Доклад на тему: "Олимпиады в школе"
статья по математике на тему

Александрова Ирина Михайловна

В докладе представлен материал по подготовке и проведению математических олимпиад в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiady_v_shkole.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Подготовила:

                     Александрова  И.М.                                                                                                                                                          

Математика традиционно занимала и занимает важное место как среди других наук, так и в системе образования. Развитию интереса к глубоким и систематическим занятиям математикой могут способствовать математические соревнования школьников.

Основная  цель олимпиады в школе – повышение интереса к математике как учебному предмету. И дело не только в том, чтобы выявить учащихся, хорошо разбирающихся в учебном материале. Важно  создать в школе атмосферу праздника, ощущение причастности к происходящему, помочь избавиться от неуверенности в себе, вызвать желание участвовать в таком соревновании.

При правильной организации олимпиады интерес к математике возрастает не только у тех школьников, для кого она проводится, но и у всех, кто как-либо к ней причастен: администрации школы, учителей, родителей.

Если в подготовке и проведении школьной олимпиады участвуют старшеклассники и выпускники школы, многие из них впервые понимают, что это очень интересное и полезное дело.

Но, кроме того, олимпиада – это учебное мероприятие: мы редко учим детей мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях. Конечно, этому учебному навыку (умению показать знания в неординарной ситуации) надо учить, как и любому другому.

Давно замечено также, что проведение олимпиад «является прекрасным средством повышения деловой квалификации учителей» (Петраков И.С.). Чтобы подготовить школьников к участию в олимпиаде и организовать самому олимпиаду, необходимо решать и разбирать вместе со школьниками нестандартные задачи, вести кружки, читать книги по математике.

Организация олимпиады доставляет радость всем участникам. А если им сопутствует успех, тот это радость вдвойне. В этом и есть основной смысл школьной олимпиады: «создать условия для самореализации, для успеха как можно большему числу людей, дать им познать чувство радости от победы, зачастую самой трудной победы – победы над самим собой» (Постникова А.Л.).

Наиболее эффективно воздействие школьных математических соревнований, если они происходят в течение всего учебного года.

В малокомплектных школах возникает трудность в проведении олимпиады в одном классе,  ввиду малочисленности в них учеников. Тогда приходится составлять задачи  так, чтобы соревнования происходили между учениками классов одной ступени.

Самое главное на школьной олимпиаде – задачи. Ведь – «известны случаи, когда решение одной занимательной задачи определяло весь жизненный путь человека» (Кордемский  Б. А.). Что здесь важно?

Во-первых, в задания олимпиады необходимо включать задачи разного уровня трудности, чтобы каждый ребенок мог что-то решить. Если задачи слишком трудны, ребята теряют интерес к олимпиаде.

Во-вторых, задачи, при всей их нестандартности и занимательности должны опираться на пройденный школьниками программный материал и быть достаточно разнообразными по тематике, чтобы учащиеся могли сделать выбор с учетом своих пристрастий.

Важнейшая цель учителя при проведении олимпиады в школе - познакомить учащихся с нестандартными математическими задачами, ведь в общеобразовательной школе сейчас нестандартных задач решают мало, и для большинства школьников математическая олимпиада и подготовка к ней – практически единственная возможность встретиться с такими задачами. Следовательно, математическая олимпиада – это «рекламная акция»,  в которой принимают участие школьники. В этой акции рекламируется наука «математика»  и самое интересное, что в ней есть – решение задач.

Кроме того, на олимпиаде должны быть обеспечены самостоятельность учащихся, одинаковые условия для всех. Хорошо, если тексты задач напечатаны заранее и выдаются каждому участнику.

При проверке работ оценивается прежде всего правильность решения задачи. Нельзя  снижать оценку за «оформление» (олимпиада – это не контрольная); следует отличать логические ошибки от технических. Не нужно требовать больше, чем принято в обычной школьной практике. Однако важно поощрять умение логично излагать решение, используя при этом рисунки и черновые записи. Если позволяют обстоятельства, полезно проверять работу в присутствии ее автора (что происходит на устных олимпиадах).

К числу недостатков многих олимпиад относится то, что разбор задач и объявление результатов проводится через значительный промежуток времени. Однако олимпиада для школьников 5-6 классов может быть проведена за один день.

Награждение победителей (примерно 10% участников) должно проходить в торжественной обстановке, но важно, чтобы как можно больше детей получили утешительные призы за участие в олимпиаде: книги по математике, грамоты.

Организовать школьные математические соревнования можно в виде домашней олимпиады, школьного математического праздника, командной олимпиады.

Цель «домашней олимпиады» - помочь детям увидеть красоту математики, ощутить удовольствие от решения математических задач, подготовиться к школьному математическому празднику.

Школьный математический праздник удобно проводить в два тура. В первом туре, подготовительном, участвуют практически все ученики школы;  во втором – те, кто хорошо зарекомендовал себя в первом туре (решил одну – две задачи).

Командные олимпиады в школе можно проводить по-разному. Например, можно подсчитать сумму баллов, набранных представителями каждой команды в личной олимпиаде, и так определять победителей. Но лучше дать возможность школьникам проявить себя в совместной деятельности.

Традиционно  включают в олимпиады для школьников 5-6 классов задачи следующего типа: конструктивные геометрические задачи (задачи 1-3), задачи на составление алгоритмов, дискретные процессы (4-6), задачи на натуральные числа (7-9), проценты (10-11), текстовые задачи на движение, работу, и т.д. (12), логические задачи (13) и т.д.

Откуда брать задачи? За последние годы вышло много хороших сборников задач, которые могут послужить источником идей для организаторов олимпиад. Задач много, и новую идею здесь придумать трудно. Главное правило при составлении вариантов – задачи должны быть разнообразными по тематике и не требовать знаний, выходящих за пределы школьной программы. Школьным математическим олимпиадам посвящен выпуск учебно-методической газеты «Математика» №15 за 2006 год.

Чтобы создать хороший вариант олимпиады по математике, требуется заранее оценить два параметра задачи: привлекательность и трудность.

Оценить привлекательность задачи сравнительно легко. Школьников 5-6 классов:

  1. привлекают задачи с практическим (житейским) условием или содержащие элементы сказочного сюжета;
  2. не привлекают задачи с громоздкими, нудными, малоинтересными условиями.

Оценить же заранее трудность задачи значительно сложнее. Опыт показывает, что даже трудные (по оценке экспертов), но привлекательные с точки зрения школьников  задачи решаются успешнее, чем менее привлекательные, но оцененные экспертами как более легкие.

Это объяснимо. Простота и естественность формулировки задачи облегчает школьникам понимание условия, что делает задачу привлекательной в их глазах. Один и тот же ребенок решает задачу, сформулированную в виде сказки, и не решает ту же задачу, сформулированную строгим математическим языком.

        

Литература.

  1. Грицаенко Н.П. Ну-ка реши!: книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1998.
  2. Зайкин М.И. Математический тренинг. Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений.- М.: ВЛАДОС, 1996.
  3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки: задачи для математического кружка.- М.: МИРОС, 1994
  4. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады. 5-6 классы – М.: НЦ «Энас», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Специальная Олимпиада России"

В своем докладе я хотела вас познакомить с участием детей с ограниченными возможностями в соревнованиях в рамках «Специальной Олимпиады России» Цели и задачи этих соревнований:•...

ДОКЛАД на тему: «Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», как форма работы с одаренными детьми»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном и...

Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"

Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"

В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Выступление с докладом по теме "Семья и школа — партнёры в духовно-нравственном воспитании детей"

Как сделать родителей надёжными союзниками в воспитании детей.В первую очередь надо организовать работу по повышению педагогической культуры родителей. При этом учитывать, что семьи  бывают очень...

Доклад на тему "Память сердца. Школа села Усть-Курдюм. "

В докладе описывается  исторрическое прошлое села Усть- Курдюм ,школу и жизнь людей....