Урок литературы, 9 класс "Гвозди бы делать из этих людей.."
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Фаркова Елена Николаевна

Метапредметный урок на основе художественных текстов разных авторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_kl.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Гвозди бы делать из этих людей…» (. А.И. Куприн «Гамбринус»,  В. Быков «Сотников», Э. Хемингуэй «Старик и море»)

Цель урока: - Создать условия для определения основных качеств сильной, волевой личности в литературных текстах разных эпох и культур.

Метацель: - научиться работать с текстами , используя математическую логику ; делать выводы на основе психологии личности.

Метапредметные задачи:

1. Познавательная: ставить и формулировать проблему, самостоятельно формулировать алгоритм деятельности при решении проблемы,  устанавливать причинно-следственные связи,  строить логическую цепь рассуждения, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать способы решения проблемы.

2.Развитие личностных УУД: уметь слушать и вступать в диалог, уметь полно и чётко выражать свои мысли в устной речи.

3. Развитие коммуникативных УУД: проявлять уважение друг к другу, чётко и слаженно работать в команде.

4. Развитие регулятивных УУД: уметь определять цель урока, уметь оценивать себя и другого, мобилизовать свои силы для достижения цели.

Предметные задачи:

Образовательная: развивать умение анализировать художественные тексты,  чётко формулировать тему и проблему, выделять главное.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение работать в группе.

Воспитывающая: учить на примере классических текстов воспитывать у учащихся волевые качества.

1. Эмоциональный настрой на работу и целеполагание. Чтение учителем стихотворения современного  автора Виноградовой Нины:
День Буйнакска, год Норд-оста, век Беслана…
Наша жизнь сегодня тягостно бесславна.
Очень многое в России непонятно,
Очень многое болит и неприятно...

Осмотреться, разобраться и быть правым
Может смелый, гордый, сильный. Это правда.
И таких бы в школы, в банки, в суд и к власти.
Где Вы, сильные? Как мало Вашей масти!

На ошибку и у сильного есть право,
Но врагу он никогда не крикнет: «Браво».
Не откупится за благо, и за злато,
Не отступится он оттого, что свято.

И тогда не будут плакать наши люди.
Города не превратятся в камней груды.
Про террор, наркотик, взятки, смерть и взрывы
Будут знать, лишь те, кто любит детективы…

Запись темы урока в тетради. (слайд 1)

Определение учащимися цели урока:

                                                                - Почему  «…гвозди бы делать из этих людей…»?

                                                                - Каких людей можно назвать  сильными?

                                                                 - Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.

Объект исследования: (учащиеся в качестве домашнего задания по группам прочитали тексты)

          Тексты классиков:1. А.И. Куприн «Гамбринус», 2. В. Быков «Сотников»,3. Э. Хемингуэй «Старик и море» (слайд 2)

- Какой общей темой объединены эти тексты?

 - В какие эпохи написаны эти произведения?

- Сформулируйте проблему урока, которую будем исследовать сегодя.

Постановка проблемы учащимися: проблема сильной личности через призму культурного пространства и времени (слайд 3)

             - Каким путём пойдём для исследования проблемы урока?

Путь разрешения проблемы. Способ действия:    Дано: (автор, название)__________

                                                                                              Проблема:______________________

                                                                                             Решение:_________________________ (слайд4)

                                                                                              Примечание_________________________

2. Работа в группах над проектами.  Учащиеся располагаются в классе по группам, в зависимости от того, какое произведение прочитали. Каждая группа работает  в течение 10 минут над общим проектом :

1 группа. Дано: А.И. Куприн «Гамбринус»

                  Проблема:  человек искусства и жизнь              

                  Решение: торжество сильного и талантливого человека над проблемами жизни.

2 группа. Дано: Э. Хемингуэй «Старик и море»

                Проблема: отношение человека и природы

                Решение: сильный человек одерживает победу над стихией

3 группа. Дано: В. Быков

               Проблема: нравственный выбор в условиях военных действий

               Решение:  выбор честного и бесчестного пути зависит от воспитания человека.

3. Защита проектов  учащимися в течение 5 минут

4. Этап обобщения по прочитанным текстам. Проблема сильной личности через призму культурного пространства и времени. Работа в тетради в течение 5 минут.

               сила воли        преданность

             «хочу и могу»

        

        целеустремлённость

основательность        честность перед собой

        и людьми

                            выносливость

 - Нарисуйте в тетради призму.

 -  В основании призмы запишем качества, которые являются самыми важными для формирования силы воли (выносливость «Старик и море», честность «Сотников», основательность «Гамбринус»)

 - Какие советы вы возьмёте для себя после прочтения текстов по формированию силы воли?

( - прежде  «думать, чтобы не натворить глупостей» -   «Старик и море»

 - не унывать, так как «уныние – грех»  - «Старик и море»

 - воспитание и  самовоспитание честности -   «Сотников»

 - оценивать реальное положение – «Гамбринус»

 - рассчитывать на самого себя – «Гамбринус», «Старик и море» )

 - Запишите в тетрадь выражения, ставшие крылатыми (слайд 5)

 - На вершине пирамиды мы запишем такие качества как преданность  (Сотников), сила воли «хочу и могу» (Сантьяго), целеустремлённость (Гамбринус)

5. Актуальность проблемы урока. 

–  На уроке мы рассмотрели произведения разных эпох и разных культур. Они написаны разными авторами в разное время.   На уроке сегодня у нас был американский писатель Э. Хемингуэй, русский писатель А. Куприн, который написал  своё произведение в позапрошлом веке  и белорусский писатель, посвятивший свою повесть Великой Отечественной войне. Что общего вы видите в этих произведениях?

 - Можно ли считать проблему современной? Приведите примеры.

 - Необходимо  воспитывать волевые качества в себе? Для чего это нужно?

6. Оценивание работы на уроке в группах на оценочных листах:

Фамилия, имя

Оцениваю себя сам

Меня оценивает группа

 - Оцените свою работу в группах сами.

 - Пусть вас оценят и поставят оценку в группе .

 - У кого оценки совпали? Прокомментируйте.

7. Рефлексия.

                        - Какая цель на уроке стояла?                  

                        - Какой путь проделали, чтобы решить проблему на уроке?

                       - Что главное было на уроке?

8. Домашнее задание: Подготовить материал к сочинению - эссе по теме «Размышления о чести и бесчестии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)

Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...

"Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей…"

"Гвозди бы делать из этих людей,  крепче бы не было в мире гвоздей…" - очерк о жизни и судьбе ветерана Великой Отечественной войны - тихоречанина Халанского Ивана Ивановича. История жизни пр...

Урок литературы в 5 классе "Да, были люди в наше время!"

Урок по литературе в 5 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова...

Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".

План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...

Презентация. Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...