Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
рабочая программа по математике (5 класс) по теме

Майонова Галина Петровна

Программа внеурочной деятельности базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций и видов деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_geometriyu.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЕОМЕТРИЮ

                                                       

Классы    5

Направление: общеинтеллектуальное

Программу разработала

учитель математики

Майонова Галина Петровна

                                                                 Сызрань,  2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                            Геометрия полна приключений, потому            что за каждой задачей скрывается

                                  приключение мысли.

                                                             Решить задачу – это значит пережить

                       приключение.

                                                                                                  В. Произволов

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников представлен современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию», являются:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Основная образовательная программа ГБОУ СОШ № 12.
  5. Локальные акты ГБОУ СОШ № 12, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального образовательного стандарта.

Использованы методические пособия:

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. – Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).

Данная программа базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию» предназначена на учащихся 5 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств (взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира).

Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.

Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а также совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.

Цели: развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью ознакомления со свойствами геометрических фигур; формирование информационной геометрической грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи:

  1. Усвоение геометрической терминологии и символики.
  2. Сравнение и измерение геометрических величин.
  3. Осмысленное запоминание и воспроизведение определений и свойств геометрических фигур и  отношений.
  4. Наблюдение геометрических фигур в окружающих предметах.
  5. Приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами.
  6. Развитие познавательного интереса.
  7. Содействие воспитанию активности личности, культуры общения.

Форма организации: кружок для учащихся 5 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 часа.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  •  учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  •   доброжелательный психологический климат на занятиях;
  •   личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  •   подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  •   оптимальное сочетание форм деятельности;
  •   преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
  •   доступность.

   

Сроки реализации программы: 1 год.

Особенности возрастной группы детей. Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников и поэтому организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, физкультминутки, занятия на свежем воздухе. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Все вопросы и задания рассчитаны

на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы внеурочной

деятельности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.  

   

Планируемые результаты освоения программы: формирование универсальных учебных действий, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;
  • мотивация деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • развитие умений находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
  • формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;
  • развитие умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  • овладение геометрическим языком;
  • развитие пространственных представлений;
  • приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах;
  • развитие умения применять систематические знания для решения простейших геометрических задач;
  • формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

  • В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; умения самостоятельно определять  и высказывать самые простые общие  для всех людей правила поведения.
  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
  • В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся результативно мыслить и работать с информацией в современном мире (пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации).
  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся планировать и координировать совместную деятельность (взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками).
  • Продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.

Основными формами, методами при оценивании достижений планируемых результатов являются: проекты, практические и творческие работы; лабораторные работы; результаты достижений учащихся с оформлением на стенде; создание портфолио.

Содержание программы

Вводное занятие.

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые результаты.

Геометрические фигуры на плоскости.

История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Окружность и ее элементы: центр, радиус, диаметр, хорда. Виды углов, их обозначение, классификация, способы построения. Биссектриса угла и ее свойство. Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам. Неравенство треугольника.

Основные задачи на построение с помощью циркуля, линейки и транспортира.

Выполнение тематических лабораторных работ:

- Измерение и построение углов.

- Построение параллельных и перпендикулярных прямых.

- Вычисление площади треугольника.

Занимательная геометрия.

Решение занимательных геометрических задач: задачи на вычерчивание и разрезание (игра-головоломка «Танграм»). Изготовление простейших многогранников (прямоугольный параллелепипед, куб). Понятие «орнамент», «бордюр». Выполнение орнаментов и бордюров.

Геометрия вокруг нас.

Проектно-исследовательская деятельность. Защита творческих заданий, проектов. Выпуск газеты. Участие во внеклассных мероприятиях предметной недели.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

по плану

по факту

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Точка, отрезок, луч, прямая, плоскость

1

1

3

Окружность. Круг

1

1

4

Виды углов

1

1

5

Измерение и построение углов

1

1

6

Биссектриса угла

1

1

7

Лабораторная работа № 1

1

1

8

Лабораторная работа № 2

1

1

9

Треугольники

2

2

10

Площадь треугольника

1

1

11

Лабораторная работа № 3

1

1

12

Решение занимательных геометрических задач

4

1

3

13

Орнамент и бордюр

3

1

2

14

Изготовление простейших многогранников

3

1

2

15

Геометрия вокруг нас

10

2

8

16

Геометрия вокруг нас (парковое занятие)

2

2

Итого

34

14

20

Примерный список проектов учащихся:

- История возникновения геометрии.

- Биографии великих геометров.

- Геометрические сказки.

- Геометрия и народное художественное ремесло.

- Геометрия в архитектуре.

Оборудование.

  1. Набор геометрических фигур.
  2. Компьютер, мультимедиапроектор, магнитофон.
  3. Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию
  4. Подборка ЦОР.
  5. Плакаты с игровыми ситуациями.

Литература

  1. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н. Е. Кордина. – Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер, под ред. Г. Е. Шилова. – М.: Наука, 1978.
  3. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский и др.; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Ерина Т. М. Рабочая тетрадь по математике. Часть 1, 2 к учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича. 5 класс. М: Экзамен, 2016.
  6. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. М.: Мнемозина, 2014.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011, - 48 с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система занятий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: – Просвещение, 201-. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
  9. Шарыгин И. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразоват. учрежд. / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2010.

Интернет-ресурсы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2588
  2. Григорьев Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа: http:// www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: www.school-collection.edu.ru
  4. Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа: http://www.trud-prk.narod.ru/p59aal.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" для 5 класса. Рассчитана на 34 часа/год....

Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 классов. рассчитана на 68 учебных часов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная страна". 5–6-е классы.

Формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие....

Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир геометрии"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по математике "Волшебный мир геометрии".Программа предусматривает использование современных образовательных технологий: технологии про...

Программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"

Программа предназначена для обучающихся 7 классов. Данная программа реализуется на основе курса физической географии « По материкам и океанам». . На изучение программы  отводиться...

Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир геометрии»

Данный курс способствует развитию логического мышления, стимулирует  обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и сп...