Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Зорина Елена Викторовна

Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть строго обязательной. Важно исходить из общего уровня знаний и умений учащихся.

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Для занятий математического кружка «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, «порешать» интересные задачи. 

 

Цель программы – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, расширение общего кругозора ребёнка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального образования

Алтайский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Подсинская средняя общеобразовательная школа

Согласовано

Заместитель директора по ВР

__________  /Т.П. Вечер/


Утверждено

Директор МБОУ Подсинская СОШ

_____________ /Н.В. Кулумаева/

Приказ №                      от« __ » ____        2013г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Калейдоскоп»

 (занимательная математика)

                                                                              Составитель: руководитель кружка

                                                              Зорина Елена Викторовна

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть строго обязательной. Важно исходить из общего уровня знаний и умений учащихся.

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Для занятий математического кружка «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, «порешать» интересные задачи.

Кружковые занятия, как и уроки, необходимо строить с учётом основных принципов дидактики: научности, доступности, наглядности, учета индивидуальных особенностей школьников. Кружковые занятия строятся на интересе детей и не должны носить принудительный характер.

В детстве ребёнок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них  есть способности и таланты,  надо в это верить, и развивать их.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5  класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).

Цель программы – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, расширение общего кругозора ребёнка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи:

Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, чувства коллективизма, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-       развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

-       формирование математического кругозора;

-       развитие навыков научно-исследовательского характера у учащихся.

Кружковые занятия включают в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные дидактические игры, математические головоломки, фокусы, ребусы, загадки, экскурсии, путешествия, геометрические головоломки, конструирование  и т.д., т.е. такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.

                                       

Принципы программы:


1.Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

2.Научность.

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3.Системность.

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

4.Практическая направленность.

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

5.Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

6.Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий.

7.Курс ориентационный.

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Режим занятий.

Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Формы занятий.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённой темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определённой работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Методы, используемые учителем на кружковых занятиях разнообразны (беседа, упражнение, сообщение или рассказ), но большое место должны занимать дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приёмов, навыков в беглости счёта и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлечённые игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном её построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребёнка, формированию его способностей.

Основные виды деятельности учащихся:


- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, чемпионате. международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребёнка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование,
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребёнком),
  • участие в математических олимпиадах, чемпионатах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребёнка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребёнка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Календарно – тематическое планирование кружка

Номер занятия

Дата

занятия - план.

Тема занятия

Дата занятия – факт.

1 четверть

1

03.09.2013г.

Запись цифр и чисел у других народов.

2

10.09.2013г.

Знакомство с числами – гигантами и числами – малютками.

3

17.09.2013г.

Правила и приёмы быстрого счёта.        

4

24.09.2013г.

Решение и составление числовых ребусов.

5

01.10.2013г.

Игра «Путешествие в страну чисел».

6

08.10.2013г.

Конструирование геометрических фигур.

7

15.10.2013г.

Задачи на разрезание и склеивание геометрических фигур.

8

22.10.2013г.

Геометрические головоломки.

9

29.10.2013г.

Игра «Лабиринт»

2 четверть

10

12.11.2013г.

Решение и составление задач со спичками.

11

19.11.2013г.

Решение задач – шуток.

12

26.11.2013г.

Занимательные старинные задачи.

13

03.12.2013г.

Составление и решение кроссвордов.

14

10.12.2013г.

Математика и ЗОЖ.

15

17.12.2013г.

Проектные работы.

16

24.12.2013г.

Решение и составление математических ребусов.

3 четверть

17

14.01.2014г.

Решение и составление математических ребусов.

18

21.01.2014г.

Математические фокусы.

19

28.01.2014г.

Математические головоломки.

20

04.02.2014г.

Игра «Крестики - нолики»

21

11.02.2014г.

Магические квадраты.

22

18.02.2014г.

Великие математики.

23

25.02.2014г.

Занимательные старинные задачи.

24

04.03.2014г.

Круги Эйлера.

25

11.03.2014г.

Составление и решение числовых мозаик.

26

18.03.2014г.

Оригами.

4четверть

27

01.04.2013г.

Оригами.

28

08.04.2013г.

Замечательные кривые.

29

15.04.2013г.

Симметрия.

30

22.04.2013г.

Зеркальное отражение.

31

29.04.2013г.

Математика и ЗОЖ.

32

06.05.2013г.

Проектные работы.

33

13.05.2013г.

Проектные работы.

34

20.05.2013г.

Заключительное занятие «Математический  КВН».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...