Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов "Турнир юных математиков"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Крупина Юлия Александровна

Цель:

·       Развитие логическое мышления, смекалки и  сообразительности учащихся, интуиции, внимания.

·       Формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

  • Пробудить у учащихся интерес к изучению математики.
  • Показать ученикам, что математика – точная, но не сухая наука.
  • Расширить знания, повысить интеллект.

Форма проведения: игра - соревнование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий мероприятия79.44 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир юных математиков

5 классы

Цель:

  • Развитие логическое мышления, смекалки и  сообразительности учащихся, интуиции, внимания.
  • Формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
  • Пробудить у учащихся интерес к изучению математики.
  • Показать ученикам, что математика – точная, но не сухая наука.
  • Расширить знания, повысить интеллект.

Форма проведения: игра - соревнование. 

Ход игры

Предмет математики настолько серьезен,

 что полезно не упускать случаев

 делать его немного занимательным.

Здравствуйте, уважаемые участники и дорогие гости! Я рада вас приветствовать на Турнире юных математиков. Вам первым выпала честь сразиться между собой в битве умов, посвященной Неделе математики!

Как говорил великий французский  математик, физик механик и философ Блез Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным.»

Последуем его словам!

Математика, ребята,
В жизни нужный всем предмет!
Без неё не состоится на луну полет ракет,
Без неё нельзя учиться,
Без неё нельзя считать,
Без неё нельзя трудиться и планеты открывать!

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы  в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко!

Нашу игру буду судить я!  А помогут мне в этом________________________________.

Я, как представитель суда, именем всех великих умов человечества, а именно именем Архимеда, Пифагора, Евклида, положа руку на калькулятор и линейку торжественно клянусь:

Судить по совести, честно, справедливо.
Жестоко карать нарушителей.

Условия:

  1. Запрещается выкрикивать с мест, подсказывать.
  2. За каждое нарушение снимается по одному очку с команды.
  3. Соблюдайте регламент.
  4. За нарушение дисциплины как участниками, так и болельщиками, с команды будут сниматься штрафные баллы.

Чтобы всё прошло без заминки, его мы начнём, конечно же, с разминки.

  1. Именно первое задание позволит нам узнать названия ваших команд.

Перед каждой из команд стоит задача - решить 7 примеров и расшифровать название команды по таблице.

5-Архмеды

  1. (1128:24-32)*26
  2. (918:54+29)*16
  3. 57*26-1776:37
  4. 12*(1245-1596:19)
  5. 1274:49*13-19
  6. (83*61-1751):46
  7. 936:24-2128:56

Е

Х

А

Д

М

Р

И

72

1434

390

1

319

736

13932

5-Бернулли

  1. 42-27*36:54
  2. 3392:53*15-429
  3. 3648:38+3654:87
  4. (57+1176:49):27
  5. (1462:43+28)*14
  6. (73-2668:58)*29
  7. (112-1462:17)*18

Б

Р

У

Е

И

Л

Н

24

138

868

531

468

783

3

5-Виеты

  1. (7446:17+12):18
  2. (9816:24-217)*23
  3. (413-5016:24)*14
  4. (8181:27-196)*107
  5. (284-3570:34)*75
  6. (5145:35+5974:29)*16
  7. (501-5219:17)*26

Н

Ф

А

У

А

С

Р

11449

25

2856

5648

5044

13425

4416

5-Гауссы

  1. 35*(62-741:19)
  2. (2296:82+73)*34
  3. (5096:26+2842:14):7
  4. 1305:87-1152:96
  5. (81-2944:64):35
  6. (600-6656:13)*36
  7. (61-1081:23)*24

Р

Х

И

Р

Д

Ф

И

3434

336

3168

1

3

805

57

5-Декарты

  1. (83+81*15:27):16
  2. (800-7242:17)*15
  3. (13+855:19)*26
  4. (39*44:33-52)*94
  5. (8961:29+8667:27):9
  6. (41*34-37*26):18
  7. (2408:43-29)*28

К

Д

Ы

Е

Р

А

Т

1508

8

756

5610

70

0

24

Итак, приветствуем команду 5-А класса Архимеды!

Древнегреческий математик, физик, механик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики. Автор ряда важных изобретений.

5-Б класса Бернулли!

Швейцарскому математику Якобу Бернулли принадлежат значительные достижения в аналитической геометрии, теории рядов, дифференциальном исчислении, теории чисел, где его именем названы «числа Бернулли», теории вероятностей.

5-В класса Виеты!

Французский математик, основоположник символической алгебры.

Виет ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней общими формулами. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения уравнений 2-й, 3-й и 4-й степеней. Установил зависимости между корнями и коэффициентами уравнений.

5-Г класса Гауссы! Карл Гаусс считается королем математики. Многие знают о Гауссе из-за его удивительных умственных способностей еще в детстве он мог за секунды сосчитать сумму чисел от 1 до 100. С именем Гаусса связаны фундаментальные исследования почти во всех основных областях математики: алгебре, дифференциальной и неевклидовой геометрии, в математическом анализе, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей, а также в астрономии, геодезии и механике.

5-Д класс Декарты!

Французский философ, физик и математик Рене Декарт известен своим методом радикального сомнения. Тем не менее, этот ученый внес большой вклад в математику. Вместе с Ньютоном и Лейбницем основал современное исчисление. В аналитической геометрии основным достижением явился созданный им метод прямолинейных координат.

С именем Декарта связаны такие понятия, как координаты, произведение, парабола, лист, овал и др.

Оцениваем первый этап от 1 до 5 баллов в зависимости от скорости определения названия.

  1. Переходим ко второму этапу. 7 минут

Каждый правильный ответ оцениваем в 1 балл. Вопросы задаются командам поочередно. Если же команда не знает ответа, то отвечает команда, знающая ответ. Ответы принимаются по поднятой руке. На обдумывание не более 30 секунд.

Разминка.

  1. 2 отца и 2 сына купили 3 апельсина. Каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться? (Дед, отец, внук)
  2. Мотоциклист ехал в поселок по дороге. Он встретил 3 легковые машины и 1 грузовую. Сколько машин ехало в поселок? (Ни одной)
  3. Яйцо всмятку варится 3 мин. Сколько времени варятся 5 яиц? (3 мин.)
  4. Три брата накопили вместе 9 рублей. Младший накопил на 1 рубль меньше, а старший на 1 рубль больше, чем средний. Сколько накопил каждый? (2 руб., 3 руб., 4 руб.)
  5. У отца спросили: сколько лет его двум сыновьям? Он ответил, что если к произведению чисел, означающих их года прибавить сумму этих чисел, то будет 14. Сколько лет его сыновьям? (2 года и 4 года)
  6. Сколько лет твоему сыну? – спросил один человек у своего приятеля. Он сказал, “Если к возрасту моего сына прибавить столько же, да ещё половину, то будет 10 лет. Сколько лет сыну?” (4 года)
  7. Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько км проскакала каждая лошадь? (90 км)
  8. Сколько будет десятков, если три десятка умножить на 2 десятка? (60 десятков)
  9. Чему равно произведение всех цифр? (0)
  10. Назовите следующие два числа в ряде чисел:
    1, 9, 3, 11, 5, 13, …. (7, 15)
  11. Переставьте в слове МИРЕПР буквы так, чтобы получился математический термин. (пример)
  12. Исключите лишнее слово: сумма, разность, множитель, частное.(множитель)
  13. Сколько пальцев на двух руках? На десяти? (10 и 50)
  14. Сколько концов у трех палок? А у четырех  с половиной?(6 и 10)
  15. У портнихи есть кусок ткани длиной 18 м. Каждый день она отрезает по 3 метра. На какой день портниха отрежет последний кусок ткани?(на 5 день).
  1. Усложняем задачу.

Конкурс «Диагональ»

Восстановите цепочки вычислений. Заполните таблицу и расшифруйте слово, объясните его смысл.

Время выполнения 3 минуты.

        :16                +28                :2                *5        

        *4        +64        :6        -7

        *10        -8        *5        +48

        -82        :6        +19        *4

        :10        +54        *2        -94

90

8

208

9

128

4

128

75

4

За каждую верно полученную букву по 1 баллу + расшифровка слова 1 балл, + объяснение смысла слова 1 балл.

Математический пазл (2 минуты)

Из 7 фигур: трех пар равнобедренных треугольников и одного квадрата составьте квадрат.

           3 балла

  1. Конкурс болельщиков (параллельно с конкурсом команд)

Выдавать фишки за верные ответы.

1. Сколькими способами можно разложить три предмета (6 способов).

http://festival.1september.ru/articles/589304/img1.jpg

2. Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1 кг)

3. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81? (Нулем)

4. Летели утки – одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одно между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)

5. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 утра)

6. Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с 1го этажа на 5й? (за 12с)

7. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Сами они никуда войти не могут)

8. Профессор лег спать в 8 часов вечера и завел будильник на 9 часов утра. Сколько проспит профессор? (1 час)

9. Мальчик ехал на велосипеде в город. Ему повстречалась машина, в которой сидело 6 колхозников. Каждый вез по одной курице и по паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 мальчик)

10.Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (Часы, которые остановились)

11. Горит 7 свечей, из них 4 потушили. Сколько свечей осталось? (4 свечи)

  1. Математическая физминутка

Каждому в команде дается цифра (0-4). Кто быстрее составит числа 41023, 32401, 21430, 10243?

По 1 баллу за выигрыш.

  1. Словоделы . (3 минуты)

Кто быстрее и больше всех составит слов и слова “Арифметика” (рифма, метка, фетр, тик, кит, миф, ритм, фирма, ар, рама, тема, фри, рак, карма, арфа, фрак - 16 слов).

По 1 баллу за слово.

  1. И последние задания на сегодня:

Математический ребус:

3 балла

На смекалку:

Гусеница ползет по стволу липы. Ночью она поднимается на 4 м вверх, а днем опускается на 2 м вниз. На восьмую ночь гусеница достигла вершины дерева. Как высока липа?

3 балла

  1. Вот и подошел к концу наш турнир. А пока счетная комиссия  подсчитывает баллы и определяется с победителем, предлагаю вам решить последнюю задачу.

Над болотцем тихо, тихо
В теплом воздухе парят
Сам комар и комариха, 
С ними туча комарят.
Комариха с комаром говорят:
Сосчитай-ка, комар, комарят.
Как же счесть, комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала комариха 40 пар,
А продолжил этот счет уже комар
Комарят комар до ночи считал, 
Насчитал 13 тысяч, и устал.
А теперь считайте Вы, друзья, 
Велика ли комариная семья? (13082)

Решившей команде +3 балла.

Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

  1. Подведение итогов.

Назвать количество баллов каждой команды, определить победителя.

Назвать победителя среди болельщиков.

Желаю вам математических  успехов!




5-Архимеды

5-Бернулли

5-Виеты

5-Гауссы

5-Декарты

  1. Название команды (от 1 до 5 баллов в зависимости от скорости выполнения)

  1. Разминка (по 1 баллу за каждый ответ)

  1. Диагональ (За каждую букву по 1 баллу + расшифровка слова 1 балл, + объяснение смысла слова 1 балл.)

  1. Математический пазл (3 балла)

  1. Математическая физминутка (по 1 баллу за выигрыш)

  1. Словоделы (по 1 баллу за слово)

  1. Математический ребус (3 балла)

  1. На смекалку (3 балла)

  1. Комары (3 балла)

Итого


  1. (1128:24-32)*26
  2. (918:54+29)*16
  3. 57*26-1776:37
  4. 12*(1245-1596:19)
  5. 1274:49*13-19
  6. (83*61-1751):46
  7. 936:24-2128:56

Е

Х

А

Д

М

Р

И

72

1434

390

1

319

736

13932

  1. 42-27*36:54
  2. 3392:53*15-429
  3. 3648:38+3654:87
  4. (57+1176:49):27
  5. (1462:43+28)*14
  6. (73-2668:58)*29
  7. (112-1462:17)*18

Б

Р

У

Е

И

Л

Н

24

138

868

531

468

783

3

  1. (7446:17+12):18
  2. (9816:24-217)*23
  3. (413-5016:24)*14
  4. (8181:27-196)*107
  5. (284-3570:34)*75
  6. (5145:35+5974:29)*16
  7. (501-5219:17)*26

Н

Ф

А

У

А

С

Р

11449

25

2856

5648

5044

13425

4416

  1. 35*(62-741:19)
  2. (2296:82+73)*34
  3. (5096:26+2842:14):7
  4. 1305:87-1152:96
  5. (81-2944:64):35
  6. (600-6656:13)*36
  7. (61-1081:23)*24

Р

Х

И

Р

Д

Ф

И

3434

336

3168

1

3

805

57

  1. (83+81*15:27):16
  2. (800-7242:17)*15
  3. (13+855:19)*26
  4. (39*44:33-52)*94
  5. (8961:29+8667:27):9
  6. (41*34-37*26):18
  7. (2408:43-29)*28

К

Д

Ы

Е

Р

А

Т

1508

8

756

5610

70

0

24

        

Математический ребус:

На смекалку:

  1. Гусеница ползет по стволу липы. Ночью она поднимается на 4 м вверх, а днем опускается на 2 м вниз. На восьмую ночь гусеница достигла вершины дерева. Как высока липа?

  1. Над болотцем тихо, тихо
    В теплом воздухе парят
    Сам комар и комариха, 
    С ними туча комарят.
    Комариха с комаром говорят:
    Сосчитай-ка, комар, комарят.
    Как же счесть, комариха, комарят?
    Не поставишь комарят наших в ряд.
    Насчитала комариха 40 пар,
    А продолжил этот счет уже комар
    Комарят комар до ночи считал, 
    Насчитал 13 тысяч, и устал.
    А теперь считайте Вы, друзья, 
    Велика ли комариная семья?

Математический ребус:

На смекалку:

  1. Гусеница ползет по стволу липы. Ночью она поднимается на 4 м вверх, а днем опускается на 2 м вниз. На восьмую ночь гусеница достигла вершины дерева. Как высока липа?

  1. Над болотцем тихо, тихо
    В теплом воздухе парят
    Сам комар и комариха, 
    С ними туча комарят.
    Комариха с комаром говорят:
    Сосчитай-ка, комар, комарят.
    Как же счесть, комариха, комарят?
    Не поставишь комарят наших в ряд.
    Насчитала комариха 40 пар,
    А продолжил этот счет уже комар
    Комарят комар до ночи считал, 
    Насчитал 13 тысяч, и устал.
    А теперь считайте Вы, друзья, 
    Велика ли комариная семья?

0

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов: «Математика и оборона страны»

Данное мероприятие показывает взаимосвязь математики с вооруженными силами. Содержит исторические данные о ВОВ....

Презентация к интегрированному внеклассному мероприятию интеллектуальная игра по географии и математике для обучающихся 5-6 классов "Хочу все знать"

Наглядная мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию интеллектуальной игре  по географии и математике для обучающихся 5-6 классов. Возможно проведение данного мероприятия в рамках неде...

Внеклассное мероприятие для 8 класса "Клуб знатоков математики"

Данная работа является презентацией для внеклассного мероприятия для учащихся 8-ых классов по математике...

Внеклассное мероприятие "Любовь с первого взгляда к математике"

Данное мероприятие я рекомендую проводить в 9-11 классах. Для "выстрелов" использовала игрушечный бластер, при касании присоски - сердце на кране исчезает, и участники видят приз. Использовала заставк...

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии и физике, математике

Цели и задачи:Обобщить знания учащихся по предметам естественно – математического цикла. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение б...

Внеклассное мероприятие для 7-8 классов "Битва математиков"

Внеклассное мероприятие "Битва математиков" проводилось в рамках "Недели математики". Это командная игра, в которой параллельно с командой на вопрос отвечает "избранный"....