Урок литературы «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Гришина Ольга Юрьевна

 (4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих  уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их исторические прототипы.. », «Гринев: жизненный путь героя», « Семья капитана Миронова»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РАЗРАБОТКИ

                               УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Учитель русского языка и литературы НРМОБУ «Сингапайская СОШ»           п. Сингапай, Нефтеюганский район

Гришина Ольга Юрьевна

Тема:  «Е. Пугачев  в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде

«История Пугачёвского бунта».

 (4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих  уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их исторические прототипы.. », «Гринев: жизненный путь героя», « Семья капитана Миронова»).

Тип урока – обобщения и систематизации знаний (по классификации  Онищука В.А.).

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, технологии критического мышления и компьютерных технологий.

Цели по содержанию занятия:

1. Образовательная - сформировать представление о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения,  определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.

2. Развивающая – развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач. Формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы.

3. Воспитательная - способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как честь, милость, добро, благородство.

Методы и приёмы: (Лернер И.Я., Скаткин М.Н): объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.  

Педагогические технологии: проблемное  обучение, технология критического мышления, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".

  2. Презентация " Е. Пугачев  в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде

  «История Пугачёвского бунта».

  3. Учебник-хрестоматия «Литература 8 класс», часть 1, авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П.    

  Журавлев, В.И. Коровин, М. «Просвещение», 2018 г.

4. Карточки для работы групп.

5. Презентация для выступающих.

Предварительное домашнее задание:

  • Выборочно  перечитать главы 2, 7, 8, 11, 12, используя содержание глав,  заполнить таблицу «Характеристика героя» (приложение 1).
  • Индивидуальное задание:
    - подготовить сообщение «Е. Пугачёв». «Причины крестьянской войны 1773 – 1775 г.», «Крестьянская война 1773 – 1775 г.»
    - подготовить выразительное чтение эпизода на стр. 139-140.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, ватман, маркеры.

План урока:

1.Организационный момент (1 мин.).

2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение (5 мин).

3. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений  (10 мин).

4. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний  (10 мин).

5. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей урока (8 мин).

6. Итоги урока. Рефлексия (10  мин).

7. Постановка домашнего задания (1 мин).

         

Этапы урока

Время

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Методы и приёмы

Формы организации работы учащихся

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1 минута

Настрой на работу на уроке

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку

Фронтальная

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Включаются  в учебную деятельность.

2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

.

5 минут

Осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

(С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке).

- Сегодня на уроке мы будем говорить об исторической личности и герое  романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,   о Емельяне Пугачеве – предводителе крестьянского восстания 1773 – 1775 г.  На уроке будут использованы фрагменты фильма Александра Прошкина «Русский бунт», снятого по мотивам произведений А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» в 1999 году к 200-летию поэта.

- Пред вами два эпиграфа нашего урока.  Прочитайте высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта В. Броневского.В.Б.            

- Однозначная  ли оценка  даётся Е. Пугачёву?

- Я предлагаю просмотреть вам два эпизода  фильма А. Прошкина «Русский бунт» - «Казнь»,«Спасение Маши»,  подумать и ответить на вопрос: «Какой образ Пугачёва, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в романе А.С.  Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта»?                                  

- Действительно, Емельян Пугачев – натура неоднозначная, личность-загадка.

- Сформулируйте тему урока.                                              

- Что на уроке мы должны узнать? Сформулируйте цель  урока.

-На какие вопросы мы должны ответить сегодня на уроке?

- Чему будем учиться?

- Как оформим полученную информацию?

Проблемное изложение

беседа

Объяснительно- иллюстративный

демонстрация

Фронтальная

Слайд 1

Чтение высказываний критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта. Броневского.В.Б.

Ответы детей на поставленный вопрос: «Однозначная ли оценка  даётся  Е. Пугачёву?» Слайд 2

Просмотр сцен «Казнь», «Спасение Маши» кинофильма «Русский бунт» Александра Прошкина. Ответ на  вопрос «Какой образ Пугачёва, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в романе А.С.  Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта»?                              Слайд 3, 4   (Кадры фильма вставлены в слайд, открываются по щелчку левой клавиши мышки, вирусов нет)

Формулируют и  записывают тему урока.

Слайд 5

Формулируют цель урока и сравнивают свою формулировку с формулировкой на слайде.  Слайд 6

УУД, выполняемые  учащимися на данном  этапе:

-  самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

–планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

3. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений  

10

мин.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме, делать отбор информации

- Любое историческое событие имеет свои причины. Давайте посмотрим, какие причины восстания называет Петр Гринев в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.

Чтение  отрывка на стр. 144 – 140 (проверка домашнего задания).

- Сообщает ли нам Гринев истинные причины восстания?  А мог ли он вообще знать о них?

-Почему же все-таки народ поднимается на восстание. Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников.

Сообщения учеников  о причинах и ходе крестьянской войны 1773 – 1775 г.

- О крестьянской войне под  предводительством Пугачёва мы читали с вами на предыдущих уроках в историческом труде Пушкина «История Пугачёвского бунта», картины стихийного крестьянского бунта разворачиваются и на  страницах «Капитанской дочки». Характер Пугачёва раскрывается постепенно в ходе событий, о которых повествует Петр Гринев. Давайте и мы с вами шаг за шагом пойдем вслед за автором, попытаемся раскрыть образ Емельяна Пугачева и выяснить кто же он – герой или злодей??

Почему его личность была так интересна Пушкину?

- Сообщение учащегося «Е. Пугачёв».

Метод комментированного чтения

Репродуктивный

Фронтальная

Индивидуальная

- Чтение отрывка из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» со слов: «Прежде нежели приступлю к описанию…» до слов: «Следствием было варварское убиение Траубенберга…» (проверка домашнего задания). Ответ на поставленный вопрос.

Индивидуальное задание:

- сообщение «Причины крестьянской войны 1773 – 1775 г.»  (приложение 3,  используется презентация учащегося);

Записывают  причины крестьянской войны 1773 – 1775 г.

- сообщение «Ход крестьянской войны 1773 – 1775 г.» (приложение 4), используется презентация учащегося.

Отбирают информацию о  причинах крестьянской войны 1773 – 1775 г., ходе крестьянской войны,

записывают.

Индивидуальное задание:

- сообщение «Е. Пугачев»  (приложение 2), используется презентация учащегося.

УУД, выполняемые  учащимися на данном  этапе:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

4. Повторение и обобщение понятий

и усвоение соответствующей системы знаний.

  10

мин.

Поиск и выделение необходимой информации

- Вот таким он был в жизни, таким представлен на страницах истории. А каким же мы видим Пугачева на страницах романа А.С.Пушкина?

(Идет проверка домашнего задания через фронтальный опрос, параллельно с этим после ответов учеников высвечивается текст на слайде и сверяются записи в тетрадях, ключевые слова подчёркиваются)  Проверка домашнего задания (работа с таблицей, приложение 1).

Фронтальный опрос по главе «Вожатый»

• Как запечатлен образ вожатого, на что обращает внимание Гринев? Отметьте детали портрета героя, дающие представление об отношении автора к герою?

Фронтальный опрос по главе «Приступ»

Каким предстаёт  Пугачев в главе «Приступ»?  Каким Пугачев показан во время казни (был продемонстрирован эпизод фильма «Казнь» в начале урока) и после взятия крепости?

Фронтальный опрос по главе «Незваный гость» 

Изменилось ли представление Петра о Пугачеве – «злодее и разбойнике»?

События вновь разводят Гринева и Пугачева в разные стороны. Гринев едет в Оренбург, где мечтает о скорейшем освобождении Белогорской крепости и о свидании с Машей Мироновой. А Пугачев продолжает разорять крепости.

Фронтальный опрос по главам «Мятежная слобода.

• Каким Пугачёв показан в этой сцене?

Фронтальный опрос по главе «Сирота».

• Каким видим Пугачёва в этой сцене? Почему Пугачев помогает Гриневу и освобождает сироту?  

Частично-поисковый

Работа с учебником, с таблицей

Фронтальная

Индивидуальная

Проверка домашнего задания – характеристика Пугачёва (гл.2, 7, 8, 11,12), работа с таблицей, отвечают на вопросы, подчёркивают ключевые слова в тетради.

Слайды 7

Слайд  8

Слайд  9

Слайд  10

Слайд 11

5. Повторение и систематизация основных теоретических положений.

6. Итоги урока. Рефлексия

7. Домашнее задание

8 мин

10  мин.

1 мин.

Формирование навыка работы с различными текстами  с целью отбора нужного материала, формирование умения применять теоретические знания на практике, умение делать выводы

Организация рефлексии, самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Образ Пугачева в «Капитанской дочке»  – это литературный образ (художественный образ), а Пугачев - прежде всего  историческая личность. Ребята, давайте выясним, совпадают ли эти два образа. Если не совпадают, то попытаемся выяснить,  почему?  Работая в группах, мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы.

Класс делится на 4 дифференцированные группы. Каждая группа получает карточку с заданием различной сложности, на выполнение которого отводится 5  минут. По истечении времени от группы выступает один представитель, выбранный членами группы. Ответ формулирует ученик, опираясь на задания (по ходу выступления каждой группы открывается слайд, на котором отражено задание данной группы) (приложение 5)

- Каким же предстает Пугачев в романе Пушкина? Кто же он  такой ? Тиран? Спаситель? Душегуб? Правдоискатель? Я думаю, у каждого из вас сложилось своё представление об этом герое.

Формируются 2 группы: «Пугачёв – злодей!», «Пугачёв - герой» » на страницах романа и исторического труда А.С. Пушкина.

 Группы получают задание.

 1 группа – Какие поступки Пугачёва характеризуют его как героя?  Составить кластер. Обосновать свою позицию.

2 группа  - Какие поступки Пугачёва характеризуют его как злодея? Составить кластер. Обосновать свою позицию.

Кластер - «наглядный мозговой штурм».

Выступление детей «Пугачёв - герой», «Пугачёв - злодей», защита своих позиций.

Вывод: А.С.Пушкин, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа.  Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность, жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость, откровенность, весёлость.

Характер Пугачева противоречивый.

В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек": способен проявить милость и благодарность, способен оценить честь и мужество противника.

Удалось ли нам сегодня на уроке ответить на все поставленные вопросы? Всё ли задуманное получилось?

-Оцените свою работу на уроке.

!!! – Я активно поработал, у меня всё получилось.

! – В целом я справился, но у меня не всё получилось.

? – Я не получил ответа на мои вопросы, у меня ничего не получилось.

Комментирование и выставление оценок.

Учитель комментирует домашнее задание.

  • Пересказ «Любимые страницы романа «Капитанская дочка».
  •  Письменный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Емельяна Пугачева после прочтения романа «Капитанская дочка».
  • Составить кроссворд  «По страницам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Частично - поисковый

Сравнительный

Исследовательский самостоятельная работа,

кластер

Групповая

Групповая

Индивидуальная

Фронтальная

Работа в группах, учащиеся получают карточку с заданием.

Результат работы групп:

1 группа: В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в романе выражено еще и впечатление от внешности: «Внешность его была замечательна», про глаза сказано, что они были «живые», а лицо имело выражение «довольно приятное, но плутовское». В описании внешности Пугачева в «Капитанской дочке» проглядывается авторская симпатия, а в «Истории

Пугачевского бунта» портрет героя лишен эмоциональной окраски.

Слайд 12

2 группа: Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей автор показывает при помощи глагола «повалил», т.е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси  царей и почетных гостей.

Слайд 13

3 группа: В «Истории Пугачевского бунта» А.С.Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов.  В «Капитанской дочке», автор опирается  на реальные факты, но писатель избегает описания кровавых сцен, т.к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.

Слайд 14

4 группа: Орел – символ свободы и власти.  Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость.  Смысл сказки  - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь, пусть и  тридцать три года, чем существовать, «питаясь падалью», триста лет.

Слайд 15

Работа  во вновь сформированных группах. Группы выполняют задание. Составляют кластер. Защита.

УУД, выполняемые учащимися на данном этапе:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

Рефлексия своей деятельности на уроке.

Запись домашнего задания.

Приложение 1.

Пример заполнения таблицы

Глава

Характеристика Пугачева

II гл.

«Вожатый»

Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

VII гл.

«Приступ»

«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».

Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку.

VIII гл.

«Незваный гость»

«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл.

«Мятежная слобода»

«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь».

Глаза засверкали.

«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».

«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».

«Хвастливость разбойника показалась мне забавна».

XII гл.

«Сирота»

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».

Таблица

Глава

Характеристика Пугачева

II гл.

«Вожатый»

VII гл.

«Приступ»

VIII гл.

«Незваный гость»

XI гл.

«Мятежная слобода»

XII гл.

«Сирота»

                                                                                                                         Приложение 2.

                                                           ЕМЕЛЬЯН  ПУГАЧЕВ

Пугачев Емельян Иванович – предводитель народного восстания. Емельян был казаком из донской станицы Зимовейская. Отменно владел ружьем, саблей и пикой. Несмотря на небольшой рост (162 см.), обладал большой физической силой и выносливостью. Был превосходно сложен – широк в плечах и тонок в талии, с детства любил молодецкие забавы. Современники отмечали, что у него не хватало одного из верхних зубов – выбили еще в юности в кулачном бою.

В 1759 г. Пугачев вступил на военную службу казаком, участвовал в Семилетней войне 1756 – 1763 гг., проявил «отменную проворность» во время сражений. Участвовал он и в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг., где получил за храбрость младший офицерский казачий чин.

Вернувшись по болезни домой в 1771 г., Емельян неоднократно подвергается арестам, которые сменялись побегами. Судьба занесла его на Яик, где он объявил себя чудом спасшимся императором Петром III и поднял восстание, которое началось 17 сентября 1773 г.

В ноябре 1774 г. восстание было подавлено, Пугачев арестован, в железной клетке привезен в Москву, где был казнен 10 января 1775 г. на Болотной площади. Он был приговорен к четвертованию.  Палач  «по ошибке» сначала отрубил ему голову, избавив от страшных мучений.

                                                                                                                           

                                                                                                                                   Приложение 3.

                               ПРИЧИНЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 1773 – 1775 г.

В 1762 г. На престол под именем Екатерины II взошла дочь принца Ангальт – Цербстского София Фредерика Августа, жена Петра III. Екатерина начала щедро одаривать из государственной казны тех, кто помог ей стать императрицей, а когда деньги закончились, в ход пошли крестьянские души. Вышел указ «Жалованная грамота дворянству», который предоставил дворянам полную свободу от военной и гражданской службы, тем самым открыв им широкую перспективу для занятия хозяйственной деятельностью. Затем вышли указы о запрете крестьянам жаловаться на помещика, о праве ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторжные работы, которые поставили крестьян в положение рабов. Крепостных продавали, обменивали на скот, проигрывали в карты. Произвол помещиков достиг крайних пределов, а крестьянство, доведенное до отчаяния, оказывало сопротивление, которое носило стихийный характер. За период с  1762 по 1769 гг. крестьяне поднимались на бунт 120 раз.

Кроме того, в 60 – 70-х гг. XVIII века стали ущемляться права казачества: ограничилось казацкое самоуправление, на Яике была отменена выборность войсковых атаманов; казаков стали привлекать к службе вдали от родных мест; яицкие казаки были лишены многих привилегий. Все это предвещало огромную бурю, не хватало только предводителя, за кем пошел бы народ. Этим предводителем и стал Емельян Пугачев.

                                                                                                                         

                                                                                                                            Приложение 4.

                                                    КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773 – 1775 г.

1773 г. - начало  грандиозного восстания под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева.  Отряд пугачевцев из 80 человек быстро вырос за счет казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. 5 октября Пугачев с войском в 2,5 тыс. человек при 20 пушках осадил Оренбург. Пугачевское войско под Оренбургом выросло в 15-тысячную армию при 86 пушках. В войске поддерживалась дисциплина, велось воинское обучение, выплачивалось жалованье. Отличившиеся награждались «медалями» - рублями Петра III. Части имели свои знамена, обычно с восьмиконечным староверским крестом.

К январю 1774 г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. Усмирение бунта поручили генерал-аншефу А.И.Бибикову. Он подтянул регулярные войска и в начале 1774 г. перешел в наступление. 22 марта в  решающем сражении близ Оренбурга восставшие потерпели  поражение, потеряв 2 тыс. убитыми и 4 тыс. пленными. Была захвачена вся артиллерия.

С отрядом из 500 человек Пугачев укрылся в горах Южного Урала. Начался второй этап восстания. Пугачевское войско выросло за счет «заводских мужиков» и башкир до 8 тыс. Восстание вновь заполыхало в Башкирии, на Урале, в Прикамье. 9 июня отряд И.И.Михельсона нанес новое поражение Пугачеву, но тому удалось оторваться от преследования.

Восставшие вышли к Казани. 12 июля 20-тысячная армия Пугачева ворвалась в Казань. Город сдался, и лишь военный гарнизон оборонялся в казанском кремле. В сражениях 12 и 15 июля у Казани войска мятежников были разгромлены, Пугачев и 300 его сторонников переправились на правый берег Волги. Они двинулись на юг, рассчитывая на помощь донских казаков. За июль – август 1774 г. Пугачев овладел Саранском, Пензой, Камышином, Саратовом, Царицыном и другими волжскими городами. Но 3-тысячный отряд Михельсона настиг мятежников, восставшие терпят очередное поражение. Пугачев с 200 яицкими казаками переправился на левый берег Волги. Казаки решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774 г. схватили Пугачева, а 14 сентября выдали его властям.                                                                                                                     

                                                                                           

                                                                                                                Приложение 5

                                                                       Группа № 1

Прочитайте и сравните описание внешности Емельяна Пугачева из «Истории Пугачёвского бунта»  и 2 главы «Капитанской дочки».


«Емельян Пугачев … сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой черной немочью».

Ответьте на вопросы:

1. Что общего  в том и другом описании? Если есть  несовпадающие детали, то чем вы можете объяснить несоответствия?

2. В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какие слова помогают выразить это отношение?

                                                                    Группа № 2

    Прочитайте отрывок из «Истории Пугачевского бунта» А.С.Пушкина.

«
Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колоколь - ный звон. Вдруг  закричали в толпе, что государь на площади ожидает  пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же».

   Ответьте на вопросы:
1. Обратите внимание на глаголы. О чем нам говорят названия действий, которые совершаются народом?   2. Сделайте вывод об отношении народа к Пугачеву.3. Есть ли такой эпизод в «Капитанской дочке?»

                                                                            Группа № 3

Прочитайте  эпизоды из «Истории Пугачевского бунта» А.С.Пушкина.

а)
«Пугачев, в красном казацком платье, приехал верхом в сопровождении Хлопуши.  При его появлении солдаты поставлены были на колени. Он сказал им: «Прощает вас бог и я, ваш государь Петр III, император. Вставайте!» Потом велел оборотить пушку и выпалить в степь. Ему представили капитана Камешкова и прапорщика Воронова. История должна сохранить сии смиренные имена. «Зачем вы шли на меня, на вашего государя?» - спросил победитель. – «Ты нам не государь, - отвечали пленники, - у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец». Они тут же были повешены».

б) «Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили»

Ответьте на вопросы:
1. Что общего в этих эпизодах?
2. Сравните, есть ли в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина подобные сцены? Ответ

обоснуйте.

                                                                          Группа № 4

Прочитайте данный эпизод из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.

«Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего – навсе  только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»

Ответьте на вопросы:
1. Какой философский смысл несет в себе калмыцкая сказка, и как она помогает понять характер Пугачева?



Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель русского языка и литературы НРМОБУ «Сингапайская СОШ» Гришина О.Ю.

Слайд 2

Т ип урока –обобщения и систематизации знаний (по классификации Онищука В.А.) Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, технологии критического мышления и компьютерных технологий. Цели по содержанию занятия: 1. Образовательная - сформировать представление о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения, определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную. 2. Развивающая – развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач. Формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы. 3. Воспитательная - способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как честь, милость, добро, благородство.

Слайд 3

Методы и приёмы: ( Е.И. Пассов, Е.С. Полат, Ю.А. Бабанский): проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, методы контроля, кластер. Педагогические технологии : проблемное обучение, технология критического мышления, компьютерные технологии. Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная. Средства обучения: 1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". 2. Презентация «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта». 3. Учебник-хрестоматия «Литература 8 класс», часть 1, авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, М. «Просвещение», 2010 г. 4. Карточки для работы групп. 5. Презентация выступающих.

Слайд 4

Этапы урока: 1.Организационный момент (1 мин.). 2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение (5 мин). 3. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений (10 мин). 4. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний (10 мин). 5. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей урока (8 мин). 6. Итоги урока. Рефлексия (10 мин). 7. Постановка домашнего задания (1 мин).

Слайд 5

В классе 13 учащихся, из них 8 мальчиков и 5 девочек. Большинство учащихся с высоким и средним уровнем мотивации, 2 учащихся – низкий уровень мотивации. Согласно диагностике уровня обученности (по П.И. Третьякову) в классе 3 ученика имеют 5 уровень обученности, 6 учащихся - 4 уровень обученности, 1 ученик - 3 уровень и 2 ученика - 2 уровень. Учащиеся способны работать в хорошем темпе в течение всего урока. Психологический климат в классе хороший, на уроках атмосфера взаимопонимания и доверия. Характеристика класса.

Слайд 6

План - конспект урока Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников 1. Организационный момент (проверка готовности учащихся, их настроя на работу) 1 мин Приветствие. Проверка готовности учащихся, их настроя на работу. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Слайд 7

План - конспект урока Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников 2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение . (Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. (С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке). 5 мин Предлагается 2 высказывания о Пугачёве: критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта В. Броневского.В.Б. - Однозначную ли оценку дают Пугачёву? Предлагается для просмотра два фрагмента фильма А. Прошкина «Русский бунт» («Казнь», «Спасение Маши Мироновой»). - Какой образ Пугачёва, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта»? Учитель предлагает сформулировать тему урока, цель урока. -На какие вопросы мы должны ответить сегодня на уроке? - Чему будем учиться? - Как оформим полученную информацию? Чтение высказываний критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта. Броневского.В.Б. Ответы детей на поставленный вопрос: «Однозначная ли оценка даётся Е. Пугачёву? Просмотр сцен «Казнь», «Спасение Маши» кинофильма «Русский бунт» Александра Прошкина . Ответ на поставленный вопрос. Формулируют тему урока, цель урока и сравнивают свою формулировку с формулировкой на слайде.

Слайд 8

План - конспект урока Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников 3. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений (Формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме , делать отбор информации ) 10 мин Учитель организует комментированное чтение отрывка на стр. 144 – 140 (проверка домашнего задания). Предоставляется слово учащимся, приготовившим сообщения «Причина крестьянской войны 1773 – 1775 г.», «Крестьянская война 1773 -1775 г.», «Е. Пугачёв». Чтение отрывка из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», ответы на вопросы учителя. Сообщения учащихся. Отбирают нужную информацию, записывают.

Слайд 9

План - конспект урока Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников 4. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний. (П оиск и выделение необходимой информации) 10 мин Учитель организует проверку домашнего задания через фронтальный опрос (работа с таблицей), параллельно с этим после ответов учеников высвечивается текст на слайде и сверяются записи в тетрадях, ключевые слова подчёркиваются). Отвечают на вопросы, работают с таблицей, подчёркивают ключевые слова в тетради.

Слайд 10

План - конспект урока Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников 5 . Повторение и систематизация основных теоретических положений . (Формирование навыка работы с различными текстами с целью отбора нужного материала, формирование умения применять теоретические знания на практике, умение делать выводы.) 8 мин Учитель предлагает рассмотреть образ Пугачева в «Капитанской дочке» (художественный образ ), и Пугачева – в историческом труде «История Пугачёвского бунта» ( исторически личность) Учитель помогает распределению учащихся на 4 группы. Группы получают дифференцированные задания. Задание 1 группы Задание 2 группы Задание 3 группы Задание 4 группы Выполняют действия самостоятельно, при необходимости консультируются с учителем. Результат работы 1 группы Результат работы 2 группы Результат работы 3 группы Результат работы 4 группы От группы выступает один представитель. Ответ формулирует ученик, опираясь на задания (по ходу выступления каждой группы открывается слайд, на котором отражено задание данной группы)

Слайд 11

План - конспект урока Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников 6. Итоги урока. Рефлексия. (Организация рефлексии, самооценка учениками собственной учебной деятельности.) 10 мин Формируются 2 группы с позицией: «Пугачёв - злодей», «Пугачёв - герой». 1 группа – Какие поступки Пугачёва характеризуют его как героя? Составить кластер. Обосновать свою позицию. 2 группа - Какие поступки Пугачёва характеризуют его как злодея? Составить кластер. Обосновать свою позицию. Удалось ли нам сегодня на уроке ответить на все поставленные вопросы? Всё ли задуманное получилось? Оцените свою работу на уроке. !!! – Я активно поработал, у меня всё получилось. ! – В целом я справился, но у меня не всё получилось. ? – Я не получил ответа на мои вопросы, у меня ничего не получилось. Работа во вновь сформированных группах. Группы выполняют задание. Составляют кластер. Каждая группа представляет результаты своей работы. Учащиеся формулируют вывод. А.С. Пушкин, не отходит от исторической правды. Характер Пугачева противоречивый. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек": способен проявить милость и благодарность, способен оценить честь и мужество противника. Рефлексия своей деятельности.

Слайд 12

План - конспект урока Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников 7. Домашнее задание. ( Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.) 1 мин Учитель комментирует домашнее задание. Пересказ «Любимые страницы романа «Капитанская дочка». Письменный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Емельяна Пугачева после прочтения романа «Капитанская дочка». Составить кроссворд «По страницам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Запись домашнего задания.

Слайд 14

Прочитайте и сравните описание внешности Емельяна Пугачева из «Истории Пугачёвского бунта» и 2 главы «Капитанской дочки». «Емельян Пугачев … сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой черной немочью». Ответьте на вопросы: 1. Что общего в том и другом описании? Если есть несовпадающие детали, то чем вы можете объяснить несоответствия? 2. В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какие слова помогают выразить это отношение? Группа № 1

Слайд 15

Группа № 2 Прочитайте отрывок из «Истории Пугачёвского бунта» А.С.Пушкина. « Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же». Ответьте на вопросы: 1. Обратите внимание на глаголы. О чем нам говорят названия действий, которые совершаются народом? 2. Сделайте вывод об отношении народа к Пугачеву.

Слайд 16

Прочитайте данные эпизоды из «Истории Пугачёвского бунта» А.С.Пушкина. а) «Пугачев, в красном казацком платье, приехал верхом в сопровождении Хлопуши. При его появлении солдаты поставлены были на колени. Он сказал им: «Прощает вас бог и я, ваш государь Петр III , император. Вставайте!» Потом велел оборотить пушку и выпалить в степь. Ему представили капитана Камешкова и прапорщика Воронова. История должна сохранить сии смиренные имена. «Зачем вы шли на меня, на вашего государя?» - спросил победитель. – «Ты нам не государь, - отвечали пленники, - у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец». Они тут же были повешены.» б) «Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили.» Ответьте на вопросы: 1. Что общего в этих эпизодах? 2. Сравните, есть ли в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина подобные сцены? Ответ обоснуйте. Группа № 3

Слайд 17

Прочитайте данный эпизод из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. «Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего – навсе только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: «Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» Ответьте на вопросы: 1. Какой философский смысл несет в себе калмыцкая сказка, и как она помогает понять характер Пугачева. Группа № 4

Слайд 18

В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от внешности: «Внешность его была замечательна», про глаза сказано, что они были «живые», а лицо имело выражение «довольно приятное, но плутовское». В описании внешности Пугачева в «Капитанской дочке» проглядывается авторская симпатия, а в «Истории Пугачёвского бунта» портрет героя лишен эмоциональной окраски.

Слайд 19

Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей автор показывает при помощи глагола «повалил», т.е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей.

Слайд 20

В «Истории Пугачёвского бунта» А.С. Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В «Капитанской дочке», автор опирается на реальные факты, но писатель избегает описания кровавых сцен, т.к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.

Слайд 21

Орел – символ свободы и власти. Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь, пусть и тридцать три года, чем существовать, «питаясь падалью», триста лет.

Слайд 22

Письменный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Емельяна Пугачева после прочтения романа «Капитанская дочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучени...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания.

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания. "Восстание Емельяна Пугачёва". Презентация представлена в сокращённом варианте....

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Учебно-методические материалы для организации урока "Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Работу следует организовать в группах. Каждая группа получает индивидуальное задание для работы с текстом. Группы носят символические названия: "Лингвисты", "Портретисты", "Об...

Тема урока: «Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема урока: «Тема любви в романе А.С. Пушкина« Капитанская дочка»(Предмет:  Литература    8   класс)Образовательная ситуация построена на ценностном выб...

конспект урока литературы в 8 классе по повести Пушкина "Капитанская дочка" с использованием технологии проблемного обучения и личностно ориентированного подхода на тему "Милосердие"

в разработке дан материал для урока по анализу главы "Вожатый" повести А.С.Пушкина "Капианская дочка". Урок разработан с использованием технологии проблемного обучения и личностоно...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Петра Гринёва. Способы создания характера героя, его место в системе персонажей" .

Обучение с использованием  технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию учителя планироват предметных, метапредметных и личностных умений в соот...