Авторские работы (стихотворение, очерки) Автор: Петлина Вера Александровна,
проект по литературе

Петлина Вера Александровна

Областной  конкурс педагогического мастерства

«Вдохновение

 

  

Номинация «Любитель»                                                                                     Направление «Литература»

 

 

                                          Авторские работы

 

                                       (стихотворение, очерки)

 

 

Автор:

Петлина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

                                                                     ГБОУ СОШ №26 г. Сызрани

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petlina_v.a._gbou_sosh_26.docx317.67 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс педагогического мастерства

«Вдохновение

Номинация «Любитель» Направление «Литература»

Авторские работы

(стихотворение, очерки)

Автор:

Петлина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №26 г. Сызрани

2024 год

В.А. Петлина

Посвящается участникам Великой Отечественной войны

Шагнувшие в бессмертие

Я смотрю на огонь, и в душе поднимается пламя, Но не пламя страстей и не пламя любви, - Это в небо взметнулось горящее знамя, Прихватив знаменосца с собой по пути.

Чья-то юная жизнь, не успев разгореться, Как свеча, отгорела в горниле войны, Пеплом стало холодное детство: Шли за матушку-землю подростки-бойцы!

…В сорок первом июньское утро беды не вещало. Солнце щедро дарило всем людям тепло, Отдыхала земля, как обычно – молчала, Чтобы вновь пробудиться от сна своего.

Но уже на себя Брест удар принимает, Чтоб в бессмертье шагнуть на века, Кто-то в списках не значился и не узнает, Как ему воздает благодарность страна.

Вот скорбящая мать, облегчая страданья, Подставляет под пули малютку-дитя, Чтоб упасть в Бабий Яр без рыданья, Погребенною заживо рукой палача.

Кто-то грудью ложился на огненный дот, Кто-то связкой гранат останавливал танки, Мертвой хваткой сжимая в руках пулемет, В штыковые бросался атаки.

И за жертвенность эту в жестокой войне,

О которой слагают легенды,

Ветеран, отдаю дань почтенья тебе

И желаю все жизни прожить

за шагнувших в бессмертье!

Петлина В.А.

Трудовым героизмом их будем гордиться!

(очерк)

C:\Users\user\Documents\Scanned Documents\Рисунок (24).jpg

Вся жизнь этой мудрой женщины как на ладони. Честная, открытая, отданная людям. Ступени, ведущие к опыту осознания важности дела, которому посвятила себя, свои знания, свою любовь: от воспитателя до заведующей детским садом, затем – детским домом.

В школу №26 Наталья Алексеевна Обидина пришла в восьмидесятые годы. Знаток детских душ, читательских запросов – школьный библиотекарь стал желанным гостем классных часов. Благодарные слушатели, затаив дыхание, ловили каждое слово человека-легенды из прошлого, из той далекой эпохи сороковых годов.

…Война… Слезы, горечь утрат, немецкий разведчик – истребитель над Волгой… И хотя не слышала воя снарядов, не бежала по сигналу воздушной тревоги в бомбоубежище, но «в тринадцать лет война ворвалась в дом с душераздирающим криком – уходил на фронт отец. А тут и старших сестер: Клаву и Лизу (им было по 14 – 16 лет) увезли на оборонительные рубежи. Сызрань – важный узел железных дорог. Защитить город, встретить достойно врага, который рвался к Волге – задача не из легких. Вот и рыли окопы сутками. Валились от усталости с ног, родительского дома не видели месяцами. Спали в ящиках из-под снарядов по два часа. Так и взрослели в окопах. Сверстники мои тоже «хлебнули» лихолетья. После занятий в школе наскоро поев похлебки (хорошо, если с картофелем, а то из лебеды или крапивы), шли в поле помогать взрослым – собирать колоски, потерянные сенокосилкой, осыпавшиеся под порывами ветра. По вечерам учились вязать шерстяные носки или варежки для посылок, которые отправляли на фронт бойцам. Для нас, детей, они были защитниками, крепостью.

Помню, в дома «расквартировали» воинскую часть, которая через несколько дней отправлялась на фронт. Запомнился пожилой солдат, который при расставании сказал: «За ваши слезы, за горемычное детство – за все отомстим и вернем каждую тропку, что испоганили фашисты…»

Жив ли, нет ли тот боец, но всей деревней провожали, с надеждой смотрели вслед солдатикам, плакали, как по родным…»

Да, самое страшное в войне то, что она разрушает детские души, лишает человека самого главного – радости бытия, факта присутствия на земле. Память не отпускает из той военной жизни, держит цепкими щупальцами тревоги – нельзя допускать ошибок прошлого! Все 90 лет нет да и придет в снах горстка пшеницы как напоминание о голодном, украденном войной детстве.

Петлина В.А.

«Война – это работа…»

(очерк)

C:\Users\user\Documents\Scanned Documents\Рисунок (31).jpg

Весна 45-го года, как ждал тебя синий Дунай!» - песня громко лилась по площади, наполняя восторгом и умиротворением одновременно. Поднимаюсь на второй этаж старого дома. Рука привычно опускается на кнопку заливистого звонка. Замерла в ожидании. Вот сейчас дверь откроется, и маленькая старушка окажется в моих объятиях. И пойдёт тёплый разговор обо всём: о школе, о войне, о соседях, о себе (в последнюю очередь). Не любит Мария Ивановна говорить о больном: о постоянном недомогании («годы своё берут»), о добропорядочном помощнике из соцслужбы, о настойчивой просьбе единственного сына уехать с ним в Тольятти. «Сынок, да как же оставить здесь родные могилы?! Вот и школа 26-я не забывает…»

Ожидание затянулось. Выглянула соседка по площадке - Антонина Викторовна: «Уехала – таки наша Мария Ивановна. Уехала».

…Биография бывшего учителя математики – часть биографии всей страны.

Жижко Мария Ивановна, 1921 года рождения. Ветеран Великой Отечественной войны. В 1940 году окончила школу № 4, поступила в Учительский институт на отделение математики. Война застала на пороге юности. На фронт ушли отец и брат. А через несколько месяцев - черные похоронки приковали к постели мать. Но силы были нужны, чтоб ковать победу в тылу: стоять у станка по 12 часов и не упасть.

Не могла Мария оставаться дома, «зубрить учебники», когда в сердце жила ненависть к врагу, жажда мщения за смерть родных людей. В 1942 году, окончив краткосрочные курсы связистов, добровольцем ушла на фронт. Воевала в составе 125-го отдельного полка связи 3-ей Гвардейской армии 1-го Украинского фронта. Награждена медалью «За боевые заслуги».

Война все поставила на свои места. Хрупкая девушка, маленького роста, в кирзовых сапогах не по размеру (на её маленькую ножку интендант не смог подобрать обувь) прошла километры фронтовых дорог и троп, стреляла, убивала врагов, вязла в болотах. Не ожесточилось сердце. Мечтала о большой и светлой любви. Любовь пришла на фронте. Вместе с Григорием Жижко Мария прошла плечом к плечу всю войну. Эта любовь будет крепка, как сталь. После войны, приехав в Сызрань, супруги трепетно строили счастье в своей уютной квартирке по улице Володарского, дом 2а.

«Гришенька» - так ласково всегда называла мужа Мария - работал на мельнице. Маша заканчивала пединститут, чтоб работать в школе. Глубокие знания, доброе сердце, нежную душу отдавала детям, оставаясь в их памяти светлым лучом.

… Закрыта наглухо дверь в квартиру с табличкой под номером 21. Чем заполнить пустоту? Памятью. Мы часто задаем вопрос себе и окружающим: что такое героизм? Заглядываем в толковый словарь, сверяя свое понимание с энциклопедическим определением. Но точнее, чем однажды в беседе сказала Мария Ивановна, не скажешь: «На фронте не было понятия героизма, был долг – перед собой, семьёй, страной. Была работа - боец. И эту работу каждый старался выполнить на совесть».

И в этих словах – Она, русская женщина, вставшая в один строй с мужчинами, чтобы защитить мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по черчению 10 класса-автор Калинина Нина Александровна

Тесты по черчению для 10 класса элективного курса по авторской программе "Художественно-конструкторская и тинженерная графика" по  черчению для 10 и 11 классов....

Открытое интегрированное мероприятие по ОБЖ и кулинарии. "Безопасная кулинария ", методическая разработка. Авторы: Потоцкая Софья Александровна; Фролова Ирина Валентиновна; Гольденштейн Ефим Яковлевич.

Методическая разработка викторины по Технологии (раздел "Кулинария") и Основам безопасности жизнедеятельности с подробным описанием заданий и вопросов. В  представленном материале учтены во...

План внеклассного занятия "Отказ от вредных привычек" 2015-2016 учебный год социального педагога МБОУ СОШ № 15 Капраловой Веры Александровны

План внеклассного занятия "Отказ от вредных привычек" 2015-2016 учебный год социального педагога МБОУ СОШ № 15 Капраловой Веры Александровны ...

Тема урока: «Приемы решения рациональных уравнений». Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г.Сочи автор: Руденко Ирина Александровна, учитель математики

        Работа может быть предложена в качестве творческого компонента на уроках алгебры.Тема «Рациональные уравнения» играет важную роль в формировании умения выполнять тож...

"Критериальное оценивание в условиях реализации ФГОС ООО" (презентация) автор: Бройко Яна Александровна, учитель иностранных языков МОУ «СШИ №2»

"Критериальное оценивание в условиях реализации ФГОС ООО" (презентация) автор: Бройко Яна Александровна,  учитель иностранных языков  МОУ «СШИ №2»...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...