Технологическая карта урока "А.С.Пушкин "Бесы": миф или реальность" 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Малахова Ирина Витальевна

Технологическая карта урока литературы "А.С.Пушкин "Бесы": миф или реальность" .УМК "Школа 2100".Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_besy_-_son_ili_realnost.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы. 19.09.2015.

Учитель: Малахова И.В.

Класс: 6.

УМК: «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тема: «А.С. Пушкин «Бесы»: сон или реальность?».

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Цель урока. Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Бесы»; учить видеть за строчками стихотворения чувства, переживания, настроение, реальные события и общечеловеческий смысл; обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка; формировать навыки анализа стихотворения, воспитать восприятие текста, как произведения искусства.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение логическими действиями сравнения и анализа;

овладение приёмами смыслового чтения.

Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные результаты:

понимание содержания прочитанных художественных текстов и их устное воспроизведение;

освоение приёмов анализа и характеристики текстов художественного стиля;

использование приёмов изучающего чтения;

использование различных видов монолога;

создание устных монологических высказываний;

выступление перед аудиторией сверстников с небольшими устными сообщениями.

Термины, понятия: рефрен, антитеза, олицетворение, риторический вопрос, лейтмотив.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Материально - техническое обеспечение. 

Книгопечатная продукция: учебник «Литература. Год после детства» 6 класс.1 часть. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: аудиозапись чтения стихотворения М.М. Козаковым, иллюстрации Н.Карзина, В.Симакова, снимок палехской шкатулки.

Технические средства обучения: интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Введение в тему урока.

3 минуты

-Добрый день, ребята. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Бесы», которое великий поэт написал в первую Болдинскую осень в 1830 году.

Послушаем сообщение о том, что такое Болдинская осень в творчестве Пушкина.

Домашним заданием на урок для одного из учащихся стало сообщение о важном месте имения Большое Болдино для творчества А.С. Пушкина.

Выступает с сообщением.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. .Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

III. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.

5 минут

-Итак, примите удобные позы для слушания, стихотворение «Бесы» А.С. Пушкина для вас исполняет Народный артист РСФСР Михаил Михайлович Козаков.

-Какое настроение лирического героя передал нам чтец?

-Чего же боится лирический герой? Запишем этот вопрос и попробуем ответить на него сейчас.

-Что такое бесы? Мистические, выдуманные существа.

-А что может путник увидеть в темноте? Пень, волк, что-то реально существующее.

-Повторю свой вопрос: чего же боится лирический герой? Чего-то мистического или реального, вызванного сном или части реальности? Ответить мы сможем, только проанализировав это произведение.

Запишем тему урока «А.С. Пушкин «Бесы»: сон или реальность».

Слушают аудиозапись выразительного чтения стихотворения М. М. Козаковым.

Отвечают на вопросы учителя.

Настроение нервное, меняющее от начала к концу стихотворения, от настороженности к истерике, ощущение постоянного страха

Боится бесов (название стихотворения «Бесы» наводит на эту мысль) или чего-то, что увидел в темноте (подсказывает сюжет)

Работают в тетради.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

IV. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

2. Комментированное чтение.

20 минут

3. Работа с текстом после чтения.

6 минут

-Перескажите кратко сюжетный план стихотворения.

-Прочитаем первую строфу стихотворения.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.

-Какие изобразительные средства вы заметили?

-Зачем нужны многократные повторы? Зачем повторы в строфе? Когда человек часто повторяет слова сам себе?

-Повторением одних и тех же слов передаётся нарастающий страх лирического героя.

-Для чего служит повтор, открывающий стихотворение? Сколько раз он повторяется?

-Прочитаем 2 и 3 строфу стихотворения

«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле
бес нас водит, видно,
Да
кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там
верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он
искрой малой
И пропал во
тьме пустой».

-Кто появляется в этой строфе?

-Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они нужны.

-Прочитаем 4 строфу стихотворения.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «
Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»

-Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены?

-Прочитаем 5 строфу стихотворения.

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж
он далече скачет;
Лишь
глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

-Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены?

-Кто такой «он», который «далече скачет»?

-Прочитаем 6 строфу стихотворения.

Бесконечны, безобразны,
В
мутной месяца игре

Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

-Какие изобразительные средства вы заметили? Есть ли повторы в этой строфе? Для чего они употреблены?

Вводится понятие «лейтмотив».

Прочитаем 6 строфу стихотворения.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

-Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены?

Каково настроение лирического героя. Каков итог стихотворения?

Итак, ребята, стихотворение «Бесы» оканчивается тем, что лирический герой остаётся один на один с тучами бесов: он, они и бесконечные, заснеженные, безлюдные равнины.

Самое время вернуться к вопросу нашего урока. Почему нарисованная Пушкиным картина страшна? Чего же боится лирический герой? Реальны его страхи или они вызваны сновидениями?

-Человеку нельзя оставаться одному, у каждого из нас есть семь, друзья, которые помогают в трудные моменты. Если человек останется один, он столкнётся с тьмой.

Отвечают на вопросы учителя, читают стихотворение.

Лирический герой едет куда-то ночью, зимой, в метель, непогода не позволяет добраться до места, он останавливается неизвестно где, посреди заснеженного поля, ему страшно.

Отвечают на вопросы учителя.

Многократные повторы в самой строфе («мутно-мутна», «еду, еду», «страшно, страшно»), строка «мчатся тучи, вьются тучи» повторяется в стихотворении.

Когда хочет запомнить что-то или боится.

Повторяется 3 раза, делит стихотворение на 3 составные части, возвращает героя к исходной точке.

Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Появляются ямщик и бес, который «кружит» ямщика. Бес играет с путниками, он всесилен – может быть и «верстою небывалой», и «искрой малой» (это антитеза)

Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Повтор из 1-й строфы, действие продолжается в том же поле, той же ночью, с теми же героями, они скачут по кругу, но силы на исходе, страх становится сильнее, «колокольчик умолк».

Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Олицетворение – вьюга становится живой, окружающая темнота оживает, это усиливает ощущение страха. Бес преследует путников, оказывается, что он не один.

Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Употреблено слово «мутный», которое перекликается с повторяющейся строкой «мутно небо, ночь мутна» - ничего не видно. Продолжается тема «кружения».

Риторические вопросы передают безысходность происходящего, лирический герой не в силах ничего изменить.

Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Рефрен первой строфы передаёт ощущение кружения, кольца, круга. Всё перемешалось: мчатся тучи и бесы, кругом «мутно». Лирический герой окончательно заблудился. Вокруг ночь, страшные звуки, «неведомые» равнины и «беспредельная» вышина.

Отвечают на вопросы учителя.

Картина, изображённая в стихотворении имеет 2 плана: реальный (сюжетная линия- человек заблудился)и поэтический (человек один в всём мире), Картина страшна она из-за безысходности одиночества лирического героя, он один во всём мире, и выбраться не может из этого кружения. Лирический герой боится остаться один на один с тьмой, не с конкретным волком или воображаемым бесом, а стать одиноким, покинутым.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

4.Осуществлять анализ и синтез.

5.Устанавливать причинно-следственные связи.

6.Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

4.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

V. Рефлексия (Итог урока). 5 минут

Ребята, перед вами 3 иллюстрации к стихотворению А.С. Пушкина «Бесы»: Н. Карзина, В.Симакова и неизвестного автора рисунка на палехской шкатулке. Какая из иллюстраций, по вашему мнению, наиболее полно отражает основную мысль изученного нами стихотворения. Объясните свой выбор.

Выбирают иллюстрацию, высказываются.

Познавательные УУД

7.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация).

Регулятивные УУД

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

VI. Домашнее задание.

1 минут

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Бесы». 

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс

Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса

Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК  М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта «Dress right», Module 7 b 5 класс «Английский в фокусе», 5 класс

laquo;Dress right», Module 7 b5 классУрок открытия новых знаний«Английский в фокусе»,  5 класс: учебник для общеобразовательных школ; Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс...