Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»
методическая разработка по теме

Александрова Валентина Васильевна

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиографический список для педагогов

Источники:

1.Библия. Любое издание.

2.Иллюстрированная Библия. М.:ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006.

3.Иллюстрированное Евангелие. 2000 лет в западноевропейском изобразительном искусстве. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006

4.Новая толковая Библия с иллюстрациями Гюстава Дорэ в 12 томах. Подготовлена на основе «Толковой Библии, или комментария на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов». Т..1-4. Л, -СПб.: Искусство, 1990- 1994.

Литература:

1.Браун Д. Код да Винчи. М.:ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2005

2.  Вачьянц А.М.Вариации прекрасного. Мировая художественная культура. Западноевропейское Средневековье. М.:ООО «Фирма МХК»,2000

3.Кин М. Религии мира. М.: Белый город, 2005

4.Шахнович М.М. Религиоведение. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2006

Библиографический список для учащихся

Источники:

1.Библия. Любое издание.

Литература:

1.Библейские образы и сюжеты в мировом изобразительном искусстве /сост.Даниэль С.М. М.:Белый город, 2007.

 2.Даниэль С.М. Библейские сюжеты. Русские живописцы   Х1Х века. СПб.: Художник России, 1994                                

3.Загляни в мир религии. Книга для детского чтения, иллюстрированная экспонатами Государственного музея истории религии /ред.Л.Н. Перова. СПб., 2006.

4.Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Средние века .Часть 2 .Книга 1. СПБ.:Спец.Лит, 1999.

5.Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10 класс. М.:ВЛАДОС, 2007.

Оборудование занятия:

Компьютер, мультимедийный проектор, CD- диски. Используются фрагменты музыкальных произведений: «Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, «Реквием» В.А Моцарта, «Аве Мария» Ф.Шуберта,  «Архангельский глас» Д.С.Бортнянского, а также применяются репродукции произведений мирового и отечественного искусства, раздаточный материал.

Форма проведения занятия: работа в малых группах.



Предварительный просмотр:

Александрова В.В, директор ГБОУ СОШ №394 Красносельского  района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»

Тема занятия:  От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.

                                 О Библия, о Книга книг!

Ты – правда тайны сокровенной,

Ты – откровенье, ты Завет,

Всевышним данный всей Вселенной

Для прошлых и грядущих лет!»

                                                                              В.Брюсов

        

                План занятия

1.Организационный момент. Создание комфортной атмосферы на занятии.

2.Вступительное слово педагога

3.Состав и структура Библии.

4.Библия, как выдающийся памятник мировой культуры.

5. Работа в малых группах: выполнение заданий по теме занятия.

6.Выводы занятия, оценка деятельности учащихся, самоанализ учащихся.

7.Домашнее задание.

Цели и задачи занятия:

 Цель занятия: дать учащимся представление о Библии, как выдающемся памятнике мировой культуры.

Задачи :

Обучающие задачи:

-Познакомить детей со структурой Библии,

- Дать краткую характеристику основных ее частей,

- Расширить  историко-культурологические познания учащихся,

- Ввести новые термины.

Развивающие задачи:

-Научить учащихся   комплексно воспринимать Библию( как  выдающееся литературное  произведение, как священную книгу иудеев и христиан, как памятник мировой этической мысли, как источник сюжетов и образов для мирового искусства),

-Сформировать у учащихся представление, что именно Библия заложила основы христианской культуры,

-Вовлечь школьников в активную исследовательскую работу.

Воспитывающие задачи:

-Воспитать у учащихся толерантное отношение к различным религиозным доктринам

-Ознакомить учащихся со способами решения проблемы соотношения красоты, истины и добра, дать импульс к поискам самостоятельного ответа на этот вопрос.

Вступительное слово педагога.

Библия ( в переводе с греческого – книги)  – это книга, обращенная ко всему человечеству. Библия говорила нашим предкам, говорит нам и будет говорить нашим потомкам о прошлом, настоящем и будущем земли, на которой мы живем. Библия призывает всех людей стать на путь мира и справедливости, Библия заповедует нам любить своих ближних, как самих себя.

        Библия переведена на 2000 языков народов мира. В год в мире издается более 700 млн. экземпляров библии. О Библии написано книг и создано больше произведений искусства, чем о какой-либо другой книге мира. Появилась даже специальная научная дисциплина – библеистика.

Библия была первой религиозной книгой, попавшей в космос (в виде микрофильма).
Это первая книга, прозвучавшая с Луны (астронавты читали Бытие 1:1)
Библия -самая дорогая книга в мире (СССР продал Англии так называемый Синайский кодекс (древнюю копию Библии) за 510 тысяч долларов). Во многих странах клятва на Библии является составной частью процедуры инаугурации главы государства.

 Поскольку Библия писалась на трех континентах: в Азии, Африке и Европе, то эта книга не могла не впитать в себя, мудрость Востока, культуру  древних восточных цивилизаций. И в то же время эта книга  заложила основы принципиально новой христианской культуры.

        Состав и структура Библии.

Библия написана более чем сорока авторами.

 Работа над этой книгой, строительство ее структуры длилась более полутора тысячелетий.

Композиционно Библия  разделяется на 2 части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет. Ветхий Завет признается священным в иудаизме и христианстве.

Он написан на древнееврейском и арамейском языках.  Состоит из 39 книг. Здесь и народные мифы и легенды (Бытие), исторические повествования(Книга Царей), являющиеся важным источником по истории древней Палестины, этические нормы, т.н.10 заповедей (Второзаконие), публицистические произведения (Кн.Пророки), философские размышления (Екклесиаст),любовная лирика (Кн.Песнь песней), религиозная поэзия(Псалтырь) и т.д.

Согласно традиции книги Ветхого Завета разделяются на три части:

1.Пятикнижие Моисеево или Тора.

2.Пророки.

3.Писания.

В христианских богослужениях Ветхий завет используется в переводах на греческий, латинский, старославянский и новые языки. Латинский перевод был сделан богословом Иеронимом в конце 4-начале5 веков и положен в основу католической Библии, т.н. Вульгаты.

Новый Завет написан диалекте греческого языка и состоит из 27 книг. Новый Завет –важнейший источник по истории становления христианства.

Книги Нового Завета разделяются на:

1.4 Евангелия

2.Деяния Апостолов

3.Послания Апостолов

4. Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова).

Библия, как выдающийся памятник мировой культуры.

Библия оказала огромное влияние на развитие общечеловеческой культуры. На Библейские сюжеты создано множество шедевров в области литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры а также написано колоссальное количество трудов по этике, эстетике, философии, теологии и религиоведению.

Почти все великие произведения мировой культуры были созданы под впечатлением переживания величия Бога. Образ Иисуса Христа, вера в Него одухотворяли лучших художников и музыкантов, живописцев и скульпторов. Христианство оказало большое влияние на словесное творчество и литературу. В учении Христа, в Слове Божьем черпали вдохновение лучшие умы человечества, и созданные ими произведения вошли в сокровищницу мировой культуры.
      Мировая литература не мыслима без произведений христианских авторов, таких как «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» Мильтона, лучшие стихи А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, В. Соловьева, наших современников Б. Пастернака и И. Бродского, написанных на религиозные сюжеты.
      Религиозная музыка, особенно органная, была написана для прославления Иисуса Христа. И. С. Бах, русские композиторы С. В. Рахманинов и Д. С. Бортнянский, чьи произведения исполняются во всем мире, были глубоко верующими в Иисуса Христа людьми.
      Лучшие творения архитектуры, которую красиво называют «застывшей музыкой», посвящены Иисусу Христу. Это прекрасные соборы Европы: Рейнский, Кельнский, Святого Марка в Риме, русские православные храмы.
      Мировая живопись и скульптура едва ли не вся посвящена библейским повествованиям. Микеланджело и Рафаэль, Дюрер и Гольбейн оставили нам прекрасные изображения Христа и библейских персонажей. Без картин на библейские сюжеты, таких, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, невозможно представить себе мировое изобразительное искусство. В русской живописи одним из самых известных полотен остается «Явление Христа народу» А. А. Иванова, над которым художник трудился более двадцати лет.

        Библия является величайшим памятником мировой этической мысли. Многие библейские высказывания вошли в сокровищницу мировой афористики.

        Работа в малых группах.

Учащиеся предварительно разбились на 4 группы и получили опережающее домашнее задание. Число 4 выбрано не случайно, т.к. является священным в Ветхом Завете. Оно символизирует Бога и сотворенный им материальный мир. В Новом Завете это число также является сакральным (символизирует 4 евангелистов).  Каждый евангелист имеет свой символический способ выражения: Матфей – ангел, Марк – крылатый лев, Лука- крылатый бык, Иоанн –орел). У каждой команды своя визитка, символизирующая одного из евангелистов ( репродукции  иллюстраций Евангелия Хитрово выполненных гениальным русским иконописцем Андреем Рублевым.

                Задания учащимся:

1.Дайте определение понятий: «Библия», «Завет», «Евангелие», «Апокалипсис»

2. приведите примеры библейских изречений, ставших общеизвестными афоризмами

3.Назовите главных персонажей Нового Завета.

4.Какие художники создавали свои произведения на библейские сюжеты?

5.Что называют «Каменной Библией» или «Библией для неграмотных»?

6.Какие загадки скрыты во фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?

7.Статуя какого библейского персонажа, находящаяся в Рио-де- Жанейро, провозглашена 7 июля 2007 года одним из 7 новых чуде света?

8.Какая картина, написанная на библейский сюжет, провозглашена ЮНЕСКО « картиной тысячелетия»?

9.Какие фильмы созданы на библейские сюжеты и мотивы?

10.Какие музыканты создавали произведения на библейские темы?

Выводы занятия

Библию недаром считают самой значительной книгой за всю историю человечества. На протяжении столетий она удивительным образом влияет на людей, причем не только на правоверных христиан. Испокон веков обращение к Библии для художников было возможностью в иносказательной форме рассказать о своем времени и попытаться найти ответы на вопросы, которые новейшая история ставила перед ними.

Практически все наиболее выдающиеся художники , рано или поздно обращались к ветхозаветным и евангельским сюжетами. Ревностные католики писали сюжеты из иудейской истории, правоверные евреи оформляли христианские храмы, а ожесточенные войной яростные атеисты, увлеченные новейшими экспериментами в области искусства, неожиданно для себя вновь и вновь возвращались к "вечным" темам классической живописи и графики.        Библия –выдающийся памятник , созданный человечеством,  основа всей европейской культуры.

        Оценка деятельности учащихся.

Самоанализ учащихся. Ребятам предлагается заполнить анкету,  в которой предлагается выразить свое отношение к проведенному уроку и оценить успешность своей деятельности на уроке.

Домашнее задание.  Евангельский образ Иисуса Христа.

Проведите сравнительный анализ образа Христа в «Евангелии от Матфея», в «Евангелии от Марка», в «Евангелии от Луки» и в «Евангелии от Иоанна».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для подростков «Ценности моей жизни»

В современном мире  с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети н...

Методическая разработка по истории на тему: Семья и Отечество в моей жизни. Наш родной край в Великой Отечественной войне

Проведение открытого урока на тему: Семья и Отечество в моей жизни. Наш родной край в Великой Отечественной войне. План урока.Предлагаемый урок посвящён одному из самых героических и тяжелейших период...

Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием пр...

методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной общеравивающей программе «Мой мир» "Город будущего"

Методическая разработка занятия по краеведению, ориентированно на учащихся в возрасте 7-11 лет....

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев. (5 класс. 2 часа).

Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских ...

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Чем люди живы». Стремление писателя подчинить легенду законам притчи. (6 класс. 1 час).

Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой...

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьес...