическом мировоззрении. Первоначально сформулированная как задача познания личностью себя в качестве необходимого условия творческого преобразования окружающего мира и самосозидания. Проблема саморазвития трансформируется в педагогический принцип признания способности личности к саморазвитию, стремления к самосовершенствованию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности, и получает в педагогике дальнейшее развитие как принцип уважения личности обучающегося, необходимость развития в нем созидательной активности и оказания ему помощи в овладении способами творческого самовыражения и самосовершенствования.

Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков

      Особая роль в аспекте формирования субъекта саморазвития принадлежит старшему подростковому возрасту. Однако современные подростки не готовы брать на себя ответственность за собственное развитие, что порождает противоречие между потребностью подростков в саморазвитии и недостаточной сформированностью у них способности к саморазвитию. Одним из способов разрешения данного противоречия является целенаправленное формирование способности к саморазвитию у старших подростков.

      Способность подростка к саморазвитию — это сложное интегративное личностное образование, комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию и характеризующих субъектную позицию подростка в этом процессе в единстве мотивационно-ценностного, оценочно-ориентационного и рефлексивно-результативного компонентов.

      Психологически целесообразное формирование способности к саморазвитию у старших подростков обеспечивается реализацией средств, адекватных структурным компонентам данной способности. Просвещение, убеждение, внушение, личный пример, мотивационный тренинг способствуют развитию мотивационно - ценностного отношения подростков к саморазвитию. Тренинг самопознания, процедуры обратной связи, эмоциональная поддержка со стороны окружающих способствуют формированию у старших подростков обобщенного образа Я как субъекта саморазвития. Тренинг личностного роста, реализация развивающего потенциала учебных предметов способствуют формированию умений самоуправления, рефлексии процесса и результата саморазвития. В процессе реализации структурно-функциональной модели формирования способности к саморазвитию у старших подростков под руководством психолога, при активном участии учителей и родителей обеспечивается формирование у старших подростков устойчивой мотивации к саморазвитию, субъективной готовность к саморазвитию и способности к самоуправлению.

Модель формирования способности к саморазвитию у старших подростков

Цель: формирование способности к саморазвитию у старших подростков

Компоненты

Мотивационно-ценностный

Оценочно-ориентационный

Рефлексивно-результативный

Содержание

Совокупность мотивационных образований и ценностных ориентаций, побуждающих и направляющих саморазвитие

Система

ориентаций в деятельности по саморазвитию и обобщенная оценка подростком себя как субъекта данной деятельности

Комплекс новообразований, являющихся осознанным результатом саморазвития

Критерии

1.Интерес к саморазвитию

2.Личностная значимость саморазвития

3.Осознанная потребность в саморазвитии

1.Обобщенный образ «Я» как субъекта саморазвития

2. Положительный прогноз вероятности достижения успеха в деятельности по саморазвитию

3. Программа саморазвития

1.Владение средствами саморазвития

2.Осознание процесса и результата саморазвития

3.Прогноз дальнейшего саморазвития

Условия

Развитие мотивационно-ценностного отношения к саморазвитию

Формирование обобщенного образа «Я» как субъекта саморазвития

Формирование умений самоуправления, рефлексии процесса и результата саморазвития

Средства

Просвещение, убеждение, внушение, личный пример, мотивационный тренинг

Тренинг самопознания, процедура обратной связи, эмоциональная поддержка

Тренинг личностного роста, реализация развивающего потенциала учебных предметов

Результат

Устойчивая мотивация саморазвития

Субъективная готовность к саморазвитию

Способность к самоуправлению

Воспитание, ведущее за собой развитие,

формирует личность и создает условия для ее саморазвития

      Воспитание традиционно понимается как целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

      В современной педагогике воспитание понимается как развитие направленности личности – мировоззрения, убеждений, идеалов, стремлений, интересов.

      В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

      Изучение существующих в педагогике подходов к рассмотрению понятий «сопровождение», «помощь», «поддержка» позволяет выделить различные точки зрения и установить, что в современной педагогической практике парадигма сопровождения и поддержки является одной из самых распространенных в оказании помощи людям с различными проблемами.

      В работах многих ученых представлены идеи сопровождения и поддержки процесса личностного роста и развития воспитанников. Так, теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля делала ребенка центром воспитательной и образовательной деятельности. Воспитанию предполагалось придать активный характер, опереться на самодеятельность ребенка во всех ее формах.

      Концепция воспитания, разработанная С.Т. Шацким исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью; в организации воспитательно-образовательного процесса воспитатели должны сосредоточить свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения. Отношения между педагогами и воспитанниками понимались как отношения между старшимии младшими товарищами.

     В методике А.С. Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на нее через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом.  

     Газман О.С. определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение – как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному.
     Для отечественной культурно-педагогической традиции характерна приоритетная позиция воспитания перед обучением. Особенно наглядно данная позиция воплощена в педагогической практике В.А. Сухомлинского, философско-педагогические воззрения которого заметно отличались от общепринятых, не совпадали с официальной доктриной формирования личности.

       Основа саморазвития личности, по мнению В.А. Сухомлинского, кроется в природе самого человека, устремление к совершенствованию и саморазвитию является одним из базовых свойств человека.

      Однако на этот процесс нельзя воздействовать прямо, возможно стимулировать этот процесс, и делать это необходимо через активизацию учебно-познавательной деятельности и приобщение ребенка к творчеству. Определяя целью воспитания творческое саморазвитие личности, В.А. Сухомлинский наполняет процесс саморазвития духовным содержанием,

обращается к сердцу, чувствам, а не только к разуму ребенка, придает большое значение развитию потребностей детей в самосовершенствовании, уделяет внимание обучению навыкам самообразования и самовоспитания.

       Поддержка саморазвития личности воспитанника в практическом опыте В.А. Сухомлинского опирается на развитие индивидуальности, самоценности и самодостаточности каждого воспитанника, но, развивая индивидуальность, необходимо уделять внимание формированию чувства долга; понимания свободы как меры ответственности перед обществом, коллективом, в котором осуществляется совместная деятельность, воспитанию уважения к нравственным и духовным ценностям общества, так как усиление индивидуальности приводит к разобщенности и обособленности каждого участника деятельности.  

       Основной смысл поддержки саморазвития личности воспитанника в практическом опыте В.А. Сухомлинского состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления трудностей, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в саморазвитии, обучении, общении, образе жизни.

Саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание

       Саморазвитие - собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, в процессе естественного физиологического, психического и социального развития. Это есть характеристика внутренней способности личности к работе над собой, к росту, развитию.

       Саморазвитие как управляемый личностный процесс должен быть скоординирован с направленным извне педагогическим процессом.

      Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

      Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

Саморазвитие:

1) Самопознание                      методы: познание собственных свойств и качеств личности

                                                                   на основе самоанализа, самокритики, самооценки;

2) Самоопределение                    цель: выбор человеком своего места в системе социальных

                                                                отношений;

 

3) Самоуправление     деятельность: целенаправленная, систематическая, организованная,  

                                                                в процессе которой человек управляет собой;

4) Самореализация             средства: возможности и способности человека, его жизненные

                                                                силы;

 

5) Самосовершенствование условия: в субъектных целях и интересах личности      

                                                               целенаправленно формируются и развиваются ее

                                                               качества и способности.

       Характеристиками саморазвития как специфического процесса, разворачивающегося во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, являются неоднозначность и многоплановость. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из которых является существование различных форм саморазвития.

       В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные – первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая – характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться.

      В.Г. Маралов выделяет следующие основные формы, которые являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию.

      Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности.

      Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу.

      Самоактуализация – выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни.

      Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

      Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие. Вторая, внутренняя часть процесса - это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность.

"Всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание" (Л.С. Выготский).

       Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

       Самовоспитание, самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Определяющим условием развития личности человека является его многоплановая деятельность и общение, причем личность ребенка формируется в специфической для него деятельности — игре, общении, учении, труде.

      Деятельность выполняет развивающую функцию лишь в том случае, если обеспечена ее мотивационная сторона, если у ребенка складывается достаточно осознанные, стойкие и сильные внутренние побуждения. В связи с тем, что деятельность многопланова, существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности и осознанности, побуждающих к ее выполнению. Единая взаимосвязанная система мотивов деятельности и их реализация составляют психологическую основу развития личности.

      В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются и развиваются различные качества личности. Система устойчивой структуры преобладающих мотивов характеризует направленность активности личности.

      Согласно взглядам Л.С. Выготского, процесс развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие.

      В содержательном плане можно выделить три направления саморазвития:

  1. Формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы.
  2. Развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их  

совершенствовать целенаправленно.

  1. Устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.

Потребности – механизмы саморазвития

     1) познавательная – ориентировочный инстинкт (любопытство, любознательность, творческий поиск);

    2) самоутверждение – стремление иметь преимущество перед окружающими, занимать в обществе достойное место;

    3) самовыражение (стремиться проявить себя, нравиться себе и другим);

    4) самоопределение – синтез первичных потребностей – поиск своего места в жизни;

    5) самопознание – от осознания своего «Я» в начальной школе к самоконтролю в среднем звене и целевым установкам в старших классах;

    6) самовоспитание – от исправления своих проступков в начальной школе, воспитания воли и характера в среднем звене, ответственности и принципиальности в старших классах;

    7) самообразование – воспитание культуры умственного труда;

    8) безопасность – желание быть защищенным, ощущать эмоциональную близость и любовь;

    9) самореализация – стремление быть счастливым, ощущение себя строителем своей судьбы или пространства творческой деятельности.

      Все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

     Самопознание начинается в раннем детстве, но тогда оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира, позднее — осознавать себя как члена социальной микрогруппы, в подростковом возрасте — начинается осознание «духовного Я» — своих психических способностей, характера, нравственных качеств, возникает осознанный личный идеал, сопоставление с которым вызывает недовольство собой и стремление себя изменить.

Трудности процесса саморазвития

      Процесс саморазвития сопряжен с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются человеком как барьеры саморазвития. Наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером саморазвития, как отмечают исследователи, является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь. Человек зачастую воспринимает свою жизнь как стечение случайных событий и обстоятельств, когда он не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит.  

      Однако возникает вопрос о том, предпринял ли он какие-либо реальные действия, чтобы изменить обстоятельства, преодолеть их?

      К сожалению, многие люди подвержены феномену «выученной беспомощности». Этот феномен был открыт, теоретически обоснован и детальноизучен в многочисленных экспериментах американским исследователем Мартином Селигманом. Выученная беспомощность – это состояние, возникающее в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят, ион ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить.  

      Кроме того, многие трудности саморазвития определяются:

  • неразвитостью способности к самопознанию;
  • влиянием сложившихся стереотипов и установок;
  • несформированностью механизмов саморазвития;
  • препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностномупревосходству;
  • отсутствием или утратой смысла жизни.

       Таким образом, саморазвитие – это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и вотрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством.

        Как процесс саморазвитие имеет свои механизмы, цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Формирование способности к саморазвитию воспитанников с ОВЗ

      Что касается детей с ограниченными возможностями, то имеющиеся у них нарушения физического или умственного развития вносят в процесс становления ребенка как личности значительное своеобразие.

      Несмотря на то, что динамика развития личности нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям, каждый вид аномалии вносит свои коррективы. На развитие личности ребенка влияет характер имеющегося дефекта, степень выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, возрастные и компенсаторные возможности ребенка, условия жизни и его воспитания и ряд других факторов.         Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

      При организации психолого-педагогического сопровождения детей непреходящее значение имеет достижение исходного доверительного контакта между ребенком и взрослым, который выступает в качестве «проводника» впервых путешествиях ребенка в собственный внутренний мир. Для установления доверия взрослый должен очень хорошо понимать значимый контекст жизненного мира ребенка.

      Важно помнить, что если для ребенка дошкольного возраста собственная личность раскрывается в процессе общения, взаимодействия, игры, то школьник познает себя, свои возможности, сравнивая, сопоставляя собственные успехи и достижения с результатами сверстников, прежде всего, в процессе учебной деятельности.

      Понимая желания, потребности ребенка, взрослый должен быть рядом и немного забегать вперед, чтобы создавать перспективы развития для растущего человека. Как отмечает отечественный психолог М.Р. Битянова, «...сопровождать ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно присматривается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь.

       Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги – право и обязанность каждой личности, но, если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, – это большая удача».

       Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.

       Различают два вида управления: стихийное — результат воздействия на ребенка массы случайных единичных актов, и сознательное, осуществляемое на основе четко поставленной цели, продуманного содержания и предвидения конечного результата. Чтобы влияние одного человека на другого было более весомым, используются различные приемы и методы воздействия.

      Социально-психологическое воздействие — это целенаправленный перенос информации от одного участника взаимодействия к другому, предполагающий изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека, на которого направлено воздействие.

      Прием воздействия — это совокупность средств, действий и правил по их использованию.

     Метод воздействия — это совокупность приемов, реализующих воздействие. Приемы и методы воздействия направлены, прежде всего, на изменение мотивации активности человека и факторов, которые регулируют эту активность, а также на психические состояния, в которых человек находится: неуверенность, депрессия, тревога, страх и др.

      В числе наиболее распространенных средств воздействия одного человека на другого в процессе межличностного взаимодействия обычно называют:

      1. Речевое воздействие (вербальная информация). Речевое воздействие имеет целью донести содержание мысли до ребенка или подростка и с его помощью сформировать или изменить систему его ценностей: мотивации, установки, ценностные ориентации по отношению к себе или тем или иным объектам и явлениям.

      2. Неречевое воздействие (невербальная информация). Используется одновременно с речевым воздействием с целью усиления его эффективности или же обособленно — для передачи собственной информации, а также для создания более благоприятной обстановки при общении с партнером. К неречевым воздействиям относят: мимические и пантомимические движения, интонацию голоса, паузы, жесты и др.

      3. Вовлечение ребенка и подростка в специально организованную деятельность с целью удовлетворения потребности в общении и в самоутверждении. Такими видами деятельности являются: игровая, продуктивная (лепка, конструирование, рисование), учебная, спортивная, посильный бытовой труд и др. Включение детей в названные виды деятельности позволяет им изменить свой неблагоприятный статус и, тем самым, закрепить возникшее положительное состояние и новый тип поведения. При этом целесообразно выбирать наиболее эффективную с точки зрения воспитательных возможностей и возможностей ребенка с ограничениями жизнедеятельности форму ее организации.

      Так, для формирования навыков общения, выработки навыков взаимодействия со сверстниками полезными могут быть задания, требующие парного или группового выполнения. Групповая деятельность значительно расширяет деловое общение детей, увеличивает возможности для оказания взаимопомощи, развивает чувство доброжелательности. Детям следует доверять и выполнение других важных дел: шефство над малышами, подведение итогов коллективных дел и многое другое.

     Один из наиболее распространенных травмирующих факторов для ребенка с ограниченными возможностями, мешающих ему включаться в межличностные отношения и взаимодействовать с другими, особенно незнакомыми людьми и в незнакомых ситуациях, — страх перед неопределенностью.

     Считается, что чем выше фактор субъективной неопределенности, тем выше тревожность, уровень эмоциональных переживаний, последствиями которых может быть потеря целенаправленности в деятельности, личной активности, уход в себя, замкнутость. Неопределенность может проявляться в оценке личных перспектив, своей роли и места в жизни, в затраченных усилиях в учебе, труде, в оценке приобретенных моральных и социальных норм. Все перечисленные негативные причины могут вызывать у ребенка, и особенно у подростка и юноши, внутреннюю напряженность, и он пытается защищаться средствами, которыми располагает. В числе таких средств могут быть переосмысление возникшей ситуации, поиск новых целей либо уход в регрессивные формы реагирования в виде безразличия, апатии, депрессий, агрессивности и др.

Специальная(коррекционная) школа-интернат как среда саморазвития воспитанников

       Современный этап развития образования выдвигает на первый план задачу создания условий для личностного становления и личностного саморазвития обучающихся.

       Процесс саморазвития необходимо рассматривать с учетом возрастных особенностей личности. Все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного "самобиологического", биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации (усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом).

       Деятельностный подход в воспитании и обучении важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.

      Второй компонент проектируемой системы охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности обучающихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Обучающиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.Ставится цель - дойти до каждого воспитанника, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

     Самоуправление есть специфическая организация обучающихся для коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Это площадка детских инициатив. Органы самоуправления должны работать по принципу: каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Для реализации этого принципа должна кардинально меняться позиция педагога: он должен сознательно передать инициативу детям, побуждая их к самостоятельной постановке целей, планированию и выполнению работы, а также анализу сделанного. Педагог в данном случае не руководит, не управляет, а лишь осуществляет поддержку, выполняя роль тьютора. При этом у детей формируется компетентность самоменеджмента.

     Перевод мероприятий в режим КТД позволяет повысить уровень активности детей, содействует развитию их мотивации достижения (методика КТД разработана И.П. Ивановым).

     КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

    Самоподготовка - специфический режимный момент, один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса в школе-интернате. Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал - развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, справочной и другой дополнительной литературой, используя мультимедийную продукцию.

      В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:

  1. развитие воли, умения преодолевать трудности;
  2. формирование характера;
  3. выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;
  4. совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.

       Реализация этих целей и задач позволяет воспитанникам школы-интерната успешно учиться.

       Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов),

развертывается не только в процессе ученья, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство.

      Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются и «раскручиваются» внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности.

     Условия для улучшения межличностных отношений между воспитанниками и взрослыми на субъект-субъектной основе создает стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию - вот климат, способствующий формированию самосовершенствования.

Список литературы:

1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

2.Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2005.

3.Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000.

4.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М., 2004.

5.Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов и преподавателей / А.М. Новиков – М.: Издательство Эгвес, 2010.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб, 2000.

7.Интересы и потребности современных детей и подростков. Методическое пособие для педагогов и психологов/Под общ. ред. Ю.Н. Синягиной - СПб., 2007.

8.Сухомлинский В. Серия: антология гуманной педагогики / В. Сухомлинский. – ИД Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с.

9.Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и в первую очередь воспитанники шко...

"Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

Данный проект предусматривает   развитие связей с социумом  в целях создания  условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников   специальной (коррекционной) школы 8 в...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями д...