Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Чем люди живы». Стремление писателя подчинить легенду законам притчи. (6 класс. 1 час).
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Петлина Вера Александровна

  Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой;

             б) формировать исследовательские навыки различения притчи, легенды, сказки;  навыки работы с дополнительным источником; обучение созданию творческой работы в жанре легенды;

             в) воспитывать духовно-нравственные качества молодого поколения, гуманизм, уважение к людям; формировать гражданско-патриотические качества.

 

  Наглядность и оборудование.

             1. Плакат- эпиграф к занятию:

«И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях».                                                                                                   Л.Н. Толстой.

             2. Выставка книг по творчеству Л.Н. Толстого в Самарский период.

             3. Электронная презентация к занятию.

             4. Словарь: легенда, притча, сказка.

План урока.

Содержание этапов урока.

Методы и формы работы.

1. Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мотивация.

2. Обращение к эпиграфу урока.

3. Этап закрепления знаний эпизодов.

3. Исследование.

Работа в группах.

Интеграция литературы, изобразительного искусства, истории, основ православной культуры.

Эвристическая беседа.

Инсценирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy._chem_lyudi_zhivy.doc40.5 КБ
Office presentation icon l.n.tolstoy._chem_lyudi_zhivy._9_kl.ppt967 КБ

Предварительный просмотр:

Западное управление министерства образования и науки Самарской области.

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26

города Сызрани Самарской области.

Конкурс методических разработок «Лев Толстой – философ и просветитель».

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная».

Автор программы Петлина В.А.

Л.Н. Толстой. «Чем люди живы».

Стремление писателя подчинить легенду законам притчи.

(9 класс. 1 час).

Петлина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории.

Домашний адрес: 446012

ул. Днепропетровская, 14-1,

телефон: 8-927-772-48-33.

Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой;

б) формировать исследовательские навыки различения притчи, легенды, сказки; навыки работы с дополнительным источником; обучение созданию творческой работы в жанре легенды;

в) воспитывать духовно-нравственные качества молодого поколения, гуманизм, уважение к людям; формировать гражданско-патриотические качества.

Наглядность и оборудование.

1. Плакат- эпиграф к занятию:

«И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях». Л.Н. Толстой.

2. Выставка книг по творчеству Л.Н. Толстого в Самарский период.

3. Электронная презентация к занятию.

4. Словарь: легенда, притча, сказка.

План урока.

Содержание этапов урока.

Методы и формы работы.

1. Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мотивация.

2. Обращение к эпиграфу урока.

3. Этап закрепления знаний эпизодов.

3. Исследование.

Работа в группах.

Интеграция литературы, изобразительного искусства, истории, основ православной культуры.

Эвристическая беседа.

Инсценирование.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

− На доске записана тема урока. Хотелось бы услышать ваше мнение: чем люди живы? (Обмен мнениями).

III. Обратимся к эпиграфу.

Соотнесите высказывание с содержанием прочитанной легенды. Восстановите основную цепочку эпизодов.

IV. Работа в группах.

Запись в тетради цитат из текста, определяющих основную мысль каждого эпизода.

(Анализ материалов презентации).

V. Анализ эпизодов по плану.

(План дан в электронной презентации).

VI. Слово учителя.

− Что же явилось основой для написания такого яркого, одухотворенного произведения? Почему Толстой в ответ на отзыв В.В. Стахова: «…до какой степени я пришел в восхищение от вашей легенды «Чем люди живы»… Уже один язык выработался у Вас до такой степени простоты, правды и совершенства, какую я находил еще только в лучших созданиях Гоголя», − сказал: «Все от русского мужика, его души и милосердия»?

− Ответом станут исследования, проведенные группой ребят по творчеству Л.Н. Толстого в 1878-1881 годах.

VII. Выступления учащихся по результатам проведенных исследований о посещении Л.Н. Толстым Самарского края в 1878-1881 гг.

1878 г. − Лев Николаевич приехал в Самарское имение Каралык вначале один, затем вызвал свою семью, кроме старшего сына Сергея, который сдавал экзамены. В это лето семья Толстых хорошо отдохнула, поправила здоровье. Сам граф занимался созданием конного завода, много беседует с крестьянами, в августе устраивает скачки с призами, едет с семьей в Бузулук на ярмарку. Работалось плодотворно. «Русские книги для чтения» вызвали полное одобрение общественности. В январе 1881 года начат рассказ «Чем люди живы». Работа продолжалась с перерывами, в течение почти всего года.

Новые впечатления получены от поездки в самарское имение в июле 1881 года. «23-24 июля дописал легенду. Записал историю старика-пустынника, жившего в лесу под Бузулуком», − отмечает Толстой в своем дневнике. Он много беседует с поволжскими сектантами: один из дней посвятил собранию молокан в Патровке, побывал у одного из гавриловских сектантов, принимал у себя крестьян и беседовал с ними о противоречиях христианской религии. В письмах к Софье Андреевне отмечал «богатство души, здоровье сердца, простоту и неиспорченность народа».

«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиной». Эту цитату из Первого послания Иоанна писатель помещает в начале легенды в качестве эпиграфа.

VIII. Эвристическая беседа.

− Каждая группа в качестве домашнего задания провела исследование жанра произведения Л.Н. Толстого. Что это: легенда, притча, сказка? Аргументируйте свое мнение текстом.

(Обмен мнениями).

− Выводы: данное произведение написано в жанре легенды, но исследования показали стремление Л.Н. Толстого подчинить легенду законам притчи.

IX. Составление учащимися кластера «Жанр произведения «Чем люди живы»»; выявление общего и различий в легенде, притче, сказке.

(Сопоставление исследований с опорным конспектом в презентации).

X. Выводы. Рефлексия.

− Чем люди живы? Сопоставьте ваше первоначальное представление по данному вопросу. Изменилось ли оно?

(Обмен мнениями).

XI. Домашнее задание. Консультация.

Создать легенду о смысле жизни человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н. Толстой "Чем люди живы". Стремление писателя подчинить легенду законам притчи. И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях. Л.Н. Толстой

Слайд 2

Цепь эпизодов: 1. «Повернулся Семен и пошел к человеку». 2. «Поглядит на странника Семен и дивится». 3. «Хочется Матрене зло сорвать и узнать, какой такой человек». 4. «Повеселел странник и улыбнулся». 5. «Работает без разгиба…молчит и все вверх глядит». 6. «Вдруг улыбнулся и просветлел весь». 7. «Не свои дети, а как жалеешь их»! 8. «Узнаешь, что есть в людях, и чего не дано людям, и чем люди живы». 9. «Живы люди одною любовью».

Слайд 3

План анализа эпизода. 1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые). 2. Определите основной смысл, дайте название. 3. Как раскрываются характеры в данном отрывке. 4. Какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода . 5. Какова роль эпизода в произведении.

Слайд 4

Легенда Сказка Притча 1. Художественное произведение 2. Фантастический характер 3. В основе лежит событие: реальное вымышленное Иносказание реальное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия....

Презентация к уроку Л.Н. Толстого "Чем люди живы"

Презентация к уроку Л.Н. Толстого "Чем люди живы"...

методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной общеравивающей программе «Мой мир» "Город будущего"

Методическая разработка занятия по краеведению, ориентированно на учащихся в возрасте 7-11 лет....

Методическая разработка занятия «Моя семья» (доп. образование) для учащихся 4, 5 и 6 классов. Люди в интерьере и в пейзаже

Тема: Портрет в интерьере и в пейзаже Цель: закрепление умений, необходимых при изображении людей в пространстве Задачи:Образовательные:- учить правильной композиции в листе;- дать представл...

Презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Чем люди живы"

Презентацция к открытому уроку по творчеству Л.Н. Толстого с опрой на произведение "Чем люди Живы"...

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев. (5 класс. 2 часа).

Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских ...

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьес...