«История человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской» повесть В.Кондратьева «Сашка»
материал по литературе (8 класс)

Урок внеклассного чтения по повести Кондратьева "Сашка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок внеклассного чтения47.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «История человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской»  повесть В.Кондратьева «Сашка»

Цели:

1.Выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком;

2.Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образное и аналитическое мышление (умение анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой произведения, умение сравнивать, выделять главное, обобщать);

3.Воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма.

Задачи урока

Метапредметные:

  • Работать над связной речью учащихся;
  • Развивать умения анализировать, сопоставлять данные, использовать альтернативные источники информации
  • Учить делать самостоятельные выводы и обобщения.

Предметные:

  • Учить приемам анализа художественного текста
  • В ходе анализа показать художественную правду о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе.
  • Развивать навыки монологической речи

Личностные:

  • Воспитание чувства патриотизма, осознание исторической сопричастности судьбам участников Ржевской операции

Воспитание нравственных и патриотических чувств на примере героев

Ход урока:

  1. Орг.момент

(Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока)

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны, но  она навсегда оставила след в судьбах людей, переживших эти трудные годы, не забудут войну и те, кто родился после отгремевших боев.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг. XX века, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену.

Исключением не стала и повесть «Сашка» Вячеслава Кондратьева.

Так что за человек Вячеслав Леонидович Кондратьев? Что нового о Великой Отечественной войне он поведал нам в своей повести «Сашка»?

             1).  В.Кондратьев – писатель-фронтовик.

Вячеслав Леонидович Кондратьев в литературу пришёл  достаточно поздно, спустя много лет после войны, в конце 70-х.

Он родился в 1923 году на Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922 году семья переехала в Москву. В 1939 году с первого курса института ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке.

В декабре 1941 года в числе младших командиров отправлен  на фронт, в 1942-ом находился подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а потери наши особенно многочисленны. О тяжести тех боёв мы можем судить по тому, что сначала он был помощником командира взвода, потом – командиром взвода, а затем принял роту – и  всё это только за одну неделю.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых написал Александр Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, --

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

 Вячеслав Кондратьев убит не был, на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43-го – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, а после – демобилизация по инвалидности.

«До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал», - так заканчивается повествование Константина Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.

           3).   Историческая справка о боях подо Ржевом.

Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с большими человеческими потерями.

Об этом пишет маршал Георгий Константинович Жуков в своих воспоминаниях:

«В период наступления устанавливалась норма расхода боеприпасов –

1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска ослаблены. Командование просит остановить наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. Но Верховный Главнокомандующий  Директивой от 20 марта 1942 года отклонил эту просьбу и потребовал энергичного наступления».

В конце марта - начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.

Константин Константинович Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов; танков остались единицы…Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

  4).  Путь писателя к «Сашке».

Вячеслава Кондратьева спрашивают, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признаётся писатель.

Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика.

Жадно читал военную прозу, но не находил в ней своей войны, хотя война была одна.

Даже произведения Василя Быкова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, в которых была показана настоящая война, не отражали того, что видел на войне сам Кондратьев.

«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы. Моя война – это нехватка снарядов, мин…», - так писал В.Кондратьев.

Автор понял: «…О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всём рассказать! Это его долг!

И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал двадцать километров до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали ещё оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считал, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».

Вячеслав Кондратьев предваряет своё повествование так: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть»

О повести В.Кондратьева «Сашка» мы и поговорим сегодня на уроке, цель которого: выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком.

Постановка проблемного вопроса: 

Каковы уроки повести? Что она помогает понять молодым людям, не знавшим войны? Каковы нравственные основы поведения человека в различных ситуациях на войне.

Анализ повести «Сашка».

- А вам интересно было читать повесть "Сашка"?

- Как начинается повесть?

Приложение 1

- С какой целью автор сразу вводит читателя в повествование, без предварительных описаний? 

- Как описание «елочки, что перед окопчиком росла, упала на него, подрезанная пулей» помогает ощутить хрупкость жизни на войне?

- Найдите художественные детали, картины, которые с особой остротой передают весь трагизм войны?

Приложение 2

- Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.

Учитель: Автор рисует страшную правдивую картину боёв: войска несли чудовищные потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде было передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения.  Автор показывает «обыденность» экстремальных ситуаций.

2. Сашка как человек и боец.

         1). В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец? Назовите мотивы его поступков.

  1).  Сашка добывает валенки для ротного.

- Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…».)

- На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?

(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)

  2).  История с пленным немцем.

- При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами? (Дать ребятам высказаться).

- Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?

(Заминка фрицев  перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)

- Взаимовыручка в бою - самое важное. Как помог Сашка ротному?  (отдал свой запасной диск)

- Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?

(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)

- Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке.  Зачитайте размышления героя об этом.

И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью  другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и  немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой  на немцев,  из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и  спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте

-Как вначале называет Сашка пленного немца? (фашист, затем фриц)

Словарная работа

-Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

 («Вот  когда поднялась они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги!  Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»

- Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть?

(Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться  беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

- Как разрешились мучительные размышления Сашки?

 (Комбат отменил приказ.  А в жизни было по-другому.)

Уч-ль: В этом эпизоде отчетливо звучит основной мотив повести – пребывание в кромешном аду войны не лишило Сашку человечности, не заставило забыть о таких понятиях, как честь, порядочность.

Кондратьев  напишет удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…».

  3).  Раненый Сашка под огнём возвращается в роту.

      -Для чего?  (Проститься с ребятами и отдать автомат. Мог бы оставить и 2 роте  «..но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»).

- Почему, уходя с передовой, он испытывает чувство вины перед товарищами?

  4).  Сашка ведёт санитаров к тяжело раненному.

-Что он пообещал тяжелораненому?

         («…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)

  5).  История с Зиной.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни?

(Зина- первая его любовь. Сашка любит Зину, стремится к ней, глубоко переживает. Он молод, и так естественно в его годы любить, а значит, и ревновать, и страдать, и наслаждаться, находясь рядом с любимой девушкой, и война не может и не должна это изменить. А Зина больше жалеет его, и слова-то она говорила все жалкие: родненький, глупенький, бедненький, да еще потому, что считает себя жизнью ему обязанной).

-Какие чувства вызывает предстоящая вечеринка?

(Предстоящая вечеринка, о которой он узнаёт, вызывает у него гнев. Зина видит, как у него подрагивают губы, а лицо будто почернело: «Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут праздники, какие танцы?

А потом обрушивается на него известие, что Зина – там, танцует с лейтенантом. Тяжёлую ночь переживает Сашка, горько ему, больно. И всё-таки приходит он в конце концов к тому, что «уверил Сашка, что любовь у них.. с лейтенантом, неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх.)

Учитель: Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства,  понять и простить любимого человека,  не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь.

  6).  Сашка выручает лейтенанта Володьку.

-Почему Сашка берет вину на себя?

(«Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать.»

«Давай так договоримся – уж если на меня начнут дело шить, тогда поступай как знаешь, а пока подождём. Может, обойдется все.»)

     -Как вы оцениваете его поступок?

(Мы сочувствуем Сашке и восхищаемся его поступком: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды

Вывод: Почему из всей фронтовой жизни своего героя  выбраны именно эти события?

       ( Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

V. Выводы.

Вопрос: Каковы уроки повести? Что она помогает понять молодым людям, не знавшим войны? Каковы нравственные основы поведения человека в различных ситуациях на войне. (ответы детей)

 Ответ на этот вопрос будет более исчерпывающим, если обратиться к словам самого Вячеслава Кондратьева. «Хотелось бы, - сказал писатель, – чтобы читатель знал, сколько вынесло военное поколение и чем молодые ему обязаны. Хотелось бы, чтобы в суете благополучной жизни… читатель задумался, понял, что не единицы, а целое поколение свято хранило эти ценности, оплатив их своей кровью».

Сашка, молодой деревенский парень, которого даже по фамилии еще не зовут, а все Сашка да Сашка. Он с места в карьер попал в немыслимое пекло передовой, «но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств вроде не совершал. И совсем не думал, что одно нахождение тут, в холоде и голоде, без укрытий и окопов, под ежечасным обстрелом, является уже подвигом».

Учитель: Уходят потихоньку герои Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше становится тех, кто выдержал страшные испытания фашистов. На смену им пришли герои нашего времени.

Проявления подлинного патриотизма защитников Родины мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции, участие в которой принимают и профессиональные военнослужащие, и добровольцы. Они по зову сердца встали на защиту России и Донбасса. Среди них и 13 выпускников нашей школы (Разуваев А, Жигжитов С, Кондаков И, Лаптев А,  Грудинин А, Грудинин А, Булдаков Н, Кузьмин А, Скосырский А, Данзанов А, Назимов Р, Назимов Р, Попов С. И так получилось, что пятерых из них зовут Сашка.

Лаптев Александр на СВО с 24 февраля 2022 г, командир танка, ком.взвода. Имеет государственные награды: Орден Мужества, Георгиевский крест III степени, медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги». Грудинин Александр на СВО с  июня 2022 г, командир танка, награжден медалью «За боевые отличия». Данзанов Александр - Орден Мужества, медаль «За отвагу», Кондаков Иван награжден  Георгиевским крестом  III  степени, Назимов Р – медаль «За боевые отличия».. Для нас они герои, потому что защищают нашу страну, нас с вами от фашизма. И накануне праздника Дня Героев Отечества хотелось бы зачитать слова Владимира Владимировича Путина:

«Убежден,  летопись российской славы никогда не будет прервана. Потому что патриотизм, отвага, готовность, невзирая на личные риски, в трудную минуту взять ответственность на себя, роднят людей разных национальностей, профессий и возрастов. Эти качества в крови, в характере нашего народа».

Учитель:Героями не рождаются, героями становятся в час испытаний.

О подвигах - стихи слагают.

О славе - песни создают.

«Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!»

Ученики:
Над нами солнце золотое,

И неба купол без границ.

Война погубит все живое:

И синь морей, и пенье птиц.

Неужто было мало горя

В XX веке на земле?

Наш клич от моря и до моря:

 Не быть руинам на земле!

Вставайте рядом все, кто с нами,

Народы всех материков.

Мы поднимаем это знамя

Для счастья будущих веков.

Пусть будет солнцем день украшен,

Пусть будет неба высота,

Пусть побеждает в сердце нашем

Свобода, мир и красота!

Звучит финальная песня «Дядя Вова, мы с тобой»

Звучит финальная песня «Дядя Вова, мы с тобой»

Двадцать первый век настал, шар земной от войн устал
Население шара гегемон достал
В Евросоюзе мнения нет,

 Ближний Восток стонет от бед
За океаном лишен власти президент

А нам от северных морей, вдаль до южных рубежей
От Курильских островов, до Балтийских берегов
А на земле сей был бы мир, но если главный командир
Позовет в последний бой, дядя Вова, мы с тобой

А что достанется тому, поколению моему
Дать слабинку, потеряем всю страну

А наши верные друзья, это Флот и Армия
Память дружбы деда красная звезда

А нам от северных морей, вдаль до южных рубежей
От Курильских островов, до Балтийских берегов
А на земле сей был бы мир, но если главный командир
Позовет в последний бой, дядя Вова, мы с тобой

Не достанется гряда, самураям никогда.
Грудью встанем за столицу янтаря.
Севастополь наш и Крым, для потомков сохраним.
В гавань Родины, Аляску возвратим.

А нам от северных морей, вдаль до южных рубежей
От Курильских островов, до Балтийских берегов
А на земле сей был бы мир, но если главный командир
Позовет в последний бой, дядя Вова, мы с тобой

Фашизм

Как идеология - представляет собой смесь националистических, расистских, псевдосоциалистических идей социально- экономического процветания одних народов за счет истребления или рабского подчинения и эксплуатации других.

Основное средство достижения цели - военное насилие и порабощение народов.

Культ сильной личности - особая черта фашизма.

ВОЕННОПЛЕННЫЕ

Согласно женевской конвенции 1929 года о содержании военнопленных воюющие стороны должны:

обходиться с военнопленными человечно;

обеспечить военнопленных жильём, качественным питанием и питьевой водой;

не использовать военнопленных на работах, опасных для здоровья;

еженедельно каждому пленному предоставлять выходной день;

оказывать больным медицинскую помощь

Фриц - популярное немецкое имя. Они тоже называли русских Иванами.


             1).  В.Кондратьев – писатель-фронтовик.

Вячеслав Леонидович Кондратьев в литературу пришёл  достаточно поздно, спустя много лет после войны, в конце 70-х.

Он родился в 1923 году на Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922 году семья переехала в Москву. В 1939 году с первого курса института ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке.

В декабре 1941 года в числе младших командиров отправлен  на фронт, в 1942-ом находился подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а потери наши особенно многочисленны. О тяжести тех боёв мы можем судить по тому, что сначала он был помощником командира взвода, потом – командиром взвода, а затем принял роту – и  всё это только за одну неделю.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых написал Александр Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».

Вячеслав Кондратьев убит не был, на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43-го – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, а после – демобилизация по инвалидности.

«До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал», - так заканчивается повествование Константина Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.

  4).  Путь писателя к «Сашке».

Вячеслава Кондратьева спрашивают, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признаётся писатель.

Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика.

Жадно читал военную прозу, но не находил в ней своей войны, хотя война была одна.

Даже произведения Василя Быкова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, в которых была показана настоящая война, не отражали того, что видел на войне сам Кондратьев.

«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы. Моя война – это нехватка снарядов, мин…», - так писал В.Кондратьев.

Автор понял: «…О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всём рассказать! Это его долг!

И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал двадцать километров до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали ещё оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считал, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».

Вячеслав Кондратьев предваряет своё повествование так: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Урок-размышление по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка"

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о ...

Урок по повести В.Кондратьева "Сашка".

Урок по повести В.Кондратьева «Сашка».Тема: «В жизни всегда есть право выбора». (Эпизод «Сашка и пленный немец».)Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.Ме...

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

Методика и опыт. Изучение повести В. Л. Кондратьева "Сашка" в 10 классе

Семь десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историчскому событию. Нынешнее время, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ст...

Учебный проект по литературе. "Смогла ли бесчеловечная война обесчеловечить Сашку?" (по повести В. Кондратьева "Сашка")

В. Кондратьев рассказал о тяжёлых боях подо Ржевом в 1942 году. Кто-то из критиков написал, что главный герой прошёл испытание властью, любовью, дружбой. Мы с учащимися анализируем эти пробл...