ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ «КАК ОБОЗНАЧАЮТ И СРАВНИВАЮТ УГЛЫ. БИССЕКТРИСА УГЛА»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Лешко Ирина Александровна

Тип урока:урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:  Создать условия для ознакомления с понятиями угол, виды    углов, биссектриса угла;

развивающая: совершенствовать навыки графических действий, умение  сравнивать и делать выводы;

воспитательная: продолжить формирование эвристического и  системного мышления.

Методы: эвристическая беседа и практическая деятельность с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19.11.o_u.docx68.83 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx94.44 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ

«КАК ОБОЗНАЧАЮТ И СРАВНИВАЮТ УГЛЫ. БИССЕКТРИСА УГЛА»

Тип урока:урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:  Создать условия для ознакомления с понятиями угол, виды                    

                        углов, биссектриса угла;

развивающая: совершенствовать навыки графических действий, умение                    

                          сравнивать и делать выводы;

воспитательная: продолжить формирование эвристического и  системного

                              мышления.

Методы: эвристическая беседа и практическая деятельность с элементами

                  исследования.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.  Проверить наличие необходимых инструментов (объявлено заранее).

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение ранее изученного материала.

  1. По рисунку ответьте на вопросы:

             

                                 Рис.1

а) какие точки принадлежат прямой АВ?

б) какие точки не принадлежат прямой АВ?

в) какие точки принадлежат отрезку АВ?

    2. Назовите отрезки, прямую и лучи изображенные на  рисунке 1.  

3. Выберите точки, которые лежат на прямой а и не принадлежат отрезку DF?

  1. Назовите лучи изображенные на рисунке.                                             Назовите начало каждого луча.                                                                         Чем отличается расположение лучей на рисунках?

        Рис .1                                                       Рис.2

III. Этапы усвоения новых знаний по теме “Как обозначают и сравнивают углы” и первичное применение полученных знаний, этап первичной проверки понимания изученного.

Задачи:

  • Обеспечение воспитания, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; правил построения на их основе алгоритмов.
  • Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).
  • Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Приемы:

Работа с определением вводимых понятий.

Построение структурно-логических схем изучаемого материала.

 Учащимся предлагается дать название фигуры, изображенной на рис.1 и сформулировать определение угла.

  1. Учитель предлагает сравнить данное определение с текстом учебника
  2. Ввести обозначение угла: А – вершина, АВ и АС – стороны угла. Обратить внимание на правило прочтения. Учитель объясняет способы записи данного угла: ВАС, САВ, А.

«Три буквы угол обозначают,

  Но помни правило отныне:

  Вторая буква словно часовой

  Всегда дежурит на его вершине».

Учащиеся фиксируют внимание на том, что любой угол имеет вершину и две стороны.

  1. Учащиеся выполняют № 373(а) (на доске и в тетрадях)
  2. Учитель предлагает ученикам взять лист бумаги и согнуть его пополам, затем разогнуть. На линии сгиба отметить точку О. Сколько лучей с началом в точке О можно провести вдоль линии сгиба? (два)                                                                                         До какой фигуры дополняют эти лучи друг друга? (до прямой)Можно ли назвать данную фигуру углом? (да – работа сопределением развернутого  угла).
  3. Согните лист пополам дважды. Разверните его. Линии сгиба образовали четыре равных угла. Обозначим их. Каждый из них равен половине развернутого угла и называется прямой угол.
  4. Расставьте по две точки, которые лежат внутри СОВ, на его сторонах и вне угла.

        С        G

        А        О                В

                 

                                                          D

  1. Проведите луч, выходящий из точки О и проходящий между сторонами угла СОВ (задание выполняется в тетрадях и на доске). Запишите получившиеся углы.
  2. Назовите углы: АОG, GOB, СOD, DOB.
  3.  Попробуйте совместить их наложением.                                                        AОD  иDOВ совместились, значит они равные. BOG  укладывается на BOD, значит BOG<BOD, BOG  - острый, потрогайте его  «вершину» острую как клинок.Угол, который меньше прямого называется острый.  BOD, AОD,  BOG   не закрывают и не совмещаются с     АОG, значит АОG>BOD.
  4. Как бы вы назвали угол, который больше прямого? (тупой) Его стороны похожи на раскрытый веер , он не принесет вам неприятностей.
  5.  Загадка:

«До тупого еще не дорос,

  А острый уже перерос.

  Знают все, что угол такой

  Называют все люди…(прямой)»

  1.  Приведите примеры прямых, развернутых, острых и тупых углов в окружающих нас предметах.

         IV. Физминутка

         V. Первичное закрепление изученного материала.

                Выполнить из учебника:

 №380 (1)(разбить углы по видам),

№374  выполнить устно.

         VI. Понятие биссектрисы угла.

        К                                

                        Е        S

        

        А        В        С

  1. Прочитайте все углы, которые вы видите на чертеже.

     Назовите прямые, острые, тупые, развернутые углы.

    Что вы можете сказать об углах КВS и SВС?  АВК и СВК?(они равны).

    Равные углы на чертеже обозначают равным количеством дуг.

  1. Возьмите вырезанные углы и согните их так, чтобы стороны совпали. Разверните, проведите линию сгиба. Что получили? (луч разделил угол на два равных угла).
  2. Этот луч называют биссектрисой угла.  Учитель предлагает сформулировать определение биссектрисы. (Биссектриса – луч с началом в вершине угла, делящий угол на две равные части.Это название произошло от латинских слов: bi –двойное,  sektio – разрезание).
  3. На каком из рисунков изображена биссектриса угла. Ответ объясните.

     

VII. Рефлексия. Подведение итогов работы.

 VIII.Домашнее задание: п. 5.1, №375,383


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«КАК ОБОЗНАЧАЮТ И СРАВНИВАЮТ УГЛЫ. БИССЕКТРИСА УГЛА»

Слайд 2

Цели урока: Создать условия для ознакомления с понятиями угол, виды углов , биссектриса угла; развивающая: совершенствовать навыки графических действий, умение сравнивать и делать выводы; воспитательная: продолжить формирование эвристического и системного мышления .

Слайд 3

По рисунку ответьте на вопросы: Рис.1 а) какие точки принадлежат прямой АВ? б) какие точки не принадлежат прямой АВ? в) какие точки принадлежат отрезку АВ? 2. Назовите отрезки, прямую и лучи изображенные на рисунке 1.

Слайд 4

3 . Выберите точки, которые лежат на прямой а и не принадлежат отрезку DF ?

Слайд 5

Назовите лучи изображенные на рисунке. Назовите начало каждого луча. Чем отличается расположение лучей на рисунках? А – вершина, АВ и АС – стороны угла.

Слайд 6

На каком из рисунков изображена биссектриса угла. Ответ объясните.

Слайд 7

Домашнее задание: п. 5.1, №375,383


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 6 класс

Урок математики в  6 классе   Тип урока: урок закрепления и формирования новых знаний.   Цели урока: обучающие– закрепление  навыков  умножения и деления  десятичны...

Открытый урок по математике 5 класс "Уравнение"

Обобщающий урок по теме "Уравнение"...

Открытый урок по математики 5 класс

Цель: изучить признаки делимости на 2, 5, 10, формировать умение применять признаки делимости на практике.Тип урока : Объяснение нового материала с элементами закрепленияОборудование: интерактив...

Открытые уроки по математике 5 класс

Открытые уроки по математике 5 класс. Учебник А.Г. Мордкович...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...