Технологическая карта урока в 5 классе "Порядок выполнения действий"
учебно-методический материал по математике (5 класс) на тему

Козлова Зоя Александровна

Закрепляет понятие о порядке математических действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

ТЕМА УРОКА: Порядок выполнения действий.

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели: а) закрепление понятий о порядке действий;

           б) развитие познавательной активности, навыков самоконтроля, логики рассуждений, самостоятельности;

           в) воспитание у обучающихся навыков учебного труда, культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе, доброжелательного отношения друг другу.

Задачи: - повторить изученный ранее материал;

              - научить записывать выражение по заданной программе, составлять программу вычисления заданного выражения;

              - проверить уровень усвоения знаний по данной теме через различные формы работы.

Планируемые результаты:

Предметные

              - закрепить понятия о порядке действий и уметь записать выражение по заданной программе, составлять программу вычисления заданного выражения.

 Метапредметные

               - уметь видеть важность использования правил о порядке действий в окружающей жизни;

               - уметь обрабатывать информацию; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные

               - развитие активности, находчивости;

               - умение общаться в коллективе и в паре, умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Метод обучения: традиционный с элементами проблемного обучения и игровой деятельности.

Технология обучения: игровая, здоровье сберегающая, компьютерная.

Материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н.Я. и др., 2013 «Мнемозина», план-конспект урока, презентация, индивидуальные карты для самооценки учеников, мультимедиа ( для физкультминутки).

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма обучения

Результативность

1) мотивация (самоопределения) к учебной деятельности;

Организационный момент.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (Познавательные УУД).

Прогнозирование своей деятельности. (Регулятивные УУД).

Умение слушать и вступать в диалог. (Коммуникативные УУД).

Умение выделять нравственный аспект поведения. (Личностные УУД).

Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания.

Здравствуйте, ребята! Вы готовы начать работать? На месте ли у вас тетрадь, дневник, учебник, ручка, линейка, карандаш? (отметит отсутствующих)

Запишите число, классная работа. У каждого из вас на столах лежат карточки для самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Фронтальная

Готовность

2) актуализация и пробное учебное действие;  

Основные этапы

1) Проверка домашнего задания.  

Применение предметных знаний; выполнение учебных заданий.  (Познавательные УУД). Выделение и осознание того, что уже изучено. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Постановка учебной задачи на основе известной.

Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них.  (Регулятивные УУД).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. (Коммуникативные УУД).  Самооценка.  (Личностные УУД).

№625

Назовите порядок выполнения действий.  

Ребята по очереди называют порядок действия:

а) 1-вычитание,  

2-деление,

 3-вычитание,  

4-умножение.

б) 1-деление,  

2-вычитание,

3-сложение, 4

-умножение.

в) 1-умножение,  

2-вычитание,  

3-деление.

г) 1-деление,  

2-деление,  

3-вычитание.

 На карточках для самооценки ставят "+" – те, кто правильно выбрал порядок выполнения действий во всех примерах.

Фронтальная

Оценка домашнего задания, выявление и исправление ошибок.

3) Выявление места и причины затруднения.

Знать теоретический материал.  

I. Прочитайте слова и найдите «лишнее» слово. (Слова заранее написаны на закрытой доске) Сложение

 Вычитание  

Умножение  

Свойство  

Деление

II. Какие арифметические действия относятся к действиям первой ступени, а какие – ко второй ступени?

 III. Мы знаем, что порядок выполнения действий при нахождении значений выражений определяется правилами. Повторим правила.

 1). Если в выражении нет скобок, и оно содержит действия только одной ступени,…..

2).Если выражение содержит действия первой и второй ступени, и в нем нет скобок, … 3). Если в выражении есть скобки, ……

 

I. Ребята называют лишнее слово - свойство, и объясняют, что остальные слова обозначают действия.    

II. Сложение и вычитание чисел называют действиями первой ступени (I).

Умножение и деление чисел – действиями второй ступени (II).

III. Учитель начинает, дети продолжают хором.  

1)… то их выполняют по порядку слева направо.  

2)… то сначала выполняют действия второй ступени, потом – действия первой ступени.

3)… то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2)        

Фронтальная    

 

Устная работа

Повторение правил, готовность учащихся к следующему моменту урока.    

На карточках для самооценки ставят "+" – те, кто уверенно отвечал на все вопросы.

Математическая игра.  

Привить интерес к предмету.

IV. Давайте поиграем.

Я угадаю число, задуманное вами.

1. задумать любое четное число;  2. прибавьте 10;

3. найденную сумму разделить на 2;  

4. из частного вычесть 5.  

5. назовите полученное число.

.  

IV. Ребята выполняют команды учителя, затем по очереди называют свои результаты. Учитель угадает придуманные ими числа.

В конце открывает тайну. (Результат умножить на 2, это и будет задуманное число).

После раскрытия тайны учитель предлагает играть в парах.  

Умение играть в парах.

4) Построение проекта выхода из затруднения;  

(Изучение нового материала)  

Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся.

Время: 3мин.  

Постановка и формулирование проблемы; Самостоятельное формулирование познавательной цели. (Познавательные УУД).

Умение анализировать; Целеполагание. (Регулятивные УУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Прослушайте внимательно задания и попробуйте записать в виде числового выражения. - = - Найдите сумму чисел 13 и 145;

Найдите разность чисел 45 и 10;

 Найдите, насколько результат первого действия больше, чем результат второго действия Проверим, что у вас получилось. (ответ на слайде 1)

Слайд1 (13+145) - (45-10)=123

Кто скажет, чем будем заниматься на уроке? Какие цели для себя поставим?  

Итак, сегодня мы с вами научимся находить значение выражения по заданной программе вычислений и научимся составлять программы вычисления заданного выражения.  

Дети записывают свои результаты в тетрадях. (Самопроверка по готовому ответу).      

Дети формулируют  цели урока:

По заданным действиям учимся составлять примеры и найдем их значения.  

Самостоятельно

Умение записать выражение по данной программе вычислении. Составление программы вычисления данного выражения.

5) Реализация построенного проекта;  

(Познавательные УУД). Умение анализировать; Целеполагание. (Регулятивные УУД). Умение слушать, аккуратно выполнять команду учителя. (Личностные УУД) Умение выполнять взаимную проверку.  

Каждое выражение задает программу своего вычисления. Она состоит из команд. Команда - это последовательность выполнения действий в выражении.  

Через 2 мин. учитель открывает ответы.  

(Слайд2) (814 + 36∙ 27) : (101 – 2052 : 38) =38

1). Перемножить числа36 и 27

2). Сложить 814 с результатом команды 1.

3). Разделить 2052 на 38

4). Вычесть из 101 результат команды 3

5). Разделить результат команды 2 на результат команды 4

Взаимопроверка

Умение записать выражение по данной программе вычисления.

6) Первичное за- крепление с проговариванием во внешней речи;  а) (текущий контроль с тестом).  

Физкультминутка http://infourok.ru/ видео

 

Уметь решать примеры самостоятельно, в соответствии с правилом. Применение предметных знаний. (Познавательные УУД).

 Умение анализировать и оценивать результат работы. (Регулятивные УУД).

Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику. (Коммуникативные УУД). Умение выполнять проверку самостоятельно. (Личностные УУД).

Тест:  (Слайд 3)1). Для того чтобы значение выражения 240:8+2∙5 стало равным 120, нужно поставить скобки следующим образом:

а) 240:(8+2∙5)

б) 240:(8+2) ∙ 5

в) (240:8+2) ∙ 5

2). Команда-это:

а) последовательность выполнения действий в выражении;

б) одно из действий в выражении; в) запись выражения.

Через 2 мин. учитель открывает ответы.  

 

Дети проверяют ответы.

Ответы

б)

б)

На карточках для самооценки ставят "+" – те, кто отмечал правильно на 2 вопроса.  

Самостоятельная работа с последующей проверкой .

Умение решать основные типы задач.

б) Закрепление изученного материала .

Уметь решать примеры (находить правильный порядок действий, в соответствии с правилом).  

№629

№630 (устно)

Составьте программу вычисления выражения.

 (Называйте команды)  

Тренировочные упражнения. Решают номера из учебника.  

(3 ученика по очереди выходят к доске, каждый выполняет по одной команде на доске, а остальные работают в тетради).

Умение находить значение выражения по заданной программе. Умение составления программу вычисления выражения.

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;  

Контроль и взаимопроверка знаний.  

Применение знаний, выбор способов решения задач. (Познавательные УУД).

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы. (Регулятивные УУД).

Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику. (Коммуникативные УУД). Умение выполнять взаимную проверку. (Личностные УУД).  

Задание для самостоятельного решения  

(Слайд 4) Найти значение выражения по следующей программе:

1) Умножить 27 на 15;

2) Разделить 1001 на 13;

 3) Результат выполнения команды -2 умножить на 2;

4) Сложить результаты команд 1и 3  

Ребята по готовому ответу проверяют работу соседа по парте. Ответ 1) 27∙15=405

2) 1001꞉13=77

3) 77∙2=154

4) 405+154=559

 27∙15+ 1001: 13∙2=559  

Самостоятельная работа.

На карточках для самооценки ставят "+" – те, кто нашёл правильный ответ.  

Решение задачи, для развития интереса к математике.    

Привитие интереса к изучению математики.

Ребята, попробуйте образовать из пяти двоек порядковые числа от 1 до 15. При этом употребляйте только такие действия: сложение, вычитание, умножение, деление, где нужно, скобки.

 Например:  1=2+2 -2-2:2,   Учитель через 3 мин. показывает на слайде возможные варианты. (Слайд 5) 1=2+2 -2-2:2,  

2=2+2+2-2-2,

3=2+2-2+2:2,  

4=2·2·2-2-2,

5=2+2+2-2:2,

 6=2+2+2+2-2,  

7=22:2-2-2,

 8=2·2·2+2-2,  

9=2·2·2+2+2:2,

10=2+2+2+2+2,  

11=22:2+2-2 ,  

12=2·2·2+2+2,  

13=(22+2+2):2,

14=2·2·2·2-2,  

15=22:2+2+2.  

Решение выносят на доску и обсуждают всем классом.  

Фронтальная

На карточках для самооценки ставят "+" – те, кто придумал хотя бы 2 примера.  

8) Включение в систему знаний и повторения.    

Подведение итогов урока.

 Постановка домашнего задания.  

Анализ и синтез объектов. (Познавательные УУД). Оценка-осознание уровня и качества усвоения. (Регулятивные УУД). Участие в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (Коммуникативные УУД). Жизненное самоопределение. (Личностные УУД).  

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (Коммуникативные УУД).  

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги. О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?     …

Домашнее задание:

На ваших столах у каждого есть 3 листочка.

Зеленый а) № 627( к, л)

б) Продолжайте нашу интересную задачу с «2», попробуйте образовать из пяти двоек порядковые числа от 18 до 26.

в) Составить и вычислить пример из 4-х действий.

 Желтый а) № 627( к, л)

 б) Продолжайте нашу интересную задачу с «2», попробуйте образовать из пяти двоек порядковые числа от 6 до 15.

в) Составить и вычислить пример из 3-х действий.  

Красный а) № 627( к, л)

б) Составить и вычислить пример из 3-х действий.  

Отвечают на вопросы учителя: научились находить значение выражения по заданной программе вычислений и научились составлять программы вычисления заданного выражения. Узнали, что каждое выражение задает программу своего вычисления. Она состоит из команд. Команда-это последовательность выполнения действий в выражении.  

 Подсчитывают «+» за урок и выставляют себе итоговую отметку.    

Обратная связь. Оценка деятельности ученика  

9) Рефлексия учебной деятельности.  

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Рефлексия. (Познавательные УУД). Оценка своей деятельности и деятельности других людей. 9Регулятивные УУД).

Самооценка на основе критерия успешности. (Личностные УУД).

Я попрошу вас на оценочном листе нарисовать один из трех смайликов, соответствующий вашей работе настроению на этом уроке, а также настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста, ваши оценочные листы. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

Зеленый- «Я все понял и смогу объяснить другу».

Желтый - «Я все понял, но не смогу объяснить другу».

Красный - «Мне нужно еще раз прочитать данную тему».

Кто считает, что понял все и может объяснить товарищу, берут задание с зеленой карточкой.

Карточка для самооценки.  

Ф. И. _______________________________________________  

Система оценивания:  

№ задания

Задание

Оценка

1

Я верно выполнил домашнее задание.  

2

Я знаю правила.  

3

Я верно решил тест.  

4

Я верно решил самостоятельную работу.  

5

Я придумал 2 примера с «2»амии.  

Я получил оценку за урок .  

Мой смайлик за урок.  

Если у вас: 5 «+» – ставим оценку «5»;     4 «+» – «4»;     3 «+» – «3».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

Технологическая карта урока английского языка, выполненная в соответствии с рекомендациями АППО г.Санкт-Петербурга.

Технологическая карта урока по теме "Весёлый отдых летом". Учебник "Английский язык. 5 класс. Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Самоанализ урока....

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Порядок выполнения действий"

Составление программ выполнения действий в выражениях, изображение их в виде схемы, отработка навыков выполнения вычислений по действиям...

Технологическая карта урока "Порядок выполнения действий. Скобки."

Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков....

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Технологическая карта урока. Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости

Эта лабораторная работа является базой для изучения понятий коэффициент полезного действия, полезная и полная(затраченная) работы. Понимание этих физических величин входят в материал 8,9,10,11 классов...