Современные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на уроках математики
материал по математике по теме

Белецкая Галина Леонидовна

Выступление на ГМО учителей математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на уроках математики

 

 Современные информационные технологии  

          Термин «Современные информационные технологии» образован от информационных технологий, основанных на использовании современных компьютерных и сетевых средств.  

 Информационные технологии

          Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

          В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

           Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

           Выделим средства современных информационных  технологий в преподавании математики, находящихся, как правило,    в   предметном кабинете:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Сканер
  • Принтер
  • Интерактивная доска

             Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков математики.

             Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие, выполненные учащимися работы, то  очень просто, используя проектор, посмотреть эти работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки.

             Практика показывает, что часто возникает проблема с демонстрацией графиков на доске. Для того, чтобы координатная плоскость появлялась на доске в необходимый для работы с классом момент можно использовать среду «Живая математика» или инструмент «Математический конструктор», а если у Вас нет такой возможности, то можно заранее заготовить координатную плоскость. Например, взять лист в клеточку, начертить координатную плоскость и отсканировать, сохраненный файл всегда будет в Вашем арсенале.

            Интерактивная доска позволяет,  не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д.

            Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.

 Интернет-ресурсы:

http://www.unimath.ru/ - поурочные планы в помощь учителям математики

http://www.metodkopilka.com – методическая копилка учителей математики

http://www.valeryzykin.ru/view_journal.php?id=8 электронный журнал – компьютер    школьного учителя математики

       ●edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные  учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

      Демонстрационные варианты тестов ГИА для 9 и ЕГЭ для 11 класса on-line.

      edu.ru- ресурсы портала для общего образования

      ege.edu-"Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена". Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.

      fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.  ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.

      mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

      rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

      Edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.  

      window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

     

 Войдя в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов   http://school-collection.edu.ru/ ,  Вы можете познакомиться со следующими продуктами:

 

Набор ЭОРов к учебникам:        

  • «Алгебра», 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.          
  • «Математика», 5 класс, Волович М.Б.          
  • «Математика», 5 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г.          

 Инновационные учебные материалы:

  • «Алгебра в основной школе», 7-9 классы
  • «Алгебраические  задачи с параметрами»    
  • «Виртуальная математика. Задачи с gараметрами». 7-11 класс
  • «Математика, 5-11 классы. Практикум»          
  • «Математика, 5-11 классы»          
  • ЦОР по математике «График квадратичной функции»          
  • «Вписанная и описанная окружности», 7-9 класс

 Инструменты учебной деятельности:            

  • «Математический конструктор»

 

Электронные издания:             

  • Журнал «Наука и жизнь»

 Коллекции: _        

  • Задачи по геометрии
  • Олимпиадные задачи по всем разделам математики
  • Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы
  • Школьный математический словарь-справочник

 Рекомендую познакомиться со всеми ресурсами.

 

 Личная информационная среда (пространство) -  это те материалы, документы, фотографии, видеофильмы,  ссылки на сайты, которые Вам необходимы для работы, для организации отдыха и т.д.

       

Предметная информационная среда -    это материалы по предмету, например папка по классам, папка с точками контроля (к/р, с/р, тесты, математические диктанты, устный счет и т.д.), папка с фрагментами уроков, папка с олимпиадными задачами, папка с проектами по математике, папка с  итогами и анализом контрольных и других работ и т.д. Предметное информационное пространство позволяет накопить разного рода материалы, которые будут необходимы для подготовки уроков, написания разных справок, организации работы в проектах по предмету и  т.д.

     

 Средства связи (электронная почта, скайп) -   по электронной почте можно связываться с родителями, обмениваться мнениями о проблемах или достижениях ребенка, передавать домашние или другие задания, сообщать адреса сайтов, связанных с олимпиадами, подготовкой к итоговой аттестации в новой форме и т.д. Современные родители не всегда находят время для посещения школы, а электронная почта позволяет получить информацию практически по первому требованию.

   

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства современных информационных технологий, например:

  • цифровая фотография,
  • видеофрагменты,
  • статические и динамические модели,
  • звукозаписи,
  • символьные объекты и деловая графика,
  • текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

         

 При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть  следующее.  ЭОРы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки  РФ, используемым предметным программам;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
  • иметь удобный интерфейс.

 Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:

 помощь учителю при подготовке к уроку:

  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
  • большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
  • эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
  • подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
  • подготовка творческих заданий;
  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
  • обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

 помощь при проведении урока:

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
  • помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
  • повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
  • автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
  • развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
  • помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
  • приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

       Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

       В  5-6 классах,  нередко  наблюдаю такую картину: способный ученик  прекрасно рассуждает, решая задачу, но как только дело доходит до вычисления ответа,  процесс замедляется, начинаются муки счета.

       Предлагаю  Вам тренажер   "Таблица умножения" http://nnovschool5.edusite.ru/DswMedia/tablicaumnojeniya.exe  

и   тренажер  "Сложение и вычитание"  http://nnovschool5.edusite.ru/DswMedia/slojenieivyichitanievpredelax100.exe

 [[wysiwyg_imageupload:181:height=219,width=432]]

        Для учеников разной подготовки  эти  продукты  будут подспорьем, при отработке навыка счета.  Самостоятельно осваивая   тренажер, школьник наглядно увидит  свои недочеты, оценит свои возможности и будет искать пути решения проблемы, и наоборот еще раз убедится, что умеет считать.

       Но, так как эти тренажеры  работают  только при наличии интернета, то можно  отправить родителям ссылки на эти ЭОРы по электронной почте в качестве домашнего задания.

        Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса  (10-12 лет),  важно использовать разные  формы организации обучения, например  экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы.

         Учитель, используя компьютер и интернет,  может организовать видео-экскурсии по разным темам. Например,  экскурсию по теме: «От абака до компьютера» в Московском  политехническом  музее.

       Или вместе с учащимися  создать презентации- экскурсии по истории математики. А  ребята могут  выступить  перед одноклассниками, а потом пойти в начальную школу и показать свою работу  первому учителю и выступить перед ее нынешними учениками.

        Таким образом,  мы включаем учеников в большой интересный проект, где они добывают информацию, обрабатывают ее, создают свой  электронный продукт, показывают его другим ученикам, делают эту работу осознанно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (НП) НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МОУ "ДЕМИХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ"

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Задача каждого педагога заключ...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...

Электронно-образовательный ресурс к уроку математики в 5 классе

Электронно-образовательный ресурс к уроку математики в 5 классе...

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"....

«Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка»

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, поэтому учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образоват...

Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традицион...