урок по теме "Положительные и отрицательные числа"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Брусова Оксана Владимировна

Урок содержит полезный материал,дан в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.58 КБ
Файл test.docx15.32 КБ
Файл issled.rab_.docx16.79 КБ
Файл samootsenka.docx13.07 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Брусова О.В.

Место работы: МБОУ СОШ №2

Должность: учитель математики

Предмет: математика.

Класс:  6

Тема урока:     Положительные и отрицательные числа

Тип урока:  Урок изучения нового материала

Форма урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  Образовательная:  ввести определение положительных и отрицательных чисел, ввести обозначение отрицательных чисел, показать применение их при решении задач межпредметного характера, активизировать познавательную деятельность учащихся.

  Развивающая: развивать интерес учащихся к предмету «Математика», математический и общий кругозор, мышление, речь, внимание и память.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность, чувство коллективизма, умение выслушать других.

 Ожидаемые результаты:

Предметные – расширить представление о числе путём введения отрицательных чисел, научить изображать положительные и отрицательные числа на  числовом луче и уметь использовать его для сравнения чисел, сложения и вычитания.

Метапредметные:

§   Познавательные – формирование действий анализа и синтеза, моделирования, структурирования знаний, выдвижения гипотез.

§    Коммуникативные – умение  слушать и вступать в диалог, воспитание чувства взаимопомощи, желание полно и точно выражать свои мысли.

§    Регулятивные – умение ставить цель урока, осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий.

§ Личностные – проявление  интереса к урокам математике.

Необходимое техническое оборудование:

§ компьютер;

§ проектор;

§ карточки – задания;

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

 

Подготовительная работа Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, давайте улыбнемся и друг  другу передадим заряд  положительной энергии.

 Цифры живут на различных предметах:

В календарях и трамвайных билетах,

На циферблатах часов, на домах,

Прячутся цифры в книжных томах,

И в магазине, и в телефоне,

И на машине, и на вагоне...

Цифры повсюду, цифры кругом.

Мы их поищем и сразу найдём.

О чем, как вы думайте, пойдет речь на нашем уроке?

(о числах) 

Создание проблемы:

Чисел много, но нам надо найти какие то особенные. Я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Учащиеся слушают учителя.

2. Актуализация знаний

 

Устная разминка. (слайд 2-3)

В конвертах картинки, посмотрите на картинки героев сказок, какие это герои, распределите их на 2 группы.

2.Назовите слова противоположные по значению, т.е. (антонимы)

  зима         -   лето

  мороз        -   тепло

  минус        -   плюс

 выигрыш – проигрыш.

приливы – отливы.

сжатие – растяжение

высота гор – глубина впадин.

Внимание на экран.

Работа с термометрами устно.(Слайд 4-8)

Ребята, как вы думаете, о каких числах пойдет речь на нашем уроке? Значит и тема урока «Положительные и отрицательные числа»(Слайд9)

Какие цели и задачи мы сегодня должны выполнить?

1.Дать определение этим числам.

2.Ввести обозначение этих чисел.

3.Показать их применение в решении  задач практического содержания.

Оценивать каждое задание будем так: оценка «5»-нет ошибок,1ошибка-«4»,2 ошибки-«3».

Учащиеся устно выполняют предложенные задания и формулируют возникшие вопросы.

 

 

 Формулируют тему и цель урока, задачи.

Записывают в тетради дату и тему урока.

3. Этап изучение нового материала.

 

Проблема.(Слайд 10)

Дан  ряд целых неотрицательных чисел.

Неотрицательные - это какие числа? (положительные)

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9…

Проведем исследовательскую работу в группах:

1) От числа 8 отсчитайте влево 5 чисел. 7-4=3

2)От числа 7 отсчитайте 7 чисел.     7-7=0

3)От числа 7 отсчитайте 8 чисел.

Последнее действие стало невыполнимым, ваши действия? (нужно расширить ряд неотрицательных чисел)

Для этого влево от нуля будем записывать те же числа только со знаком «-«

Вывод:(слайд 11)

Полученный ряд:

-5,-4,-3,-2,-1,0,1,2,3..называют рядом целых чисел.

(Слайд 12)

Справа от 0 какие расположены числа?(положительные)

Слева от 0?(отрицательные)

Число о не является ни отрицательным, ни положительным

 

 

Учащиеся предлагают свои ответы.

 

 

 

 Выполняют исследовательскую работу в группах, выдвигают гипотезы, доказывают.

 

4.Этап первичное осмысление и закрепление знаний

№ 204 прочитайте числа? Устно.

Учащиеся выполняют предложенные задания устно.

5.Физпауза

 Физкультминутка

Давайте немного отдохнем. Дети выполняют характерные движения (наоборот). 2 шага вперед, шаг влево,руки вниз,наклоны влево и вправо.

Учащиеся поднимаются с мест, выполняют  действия в соответствии с озвученным видом упражнений, но наоборот.

6.Этап закрепление изученного материала

Работа в парах. (взаимопроверка).

(слайд №13)

Под диктовку учителя. За положительное направление – высота моря, за отрицательное – глубина.

Высота  уровня моря 7000км, 3000км- ниже уровня моря.

За положительное направление – север, за отрицательное – юг

На юг прошли 17км, а  на север прошли 23км.

3. Выигрыш в спортлото  составил 34 очка, проигрыш 25 очков.

(слайд 14)

ВИДЕО «Исторические сведения»

 Решение задач в группах. (слайд15-16)

Девочка  пополнила свой баланс на телефоне на 50р и решила позвонить своей подружке Насте, с ней они проговорили 15мин. Сколько денег осталось на балансе  телефона Маши, если минута разговора стоит 2р?

После разговора с Настей Маша баланс не пополняла. Девочка позвонила бабушке. Разговор длился 15мин. Сколько денег на балансе телефона осталось у Маши?  

Маша очень расстроилась, что у нее закончились деньги на балансе, но она вспомнила, что у нее осталось 20р. Девочка положила эти деньги на телефон и позвонила маме. С ней Маша проговорила 10 мин. Сколько денег на балансе телефона осталось.

2)Никите мама каждый день дает 35р на карманные расходы. В понедельник Никита купил шоколадку TWIX за 20р, а потом сок за 10р. Сколько денег осталось у мальчика?

Во вторник  Никита купил такую же шоколадку за 20р, но  другой сок за 20р. Сколько денег у него осталось? (не забудьте, что у Никиты остались деньги с понедельника)

В среду Никита пошел с Данилом в магазин. Никита купил другую шоколадку за 48р, но у него было только 35р, Данил решил выручить друга и дать ему денег в займы. Сколько денег останется у Никиты, если он купит шоколадку?

Сколько Данилу нужно занять Никите, чтобы мальчик мог купить шоколадку?

Тогда долг Никиты составляет 13р? 2 видео. Веселые  Задачки.

Следующее задание тест по вариантам, с последующей проверкой.(слайд 17)

Учащиеся выполняют предложенные задания. По окончании работы над каждым заданием  оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

7.Этап подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание.

Вопросы с помощью кубика Блума  :

Какие  числа вы изучили?

Где расположены отрицательные числа?

Как записать отрицательное число?

Какой знак стоит впереди отрицательного числа?

Где  вы применяете эти числа?

Какая температура зимой?

Когда и откуда пришло к нам понятие отрицательного числа?

Подведем итоги : на столе лежит лист самооценки группы,

ответьте на вопросы (слайд 18)

 Домашнее задание:

№206,стр.46 учить. (слайд 19)

На доске расположен числовой ряд целых чисел, на стикерах напишите свои отзывы,пожелания, вопросы, которые у вас возникли вовремя урока, если они положительны разместите справа от 0, отрицательны- слева, а если вы остались при своем мнение ,то - «0».

Спасибо за урок.Молодцы.

Самооценивание

Дан  числовой ряд, стикерами соотнести степень усвоения нового материала.

 



Предварительный просмотр:

Тест

Вариант 1

1.Температура воздуха в Твери составляла  11 градусов тепла, а к 6 ч утра она понизилась на 7 градусов. Какой стала  температура воздуха в Твери в 6 ч утра?

  1. -7                2) -4               3) 4                4) другой ответ

2.Даны числа -7,2,-5,6,4,0,-3 .Сколько чисел лежит справа от нуля? Найдите  сумму этих чисел.

1)13                2)12                 3)0               4)10

3.Даны числа  -7,2,-5,6,4,0,-3.Сколько чисел лежит слева от нуля?

1)одно                2)два                 3)три               4)таких чисел нет

4.Кузнечик может прыгнуть с любого целого числа на соседнее. Какое наименьшее количество прыжков надо совершить, чтобы с числа 3 попасть на число -17?

1)19                2)20                3)21              4)другой ответ

Вариант 2

1.Температура воздуха в Твери составляла  12 градусов тепла, а к 6 ч утра она понизилась на 8 градусов. Какой стала  температура воздуха в Твери в 6 ч утра?

1)        -7                2) -4             3) 4               4) другой ответ

2.Даны числа  -8,1,-5,4,7,0,-3 .Какие  числа лежат справа от нуля? Найдите  сумму этих чисел.

1)13                2)12                3)0               4)11

3.Даны числа  -8,1,-5,6,7,0,-3. Сколько чисел лежит слева от нуля?

1)одно                2)два                 3)три               4)таких чисел нет

4.Кузнечик может прыгнуть с любого целого числа на соседнее. Какое наименьшее количество прыжков надо совершить, чтобы с числа 4 попасть на число -16?

1)19                2)20                3)21              4)другой ответ



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Дан ряд целых неотрицательных чисел:

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9…

1)От числа 8 отсчитайте влево 5 чисел.

 2)От числа 7 отсчитайте 7 чисел.

3)От числа 7 отсчитайте 8 чисел.

Сделайте вывод. 

Исследовательская работа

Дан ряд целых неотрицательных чисел:

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9…

1)От числа 8 отсчитайте влево 5 чисел.

 2)От числа 7 отсчитайте 7 чисел.

3)От числа 7 отсчитайте 8 чисел.

Сделайте вывод.

Исследовательская работа

Дан ряд целых неотрицательных чисел:

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9…

1)От числа 8 отсчитайте влево 5 чисел.

 2)От числа 7 отсчитайте 7 чисел.

3)От числа 7 отсчитайте 8 чисел.

Сделайте вывод.

Исследовательская работа

Дан ряд целых неотрицательных чисел:

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9…

1)От числа 8 отсчитайте влево 5 чисел.

 2)От числа 7 отсчитайте 7 чисел.

3)От числа 7 отсчитайте 8 чисел.

Сделайте вывод.

Исследовательская работа

Дан ряд целых неотрицательных чисел:

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9…

1)От числа 8 отсчитайте влево 5 чисел.

 2)От числа 7 отсчитайте 7 чисел.

3)От числа 7 отсчитайте 8 чисел.

Сделайте вывод.

 Исследовательская работа

Дан ряд целых неотрицательных чисел:

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9…

1)От числа 8 отсчитайте влево 5 чисел.

 2)От числа 7 отсчитайте 7 чисел.

3)От числа 7 отсчитайте 8 чисел.

Сделайте вывод. 

Работа в группе

Реши задачу:

Девочка Маша пополнила свой баланс на телефон на 50р и решила позвонить своей подружке Насте, с ней они проговорили 15мин. Сколько денег осталось на балансе  телефона Маши, если минута разговора стоит 2р?

После разговора с Настей Маша баланс не пополняла. Далее девочка позвонила бабушке, их разговор длился 10мин. Сколько денег на балансе телефона осталось у Маши?  

Маша очень расстроилась, что у нее закончились деньги на балансе, но она вспомнила, что у нее есть еще 20р. Девочка положила эти деньги на телефон и позвонила маме. С ней Маша проговорила 15 мин. Сколько денег на балансе телефона осталось?

Работа в группе

Реши задачу: 

Никите мама каждый день дает 35р на карманные расходы. В понедельник Никита купил шоколадку за 20р, затем он купил сок за 10р. Сколько денег осталось у мальчика?

Во вторник  Никита купил такую же шоколадку за 20р, но  другой сок за 20р. Сколько денег у него осталось? (не забудьте, что у Никиты остались деньги с понедельника)

В среду Никита пошел с Данилом в магазин. Никита захотел купить другую шоколадку за 48р, но у него было только 35р, Данил решил выручить друга и дать ему денег взаймы. Сколько денег должен будет Никита отдать другу.

Работа в группе

Реши задачу:

Девочка Маша пополнила свой баланс на телефон на 50р и решила позвонить своей подружке Насте, с ней они проговорили 15мин. Сколько денег осталось на балансе  телефона Маши, если минута разговора стоит 2р?

После разговора с Настей Маша баланс не пополняла. Далее девочка позвонила бабушке, их разговор длился 10мин. Сколько денег на балансе телефона осталось у Маши?  

Маша очень расстроилась, что у нее закончились деньги на балансе, но она вспомнила, что у нее есть еще 20р. Девочка положила эти деньги на телефон и позвонила маме. С ней Маша проговорила 15 мин. Сколько денег на балансе телефона осталось?

Работа в группе

Реши задачу:

Никите мама каждый день дает 35р на карманные расходы. В понедельник Никита купил шоколадку за 20р, затем он купил сок за 10р. Сколько денег осталось у мальчика?

Во вторник  Никита купил такую же шоколадку за 20р, но  другой сок за 20р. Сколько денег у него осталось? (не забудьте, что у Никиты остались деньги с понедельника)

В среду Никита пошел с Данилом в магазин. Никита захотел купить другую шоколадку за 48р, но у него было только 35р, Данил решил выручить друга и дать ему денег взаймы. Сколько денег должен будет Никита отдать другу.

Правила написания синквэйна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

 Правила написания синквэйна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. 

Правила написания синквэйна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. 

Правила написания синквэйна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. 

Правила написания синквэйна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. 

Правила написания синквэйна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

 Правила написания синквэйна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

 Правила написания синквэйна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.



Предварительный просмотр:

Самооценка группы

Как вы считаете, кто работал активнее всех?

Ваша группа выполняла задания коллективно, дружно, слаженно?

Кто, по- вашему мнению, ленился и не работал в команде?

Вы считаете, ваша группа готова к контрольной работе?

Самооценка группы

Как вы считаете, кто работал активнее всех?

Ваша группа выполняла задания коллективно, дружно, слаженно?

Кто, по- вашему мнению, ленился и не работал в команде?

Вы считаете, ваша группа готова к контрольной работе?

Самооценка группы

Как вы считаете, кто работал активнее всех?

Ваша группа выполняла задания коллективно, дружно, слаженно?

Кто, по- вашему мнению, ленился и не работал в команде?

Вы считаете, ваша группа готова к контрольной работе?

Самооценка группы

Как вы считаете, кто работал активнее всех?

Ваша группа выполняла задания коллективно, дружно, слаженно?

Кто, по- вашему мнению, ленился и не работал в команде?

Вы считаете, ваша группа готова к контрольной работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны отрицательные числа? Примеры применения отрицательных чисел.

Презентация на тему: Зачем нужны отрицательные числа? Примеры применения отрицательных чисел....

Урок «Космический полет с отрицательными числами»

Закрепление и повторение темы, отрицательные числа, сложение отрицательных чисел. Развитие любознательности; умение преодолевать трудности при решении примеров.Форма проведения: дидактическая игра...

Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...

Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...

урок повторение "Положительные и отрицательные числа"

Урок проходит в виде марафона. Дети повторяют алгоритм  сложения, вычитания, умножения и деления положительных и отрицательных чисел. Применяется работа в парах, у доски и фронтальная....

Урок-игра "Положительные и отрицательные числа" Лото 6 класс

Данная игра "Лото" предназначено для работы в паре на уроке математики во время закрепления темы "Действия с положительными и отрицательными числами". Для игры предлагается поле с ...