Технологическая карта урока. Фантастика и реальность в рассказе Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы»
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Гынденова Любовь Юрьевна

Технологическая карта урока литературы в 7 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.odt27.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им.Д.Ж.Жанаева»

Открытый урок по литературе

Фантастика и реальность в рассказе Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы»

Разработал: учитель русского языка и

литературы Гынденова Любовь Юрьевна

2022 год

Тема урока:

Фантастика и реальность в рассказе Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы»

Цель урока:

знакомство с рассказом Рэя Брэдбери «Каникулы». Может ли быть человек счастлив один во всем мире?

Задачи:

- знакомство с творчеством писателя;

- расширить представления о фантастике как жанре;

- научить ассоциативному анализу по рассказу;

- формирование читательской компетенции (коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой);

- анализировать и оценивать художественное произведение с опорой на умения: выявлять внутритекстовые связи, соотносить фрагмент с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомиться с рассказом Рэя Брэдбери «Каникулы»;

- иметь представление об особенности и закономерности творческого пути писателя;

- целостно воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции;

- использовать различные литературоведческие источники.

Метапредметные:

- умение ставить цели и планировать свою деятельность;

- умение анализировать, проводить обобщения, сопоставлять, обосновывать свою точку зрения.

-умение планировать своё речевое поведение.

Личностные:

- вовлечение в эмоциональную сферу;

- формирование вкуса к фантастической литературе;

- размышление над вопросом: почему человек не может жить один во всем мире.

ХОД УРОКА

Этап

Цель, форма, методы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия

1. Организационный. Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности

Цель: создать комфортную ситуацию для начала урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Форма: фронтальная

Методы: словесный, создание     эмоционально-нравственной ситуации.

Приветствие (доброжелательный тон).

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стеллаж и скажите, какие книги здесь выставлены? Определите жанр.

-Как вы думаете, почему я выбрала эти книги? Посмотрите авторов произведений, чье имя встречается чаще? Сформулируйте тему и цель урока.

Что такое рассказ вы знаете, а что такое фантастика?

Приветствие.

Слушают, настраиваются на урок.

- Здесь книги фантастического жанра.

Формулируют тему, цель урока.

- Будем знакомиться с писателем Рэем Брэдбери и его произведением в жанре фантастики. Будем читать и анализировать.

Ответы детей (Д/З).

Личностные:
-формирование позитивной моральной самооценки.

Регулятивные:

-планирование учебного сотрудничества;
- ставить и формулировать для себя новые задачи.

Коммуникативные: навыки самоконтроля.

Познавательные: умение слушать, вступать в диалог.

2. Актуализация знаний

Цель: привлечение внимания к личности автора и актуализация предшествующих знаний

Форма: фронтальная

Методы: словесный, сообщение, беседа.

Вспомним, каких зарубежных писателей и их произведения вы знаете?

Рассказ Брэдбери «Каникулы» был написан в 1949 году. Давайте, ребята, послушаем краткое сообщение об авторе и о его творчестве.

Спасибо, Андрей.

Проспер Мериме «Маттео Фальконе», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» и др.

Сообщение ученика Ключникова Андрея

Познавательные:

- структурирование материала;

Коммуникативные:

-умение слушать

Личностные:

-формирование понятийного мышления,

- логического мышления

3. Первичное усвоение новых знаний

Цель: актуализация и знакомство с важными понятиями, социокультурными реалиями.

Форма: фронтальная, чтение цепочкой

Технология: «Кроссенс», проблемного обучения.

- Используя прием «Кроссенса» (вспомним, что это ассоциативная головоломка), попробуйте найти ассоциативные связи между изображениями. Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?

- Какое слово спрятано в середине схемы?

-Возможно, но давайте прочитаем рассказ и тогда вы более уверенно скажете, какое слово спрятано.

Словарная работа:

Каникулы, фантастика ,парадокс, дрезина, Монтерей, Пало-Альто,

 аннотация (вспомним)

Учащиеся высказывают свои предположения (скорее всего, люди –  семья из трех человек, они находятся далеко от дома, двигаются по железной дороге, оказываются на берегу моря, никого вокруг нет, послание – SOS?

Тема: отдыхают на берегу моря вдали от людей, но что-то здесь не так.

(Возможно, спасение людей)

 

Читают рассказ цепочкой.

Личностные:

- развивать творческое воображение

Регулятивные:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Познавательные:- устанавливать причинно-следственные связи; умение определять понятия.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Первичная проверка понимания

Цель: проконтролировать степень усвоения материала, осмысление текста.

Форма: парная работа

Методы: проблемный, метод стимулирования интереса к рассказу, дедуктивный

Прием: Ромашка Блума Методы устного контроля и самоконтроля

- Какие чувства вы испытали? Какие картины рисовало ваше воображение?
-Как бы ВЫ поступили, если однажды утром оказались одни в целом мире?

- Вернемся к кроссенсу, как думаете, какая картинка в центре?

- Да, угадали. Подходит ли название «Каникулы» рассказу?

-Работаем по двое по раздаточному материалу: выполните задания устно, которые написаны на листьях ромашки.

1.Найдите в рассказе эпизод, в котором звучит желание отца о том, чтобы все исчезли.

2. К чему это привело? Какие планы строит семья, когда наступают бесконечные каникулы?

3. Сколько времени прошло, как как семья начала путешествие по своей стране?  Найдите в тексте слова и словосочетания, которые выдают настроение героев рассказа.

4. Можно ли быть счастливыми без людей и без привычных дел? Найдите антонимы в описании пейзажа, которым начинается рассказ. В чем парадокс? Почему автор начинает свой рассказ именно с этого понятия – парадокс?

5. Найдите в тексте место в рассказе, где звучит мысль об отмене самых длинных каникул – «каким-то образом все вернулось на свои места». Почему человек не может жить один во всем мире?

Ответы учащихся.

Земля с людьми.

Ответы детей на вопросы

(работа по тексту).

С.237

Люди действительно исчезли.

(С.236) «Это было не так уж давно. Всего несколько месяцев…»

Все трое не оборачивались и смотрели только вперед. 

Тишина – всё двигалось, порхало, трепетало, вздыхало; недвижим – двигался; море неспокойно – море молчало.

Есть люди – нет людей.

Слишком много людей – одиночество… И т.д.

Коммуникативные:

-оформляют свои мысли в устной форме , работают в паре

Регулятивные:

-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщения, сопоставления

Познавательные:

умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

5. Первичное закрепление

Цель: самостоятельное применение полученных знаний в новой ситуации, формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

Форма: дискуссия

Прием: моделирование

Личностно-ориентированная технология

-Ребята, молодцы, хорошо справились с ромашкой Блума. Теперь будем моделировать текст.

Заполняя данную таблицу, будем дискуссировать.

-Ребята, жанр прочитанного нами произведения – фантастика. Но  обладает ли история семьи художественной реалистичностью?

-Ощущали ли вы жизнь во всей ее полноте, читая рассказ?

-Представьте себе, что такое случилось с вами, вы бы остались там навсегда? Какое желание написали бы вы на месте мальчика?

Как вы думаете, что все-таки написал мальчик на клочке бумаги?

-О чем, сочетая фантастику и реальность, хочет рассказать нам автор, о чем предупредить?

- Как называется финал, когда отсутствует развязка произведения?

Ребята, подведем итог нашим размышлениям. Фантастика похожа на реальную жизнь в произведении, если мы на миг представим, что такое действительно могло произойти. Когда человек остается один, все достижения мира обращаются в «прах».

Фантастическое и реальное в рассказе.

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

 Дети заполняют таблицу, четко формулируя свою мысль.

Открытый финал. Он обостряет ситуацию и заставляет размышлять читателя

 ». Потому что одному человеку не нужны ни богатства, ни науки. Вернее, некому это показывать и передавать, человеку некуда развиваться.

Личностные:

- осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Регулятивные:

- соотносить полученный результат с планируемым;

- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные:

- умение аргументировать свою точку зрения;

- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

Форма: фронтальная

Прием: компрессия текста

Рефлексия. Улыбающиеся (получил знания) и хмурые (не получил знания, не понял) смайлики.

-Домашнее задание:

 I группа (слабая) – напишите, пожалуйста, аннотацию к произведению, не забывая, что это фантастическое произведение.

II группа (сильная) – попробуйте написать свой фантастический рассказ.

До свидания!

Показывают смайлики.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

- анализировать личные достижения по теме

- осуществлять самоконтроль

Использованная литература и источники:

  1.  УМК «Литература. 7 класс. Часть 2» под редакцией В.Я.Коровиной. – 2019. – С.231-242.
  2. Е.С.Роговер. Концепция эстетического образования и нравственного воспитания учащихся в процессе преподавания литературы. Трагическое. / Е.С.Роговер // Литература в школе. – 2019. – №2.
  3. Черных Н.В. Реальность фантастического мира Старого Фокусника. Рассказ «Каникулы» / Н.В.Черных; Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

технологическая карта урока и конспект с презентацией на тему "Глобальное потепление - миф или реальность?"

В данном уроке кратко рассматриваются возможные причины глобального потепления и роль Ал.Гора в продвижении этого вопроса.Указаны ссылки на видеоматериалы иприлагается презентация по теме....

Технологическая карта урока английского языка по теме «Зимние каникулы. Чем ты занимаешься на зимних каникулах»

Цель:-        создать условия для совершенствования лексических навыков говорения;-        формировать УУД обучающихся;-...

Технологическая карта урока "А.С.Пушкин "Бесы": миф или реальность" 6 класс

Технологическая карта урока литературы "А.С.Пушкин "Бесы": миф или реальность" .УМК "Школа 2100".Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 6 класс...

Технологическая карта урока "Повторение лексики, грамматики по теме «Как я провел каникулы» 5 класс

Ресурсы: - учебник Английский язык. 5 класс. Ч.1.О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова, М. – Дрофа, 2014г.;- книга для учителя «Английский язык» (5 класс, серия “Rainbow...

Технологическая карта урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб".

Технологическая карта открытого урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб"....

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...