Мероприятие по литературе среди 8-9х классах на тему «Золотой век русской литературы».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Анастасия Андреевна Николаева

Открытое мероприятие по литературе для 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_literaturedocx.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие по литературе среди 8-9х классах на тему

«Золотой век русской литературы».

Форма: КТД, игра.

Образовательная цель:

  • познакомить учащихся с понятием «золотой век русской литературы»;
  • обобщить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;
  • закрепить знание учащимися текстов стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, закрепить  навыки выразительного чтения.

Развивающие цели:

  • развивать познавательный интерес к изучению творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;
  • расширять кругозор обучающихся по биографии авторов, показать связи кинематографа и литературы;
  • творческие способности учащихся; умения работать в группе, коммуникативные УУД.

Воспитательные цели:

  • воспитывать познавательный интерес к литературе как к учебному;
  • воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
  • воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия.

Задачи:

  • обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
  • сформировать навыки осознанной творческой деятельности.
  • предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.

Технологии: ИКТ, театрализация, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация,  Приложение 1 (словарь), Приложение 2 (эмблемы литературных сообществ-команд), Приложение 3 (тесты по биографии классиков), Приложение 4 (ключи к тестам), Приложение 5 (реклама литературного произведения), Приложение 6 (материалы для оформления страницы о герое), Приложение 7 (стенд симпатий благодарных потомков), Приложение 8 (оценочные листы для жюри).

Ход мероприятия

Слад 1.

Учитель: Добрый день, уважаемые участники и гости литературной  интерактивной игры. Сегодня у вас есть уникальная возможность проверить свои знания по русской литературе  золотого века.

  • Кто из вас знает, какой временной период называют золотым веком в развитии русской литературы? (XIX век)
  •  Какие известные вам имена писателей и поэтов прославили это время?  (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

Слайд 2. (мелодия вальс П.И.Чайковского «Спящая красавица»)

Учитель: В развитии литературы разных стран существуют эпохи, отмеченные необычайно мощным расцветом ее талантов. Для подобных периодов было придумано даже особое обозначение — «золотой век». Есть свой «золотой век» и в русской литературе. Им по праву называется XIX столетие, породившее созвездие блестящих мастеров слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Их художественное наследие является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Имена трёх из них знакомы нам с детства. Их заслуги перед литературой и народом огромны.

Словарная работа: какую же эпоху называют золотым веком русской литературы? (словосочетание  золотой век на стенд) Приложение 1

Слайд 3. (инсценировка: на сцене появляются ученики-актёры А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

А.С.П.: Опять о нас…

Н.В.Г.: Конечно, о Вас… Вы «Солнце русской поэзии», создатель современного русского литературного языка, автор первого романа в стихах, гениальный поэт русский!

М.Ю.Л.: Вы, Александр Сергеевич – наше всё!

А.С.П.: Спасибо, вам, друзья! А Вы, кажется, Лермонтов. Жаль, что не знаком был с вами лично. Но наслышан: народный поэт, юный могучий талант, истинное дарование, открывшее миру лирический мир чувств, певец борьбы и свободолюбия!

Н.В.Г.: Как же, Александр Сергеевич, Михаил Лермонтов – восходящая луна русской поэзии!

М.Ю.Л.: Благодарю, вас, господа.

А.С.П.: И вы здесь, Николай Васильевич, очень рад. Вот истинный отец русской прозаической литературы. Позабавили нас своими повестями: вот где истинная весёлость, подлинный народный дух.

М.Ю.Л.: Очень многогранная личность: фантаст, патриот, критик-реалист, сатирик. Сколько сюжетов, персонажей!

Н.В.Г.: Всё благодаря Вам, Пушкин.

А.С.П.: Да, господа, мы классики русской литературы. И даже я не мог предвидеть такую популярность в наше время, да что в наше, и в XXI веке.

Щелчок

Учитель: Ребята, вы, конечно же, узнали этих великих мастеров художественного слова. Такая встреча могла состояться только здесь и сейчас. А вот с произведениями этих классиков вы встречаетесь каждый год на уроках литературы.

Словарная работа: Кого же называют классиками и почему? (на стенде слово классик) Приложение 1

Начнём игру и узнаем, кто самый лучший знаток их творчества.

Учитель: Оценивать ваши знания и творческие способности сегодня будут не просто члены жюри, а корифеи педагогики и литературы. Приложение 8

Словарная работа: Кого называют корифеем? (слово корифей на стенд) Приложение 1

Слайд 4.
Учитель: В XIX веке были популярны разные литературные общества. Участники их собирались вместе, читали свои произведения, обсуждали. Наши команды сегодня – тоже литературные общества. Название своё вы получили накануне. Расскажите о себе.

Домашнее задание команд. (2 балла) Приложение 2

(представление команд, д/з команд «Сообщение о каком-либо лит. обществе»)

1 команда «Зелёная лампа»: В 1817-20-х гг., находясь на службе в Коллегии иностранных дел, Пушкин  участвует в литературном кружке "Зелёная лампа". Это литературно-просветительское общество, влиявшее на общественное мнение. Зелёный – символ надежды, лампа – символ просвещения, участники носили красные колпаки – символ  свободолюбия.

2 команда «Звезда»: Во время обучения в Неженской гимназии Гоголь с одноклассниками решили издавать свой журнал. Гоголь был выбран редактором и просиживал целые ночи, разрисовывая заглавные листы. 1 числа каждого месяца Гоголь часто громко прочитывал всему классу свои и чужие произведения. Этот журнал назывался «Звезда».

3 команда «Парус»: За всю свою недолгую жизнь Лермонтов не входил в литературные общества по причине своего особенного характера. Но так, как часто путешествовал, имел много дружеских знакомств. Аким Павлович Шан-Гирей, троюродный брат поэта, отмечал противоречивость его характера, увлечённость идеей борьбы, свободы, любовью к славному историческому прошлому Отечества. Эти великие идеи объединили не одно поколение поклонников таланта Лермонтова и  воплощены в образе паруса из известного стихотворения.

Словарная работа: Сегодня вы работаете в группе, значит,  работаете интерактивно, т.е. во взаимодействии, как одно целое. Капитаны команд поднимают руку, если команда готовы отвечать, называют того, кто отвечает. (Слово интерактивный на стенд (от англ. interaction — «взаимодействие») Приложение 1

Щелчок

Учитель:

Друзья мои, прекрасен ваш союз,
Коль уважаете и слышите друг друга!

Учитель: Ну что ж начнём игру.

Слайд 5.

Первая страница «Биографическая». Слово классикам.

А.С.П.: Какая спокойная у вас жизнь, Гоголь: переехал из Малороссии в Петербург – и всё – русский писатель!

Н.В.Г.: Вас-то побросало, Пушкин: всё ссылки, ссылки… А всё из-за вашего вспыльчивого нрава!

М.Ю.Л.: А вот я, господа, наслаждался горами Кавказа, лечебными водами Пятигорска…

А.С.П.: Слыхал, что не только по болезни…

Задание-тест по биографии (10 баллов). Каждая команда выбирает конверт, в котором тест по биографии одного из классиков. За три минуты выполняет задания и отдаёт жюри. (3 мин.) Проверка жюри. Правильные ответы раздаются командам. Приложение 3Приложение 4.

Слайд 6. Интерактивное задание (1 балл): 3 представителя от команд на доске  соотносят даты жизни с авторами.

Слайд 7-проверка

Слайд 8.

Страница Поэтическая. Слово классикам.

А.С.П.: Я могу по памяти воспроизвести любое своё сочинение.

М.Ю.Л.: Думаю, я тоже.

Н.В.Г.: И неудивительно, рифмы ваши поистине совершенны!

Задание: Продолжить стихотворение (1 балл за правильный ответ).

Слайды 9-14.

Слайд 15. Интерактивное задание для группы 1 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

У интерактивной доски задание выполняет 1 из представителей команды (по 5 произведений), задание на соответствие произведений и авторов.

Слайд 16-проверка.

Слайд 17. Интерактивное задание для группы 2 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

Слайд 18-проверка.

Слайд 19. Интерактивное задание для группы 3 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

Слайд 20-проверка.

Слайд 21

Страница Творческая. Слово классикам.

А.С.П.: Вы знаете, Николай Васильевич, почему ваши первые повести не сразу стали популярными?

Н.В.Г.: А Вы знаете?

А.С.П.: Я же Пушкин! Я всё знаю! У них не было достойной рекламы!

Щелчок

Учитель зачитывает рекламу-образец поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом… С детства всем знакомы эти строки. Так начинается известная поэма великого поэта. Вы верите, что добро побеждает зло?  Вы любите приключения?  Тогда эта волшебная сказка-поэма для вас! Эта история о настоящих чувствах, о любви смелого витязя и прекрасной княжны. На пути к своему счастью героев ждут многие испытания: завистливые соперники, злые чары колдуна, козни старухи-ведьмы и даже смерть и чудесное возвращение к жизни  главного героя. Влюблённые стойко, мужественно преодолевают все преграды, благодаря вере в любовь, в  добро! Читайте и наслаждайтесь.

О каком произведении идёт речь?

Щелчок. («Руслан и Людмила», А.С.Пушкин)

Слайд 22.

Задание (5 баллов): За пять минут составить рекламу одному из произведений по жребию. (повесть «Капитанская дочка», поэма «Песня про купца Калашникова», комедия «Ревизор»)

(задание выполняет капитан с помощником) Приложение 5

В это время другие члены команд участвуют в аукционе героев.

Слайд 23

Аукцион героев «Кто больше?» (1 балл)

Кто больше героев назовёт, балл команде принесёт.

(По щелчку меняются авторы)

Слайд 24 Творческая страница, возвращение капитанов с рекламой произведений.

Соперники, Вам произведение узнать и автора назвать!

Рекламным агентам  составленный текст выразительно прочитать!

(участники зачитывают рекламу, соперники называют произведение и автора)

Слайд 25. Физкультминутка. Слово классикам.

А.С.П.: Друзья мои, а как вы отдыхаете? Вот я люблю прогулки по тверскому бульвару в Москве, в Крыму есть замечательная оливковая роща. Люблю смотреть на море. Но любимое место – это аллея в Михайловском.

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина.

Слайд 26 (музыку сделать тише)

М.Ю.Л.: Я люблю горы. Дух захватывает от этой мощной красоты, а каков воздух! Беру мольберт и рисую, рисую….

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина

Слайд 27 (музыку сделать тише).

Н.В.Г.: Вы будете смеяться, но отец привил мне любовь к саду. У меня дома есть спицы, и я сам вяжу шейные платки, очень успокаивает. Могу приготовить авторский напиток «Гоголь-моголь».

А.С.П.: А ещё в Ваших карманах полно конфет.

Н.В.Г.: Сосредоточиться помогает катание хлебных шариков. Вот как-то так. А как отдыхаете вы, уважаемые читатели?

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина

Слайд 28 (физминутку проводят дети – 1 балл)

Слайд 29

Страница Контактная. Слово классикам.

А.С.П.: Хорош ваш Хлестаков, Гоголь! И со мной на короткой ноге, врёт и не краснеет, точно без царя в голове.

М.Ю.Л.: А Ваши женские образы - Маша Миронова, Татьяна Ларина – скромны, искренни и как способны любить! Восхищаюсь вашими женскими образами.

Н.В.Г.: Знали бы Вы, Пушкин, каков  Калашников – вот где истинная смелость, мужество!

Задание (5 баллов): За пять минут заполнить страницу в контакте герою по жребию.

(участники зачитывают статус, информацию о герое, но не вписывают имя. Соперники называют героя, произведение, автора) (Тарас Бульба, Татьяна Ларина, Мцыри) Приложение 6

Слайд 30

Страница вещественная. Слово классикам.

А.С.П.: Юный Лермонтов, Вы никогда не снимаете военную форму?

М.Ю.Л.: Как и Вы, свой цилиндр.

А.С.П.: А что у вас Гоголь, есть любимая вещица?

Н.В.Г.: У героев моих таких вещиц много, я же мастер художественных деталей. А у меня есть только мой знаменитый нос, господа.

Задание: Аукцион, участники должны назвать, кому из литературных героев принадлежит вещь.

Слайды 31-36 (1 балл за правильный ответ)

Слайд 37

Страница кинематографическая. Слово классикам.

А.С.П.: Знаете, господа, наши книги в будущем будут не только читать.

Н.В.Г.: Да ещё и инсценировать в театре!

М.Ю.Л.: И обязательно снимут кино!

А.С.П.: Вот бы посмотреть…

Задание (4 балла): участники просматривают отрывки из кинофильмов, называют произведение, автора, эпизод, героев.

Слайд 38

Рефлексия (на стенд вывешиваются новые слова – рефлексия, рефлексировать)

  • Что узнали нового о М.Ю.Лермонтове, А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе?
  • Какие новые слова-литературные понятия усвоили?
  • Какое задание выполнять было интересно?
  • Какое задание выполнять было трудно?
  • Как вы оцениваете свои знания сегодня?

Слайд 39

Учитель: О.Бальзак: «Последнее слово все равно останется за потомками. Именно им решать, кто вознагражден бессмертием в веках».

Стенд симпатий. Сердечко-лайк под портретом автора. Приложение 7

 Слайд 40

Слово классикам.

Учитель:

Об этой встрече вспоминает мир:
Три гения встречаются, как братья.
И мы в мечтах идём навстречу к ним,

1 ученик (Гоголь):

Вот голос Гоголя:
“Я, Пушкин, часто думал о тебе,
Твои читал я сказки и поэмы,
Мечтал о встрече – пусть в моей судьбе
Такое счастье будет непременно.

2 ученик (Пушкин)

Спасибо, Лермонтов, за твои стихи, 
Спасибо за великие творенья.
Хотел бы я преподнести цветы
За каждый слог в твоем стихотворенье.

3 ученик (Лермонтов):

Хотел бы я, чтоб люди всей земли
Нас помнили без зависти и лести,
Читая книги, с нами рядом шли,
Думая о доблести и чести”. 

Учитель:

Читайте классиков,  друзья!
Великих корифеев золотого века!
Цените дружбу, долг, любовь,
Воспитывайте в душах Человека

Слайд 41  Спасибо за игру! Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

брей-ринг по русскому языку и литературе среди 6-7 классов

брей-ринг по русскому языку и литературе среди 6-7 классов...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...