"Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей…"
статья на тему

"Гвозди бы делать из этих людей,  крепче бы не было в мире гвоздей…" - очерк о жизни и судьбе ветерана Великой Отечественной войны - тихоречанина Халанского Ивана Ивановича. История жизни простого кубанского парня удивила и вызвала восхищение. Хочется рассказать ее всем, особенно молодым, чтобы знали ветеранов, помнили их и ценили. Чтобы научились беречь наш хрупкий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gvozdi_by_delat_iz_etih_lyudey.doc794.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гвозди бы делать из этих людей,

крепче бы не было в мире гвоздей…»

(очерк о жизни и судьбе ветерана Великой Отечественной войны -

тихоречанина Халанского Ивана Ивановича)

L:\цифровое фото 011.jpg

Быстро течет река жизни. Очень мало осталось среди нас ветеранов, навечно овеявших славой наш род, вынесших на своих плечах тяготы военного лихолетья. И мы должны бесконечно благодарить их, проявивших мужество, доблесть и отвагу, защищая нас, живущих сегодня.

Мы должны хранить память вечно и свято, передавая эту святость подрастающему поколению. Нельзя допустить, чтобы те страшные годы, когда враг топтал своими коваными сапогами колосья пшеницы, жег станицы и хутора, морил голодом детей и женщин, повторились или утекли с рекой времени безвозвратно из памяти народной.

С одним из наших земляков – ветеранов, Халанским Иваном Ивановичем, я познакомилась в 2009 году, и история жизни простого кубанского парня удивила и вызвала восхищение. Хочется рассказать ее всем, особенно молодым, чтобы знали ветеранов, помнили их и ценили. Чтобы научились беречь наш хрупкий мир.

Иван Иванович родился 24 августа 1923 года в станице Фастовецкой Тихорецкого района Краснодарского края в многодетной крестьянской семье. Родители – участники коллективизации - с 1929 года работали в колхозе «Молотов» Тихорецкого района. Отца – Ивана Михайловича, механика, окружающие уважали и всегда прислушивались к его мнению. Мать, по документам Агафья Спиридоновна, а в жизни Анна, была рядовой колхозницей, тихой и скромной женщиной.

В дружной семье и Ваня рос послушным, трудолюбивым, очень старательным ребёнком. Детство его, как и у всех крестьянских детей, было полно домашних забот. О своих детских забавах Иван Иванович сейчас говорит так: «Пока родители были на работе я кормил скот, доил корову, занимался огородом, убирал в доме, девчат в семье не было». И в школу Ваня попал случайно, совсем как всем известный мальчик Филиппок из рассказа Л.Н. Толстого. Было это в 31-ом году. Вместе с мальчишками из соседних дворов за разговорами он дошёл до самой школы. Зашёл в класс, сел за парту, и целый урок слушал, как зачарованный о явлениях природы. Как вдруг строгий учитель заметил его и стал выпроваживать домой. Но Ване так понравилось в школе, что он наотрез отказался уходить. Так и стал он учеником Фастовецкой средней школы. Учился добросовестно, прилежно, и дома по хозяйству справлялся.

Самым страшным испытанием детства стал голод в 1933 году. Вот как вспоминает тот трудный период Иван Иванович: «В колхозе на трудодень ничего не выдавали, хлеба не было. Питались с огородов. Что вырастили, то и ели, да ещё скот домашний выручал. У кого коровка, тому проще было – молочком питались. Кто был богаче, те продукты прятали в ямах, запасались впрок. Чтобы как-то пережить голод, организовали специальные отряды. Люди с железными прутами ходили по станице и искали места, где зарыты продукты. А затем делили их и раздавали всем селянам. Нам доставалось мало, в основном, кукурузные кочерыжки.Помню, как мать клала их в ступу и

толкла до тех пор, пока не получалась мука, а затем выпекала из неё лепёшки». Несмотря на страшный голод, люди старались держаться вместе, помогать друг другу. Одним из примеров того времени является случай с семьёй наших земляков Лаврененко. Когда умерли родители, четверо детей: Дима, Ваня, Коля и Нина остались одни. Их забрала к себе Букина Надежда Митрофановна. Растить и воспитывать такую большую семью ей помогали соседи и колхоз.

В предвоенное время в дни каникул повзрослевший Ваня начал работать, помогать колхозникам. Подростку доверили пасти отару овец в 500 голов, зная, что он ответственно относится к любому делу, которое ему поручали. А затем каждое лето во время уборки с 37-го по 39-й год Иван работал в колхозе «Молотов» в бригаде №2: на лошадях перевозил на ток зерно и пересыпал его в зернохранилище. В 1941 году окончил 9 классов. Весть о том, что пришла война, оказалась неожиданной. Вот как рассказывает Иван Иванович о первом дне войны: «В то время у нас в станице не было ни телевизоров, ни радио, никто ещё не знал, что пришла беда. Был обычный день. Каждый год перед началом уборочных работ в колхозе «Молотов» назначалась проверка готовности техники. Техники не хватало, поэтому приглашали уборочные машины из соседних колхозов. Так было и в этот раз. Собрали нас всех на проверку к 10 часам утра в Казённой роще, как её все тогда называли. И вдруг, видим, скачут три кавалериста. Недалеко от нас, где сейчас военный городок, стоял казачий полк. Подъехали они и говорят: «Товарищи, расходитесь по домам – война. Вечером будет мобилизация». Мы мальчишки 17 лет, конечно, ещё ничего не понимали в этом, что за война, с кем. А вот постарше люди сразу как-то притихли, ссутулились, женщины начали плакать. А вечером в клубе «Молотов» стали зачитывать списки, кому куда. Двадцать третьего июня потянулись огромные обозы на фронт. Провожали ребят всей станицей, торжественно, с музыкой, с цветами». «Всё для фронта, всё для победы!» - слова, ставшие девизом многих. Оставшиеся в станице подростки – комсомольцы были среди первых в любом деле. Комсомольская

бригада станицы Фастовецкой, в которой состоял Иван Иванович, рыла противотанковые окопы в направлении Сталинграда (станица Незамаевская, хутор Весёлый), разбирала нефтепровод и готовила ямы для маскировки самолётов.

В феврале 42-го, когда Иван Иванович учился в 10 классе, в школу пришёл майор из военкомата. Майор рассказал мальчишкам о наборе в военное училище. Без высокопарных фраз и призывов, он произнёс следующее: «Война. В армии нужны командиры. Кто желает – зачислим в училище и без аттестата». Записалось четверо, в том числе Иван Иванович и его друг, Петряев Николай. Но зачислили его в пехотное училище через месяц: «Когда нас построили на плацу для распределения, я по ранжиру оказался предпоследним. Распределял ребят сам начальник училища. И когда он подошёл ко мне, он сказал: «А вы, езжайте, подрастите!». Не знаю, откуда взялись слёзы, но я заплакал не от обиды или слабости, а оттого что рушатся все надежды и сказал: «Товарищ полковник, я буду учиться! Я обязательно буду учиться!» «Эх, маловат. Ладно, запишите в пульбат!». Так я оказался в 13-ой пулемётной роте».

После четырёхмесячного курса военной подготовки роту, отправили в сторону Нефтегорска. Принимать участие в рукопашном бою не приходилось, рота поддерживала наступление пехоты пулемётным огнём. На Кухорском перевале, стояли безусые мальчишки насмерть: «Ни шагу назад!». Роте присвоили номер действующей части, и с этого момента началась действительная военная служба Ивана Ивановича. В сентябре 42-го его перевели в Буйнакское пехотное училище и в ноябре 43-его курсанту Халанскому за отличную боевую подготовку присвоили звание лейтенанта и назначили командиром миномётного взвода 137-го гвардейского стрелкового полка 47-ой дивизии 2-го Украинского фронта. Шли тяжелые бои под Сталинградом. Было Ивану в то время всего лишь двадцать лет.

В январе 43-го под Гуково Иван Иванович был ранен в первый раз.

Ранение было лёгким, поэтому после госпиталя он вернулся в свой полк.

В марте 44-го при форсировании реки Южный Буг, Иван Иванович отдал команду «Беглый огонь» по базировавшимся на той стороне реки немецким топливозаправщикам танков. Ярким фейерверком озарилась округа. Позднее за эти умелые действия Иван Иванович был награждён Орденом Красной звезды, но награда нашла героя в госпитале, так как в этих боевых действия он получил второе, оказавшее тяжёлым, ранение и был комиссован.

Западный фронт был для него закрыт. Но война для Ивана Ивановича закончилась лишь осенью 45-го, когда признанный годным для штабной работы, инспектор НКВД Халанский составлял списки японских военнопленных, проверял их и отправлял на территорию СССР.

За военные заслуги Иван Иванович был награждён, кроме Ордена Красной звезды, Орденом Отечественной войны I степени, медалями: «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «Жукова», знаками: «Ветеран 47-й гвардейской дивизии», «Ветеран 62-й гвардейской армии», «Фронтовик 1941-1945»и многочисленными юбилейными медалями.

Закончилась война и потянулись трудовые будни, примечательные тем, что семь лет Иван Иванович посвятил воспитанию подрастающего поколения, работал военруком.

К работе Иван Иванович подходил очень ответственно, как и к любому делу, которым занимался: вёл военные кружки и спортивные секции (акробатика, гимнастика). Он старался сделать досуг ребят насыщенным, интересным и, конечно же, общественно значимым. Всё было: и лекции по гражданской обороне, и беседы на военно-патриотическую тематику, и турпоходы, и выступления в клубах на вечерах, и соревнования.

Те годы забыть нельзя: «Бывает, идёшь по улице задумаешься о своём, о стариковском, а тебе вдруг откуда-то летит приветливо: «Здравствуйте, Иван Иванович! Как ваше здоровье?». Ученики бывшие… помнят. Приятно это! Значит, не зря работал…». Это правда! Не зря живёт, не зря служил, не зря жертвовал собой Иван Иванович. Многие из учеников Ивана Ивановича добились успехов, главный из которых – стали хорошими людьми и первоклассными специалистами: Алла Пелепенко, Раиса Леонова, Годовцов Геннадий, Демкин Андрей, Болдинов Николай.

Душа никогда не знала покоя. И потому всё спорилось, ладилось, и семью создал крепкую. С Ниной Дмитриевной Куделиной, которую встретил и полюбил в 1946 году, жил ладно и дружно. Супруга была ответственным работником, товарищем, который никогда не подведёт, а для Ивана Ивановича и четверых детей – хорошей хозяйкой, заботливой женой и доброй мамой. Время летит неумолимо. Нет рядом Нины Дмитриевны, дети выпорхнули из родительского гнезда, твердо встав на ноги. Но никогда они не забывают отца: звонят по телефону, приходят к нему в гости, собираются все вместе по особым семейным торжествам. А Иван Иванович всегда найдёт для каждого из них ласковое слово и добрый совет.

        Позвонив ему по телефону с поздравлениями к 70-летию Сталинградской битвы, я услышала его бодрый голос, и приглашение в гости. Ни нотки грусти и уныния, ни жалоб, ни просьб. Скромный и мудрый, наш Иван Иванович, в августе 2013 года отметил 90-летний юбилей.

Низкий поклон Вам, Иван Иванович, за Ваш подвиг, Вашу мудрость, Вашу жизнь, отданную служению Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Материал урока нацеливает на разговор о толерантности.Учебное занятие содержит интересные притчи, игровые моменты....

Консультация для родителей «Сколько бы ни было в мире детишек: все их права и ценны и равны»

Целью консультации является содействие формированию у родителей представления о правах детей.Основными задачами являются: Ознакомить родителей с нормативно-правовыми документами в области защиты прав ...

Что ты собираешься делать на этой неделе?

Конспект урока в 5 классе по УМК "Английский с удовольствием"...

урок-практикум по столярному делу: "Изготовление деревянных гвоздей"

Цель урока: закрепить знания учащихся о видах гвоздей и дать понятие об изготовление деревянных гвоздейЗадачи:- закрепить  у учащихся знания по технологии изготовления деревянных гвоздей.- коррек...

План-конспект урока английского языка в 5 классе на тему "ЧТО ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ДЕЛАТЬ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ?"

План-конспект урока английского языка в 5 классе на тему "ЧТО ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ДЕЛАТЬ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ?", учебник Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English/Учебник английского языка для ...

Урок литературы, 9 класс "Гвозди бы делать из этих людей.."

Метапредметный урок на основе художественных текстов разных авторов....