Конспект урока математики в 5 классе по теме "Плоскость. Прямая. Луч", учитель Малышева Татьяна Сергеевна ГБОУ школа №400 Санкт-Петербург
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_malyshevoy_t.s.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики  5 классе.

Учитель:  Малышева Татьяна Сергеевна

 ГБОУ школа №400 Санкт-Петербург

Тема урока:  «Плоскость. Прямая. Луч»

 

Цель урока: формирование представления учащихся о понятии «плоскость», «прямая», «луч» как о мнимых (абстрактные) понятия математики, которые, кроме этого, помогают формировать представление учащихся о бесконечность; научить учащихся строить прямую и луч, распознавать их и выявлять точки, которые принадлежат или не принадлежат прямой (луча).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Учитель напоминает учащимся, что на предыдущих уроках они повторили понятия: «отрезок» («длина отрезка»), «ломаная», относящиеся к геометрическим фигурам, которые можно измерить. Но, кроме таких фигур, существуют фигуры, что измерить нельзя, потому что они бесконечны. Можно представить себе и измерить только их части (которые и являются отрезками). И об этих геометрические фигуры пойдет речь далее.

II. Формирование новых знаний

Методические рекомендации

1. Понятие «точка», «линия», «поверхность».

Прежде чем рассматривать с учащимися понятия «плоскость», «прямая», «луч», целесообразно познакомить их с описаниями более общих геометрических объектов: поверхность, линия, точка.

- Каждое геометрическое тело имеет поверхность. Вот поверхность шара (учитель гладит шар ладонью). Поверхность куба (показывает) состоит из шести квадратов. Иногда поверхность представляют в виде очень тонкой пленки (как мыльные пузыри), но это не совсем правильно, ибо любая пленка имеет толщину, а поверхность - нет. Поверхность - это граница между геометрическим телом и средой, которая его окружает. Вот поверхность стола, поверхность стены Говорят... о поверхность воды в озере, поверхность Земного шара.

Две поверхности могут пересекаться, в случае пересечения они образуют линию. Например, две поверхности стены в классе пересекаются по линии угла.

Линия, так же, как и поверхность, не имеющая толщины.

Пересечение двух линий образует точку. Конце линии, также есть точками. Поэтому точка, линия, не имеет ни ширины, ни длины, ни высоты.

2. Понятие плоскости.

Опираясь на понятие «поверхность», формируем представление о понятии «плоскость» (как поверхность, представление о которую дают поверхность стола, стена и т.п.) и понятие «бесконечности» плоскости (методический прием «представь», что данную поверхность увеличили во много раз), то есть свойство, которое означает, что плоскость можно продолжить в любом направлении на любое расстояние.

3. Понятие прямой и луча.

Преподавание этого вопрос можно проводить за учебником, опираясь на рисунки, приведенные в п. 4 учебника (с. 29, 30).

4. Принадлежность точек прямым и лучам.

Дополнительно следует заметить, что точки как геометрические фигуры могут быть в определенный способ расположены относительно плоскости, прямой, луча, а именно принадлежать или не принадлежать каждой из этих фигур. (Проиллюстрировать это можно с помощью простых демонстраций с окружающих предметов.) 

III. Закрепление материала

Решение упражнений

1. Упражнения с готовыми рисунками: № 97, 101, 96.

2. Упражнения на построение геометрических объектов № 94; 99; 100.

3. Упражнения на повторение № 118; 114.

4. Логические упражнения (рис. 5).

Найдите пропущенное слово (число).

 

http://na-uroke.in.ua/image021-6.gif   http://na-uroke.in.ua/image022-5.gif     http://na-uroke.in.ua/image023-43.jpg

 

Рис. 5

 

Методические рекомендации

На начальном этапе закрепление изученного материала, когда проводится фронтальная работа, целесообразно поработать с рисунком, продублированным на доске.

Кроме этого, чтобы охватить всех учащихся работой, целесообразно проводить традиционную работу с так называемыми сигнальными карточками.

 

IV. Итог урока

Выберите из представленных слов те понятия, о которых шла речь на уроке и попробуйте объяснить, что они означают: точка; число; цифра; длина; прямая линия; поверхность; луч; треугольник.

 

V. Домашнее задание: п. 4, №№ 95; 98; 102; 119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока математики 2 класс школа 8 вида "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"

план-конспект урока математики 2 класс школа 8 вида по теме: "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"...

план - конспект урока математики 7 класс школы VIIIвида

урок математики в 7 классе коррекционной школы...

Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна

Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...