Занятие по теме "Осторожно, спички!" в рамках внеурочной деятельности
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Тибаева Елена Александровна

Внеурочное мероприятие по математике содержит разнообразные головоломки со спичками, а также включает работу с текстом и приложением JazzMatches. Учащимся понравилось решать задачи со спичками, командная работа, а также компьютерная игра во время урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осторожно, спички!599.82 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеурочное мероприятие по математике

Тема: Осторожно, спички!

Класс: 6-е

Время: 45 минут

Цель: развивать логическое и пространственное мышление

Технология: игровая

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Время этапа

  1. Организационный момент.

Создает благоприятный настрой на урок.

Слушают учителя.

-

2 мин

  1. Постановка темы и цели урока.

Включает звуковой файл.

Формулируют тему и цель урока

Ф

5 мин

  1. Изучение нового материала.

Задает вопросы.

Объясняет правила работы с приложением.

Работают с текстом.

Решают задания из игры, обсуждают решение.

И, Г

8-10 мин

  1. Закрепление изученного материала.

Ведет командную игру

Выполняют задания в группах

Г

20-25 мин

  1. Рефлексия.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы учителя, заполняют анкеты.

Ф, И

5 мин

Литература:

  1. Халилова Т. Геометрия на спичках. – Журнал «Математика», №37, 2001.
  2. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. – М.: Посев, 2003.
  3. Игры со спичками. – URL: https://4brain.ru/blog/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/  (Дата обращения: 10.11.2016) 
  4. Задачи и головоломки со спичками. – URL: https://4brain.ru/blog/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8-%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/ (Дата обращения: 10.11.2016)
  5. Геометрия на спичках. – URL: http://mat.1september.ru/view_article.php?ID=200103701 (Дата обращения: 10.11.2016)

Сценарий урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Я вижу, что все готовы к уроку: на столах есть тетради, ручки. На прошлых занятиях мы начали изучать геометрию – один из разделов математики, мы использовали бумагу,  ножницы и ваше воображение. Какие еще инструменты нам потребуются сегодня, вы узнаете чуть позже. Постараемся сегодня продуктивно поработать!

  1. Постановка темы и цели урока.

Учащимся включается звуковой файл: Сирена – Пожарная машина.

Учитель: Как вы думаете, когда мы слышим эти звуки?

Возможные ответы учащихся: когда произошла авария, где-то случился пожар. Это звуки пожарной сирены.

Учитель: Да, вы слышали звуки пожарной машины. А что же является причиной пожаров?

Возможные ответы учащихся: Поджоги, боевые действия, неправильное использование газового оборудования,  неосторожное обращение с огнем, со спичками.

Учитель: Спички детям не игрушка! Помните об этом. Но коробок спичек можно использовать для решения геометрических задач. Как же звучит тема нашего урока? Цель?

Возможные ответы учащихся: Тема нашего урока «Осторожно, спички!» Цель: научиться безопасно пользоваться спичками, решать головоломки со спичками, развивать логику и мышление.

На доске: Осторожно, спички!

Эпиграф: «Единственная польза от игры с огнем та, что никогда не обжигаешься. Сгорают только люди, не умеющие с ним играть.»

(Оскар Уайльд)

  1. Изучение нового материала.

У вас на столах лежат памятки. Прочитайте их и найдите ответ на вопрос: какие качества необходимо проявить, чтобы успешно решить задачу со спичками?

Памятка

Правило любой подобной головоломки, задачи или игры заключается в том, что вам необходимо переложить одну или несколько спичек таким образом, чтобы выполнилось поставленное условие. Однако зачастую прийти к верному решению бывает не так-то просто. Для этого следует проявить настойчивость, внимание и креативность. Можно выделить несколько общих правил для того, чтобы правильные ответы при прохождении спичечных головоломок:

  1. Внимательно прочитайте задание. Выясните, нет ли в нем подвоха, двусмысленности формулировок. Поймите точно, что от вас хотят. Иногда в условии задачи может содержаться подсказка.
  2. Практически любая задача направлена на логику и смекалку, поэтому сразу приготовьтесь искать нестандартное решение, которое у вас может потребовать некоторое время. Обратите внимание, что списки могут накладываться друг на друга, перемещаться в любом направлении, а также переворачиваться, если обратного не дано в условии.
  3. Смотрите на фигуры шире. Часто в условии задачи вас просят переместить спичку так, чтобы получилось определенное количество геометрических фигур (треугольников, квадратов). Обратите внимание, что несколько маленьких фигур могут составлять одну большую. Например, четыре квадрата, поставленные в 2 ряда, образуют 5 квадратов: 4 маленьких и один большой.
  4. Постарайтесь решать задание, сохраняя спокойствие, не пытаясь во чтобы то ни стало найти ответ. Ищите ответ последовательно, вдумчиво, постепенно перебирая возможные варианты, стараясь не пропустить правильный ответ. Поспешность может привести к тому, что вы пропустите ответ, от которого находились всего в одном шаге.

Пример. «Бокал с вишенкой»

С помощью четырех спичек сложена форма бокала, внутри которого лежит вишня. Нужно передвинуть две спички так, чтобы вишня оказалась за пределами бокала. Разрешается менять положение бокала в пространстве, однако его форма должна оставаться неизменной.

                             Решение:      

Ответы учащихся: настойчивость, внимание, креативность, нестандартное мышление, спокойствие.

Учитель: Хорошо. Откройте приложение «JazzMAtches2». Да, перед вами  компьютерная игра. Сейчас проверим, насколько вы внимательны и спокойны.

Учащиеся открывают игру. Кто первым догадался, как решить спичечную головоломку – поднимает руку. Для разминки можно сделать несколько уровней.

Ответы к игре:

  1. 4 + 1 = 5
  2. 7 – 7 = 0
  3. 9 + 0 = 9
  4. 5 + 1 = 6
  5. 8 + 0 = 8
  6. 2 + 6 = 8
  7. 6 + 1 = 7
  8. 4 – 4 = 0
  9. 7 – 6 = 1
  10. 6 – 4 = 2
  11. 1 + 6 = 7 и т.д.
  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Играть с компьютером у вас успешно получается. А что насчет командной игры? Вы готовы?

Учащиеся делятся на три группы. Каждой группе на стол даются спички. Учитель дает задание (вывешивает картинку или произносит задание). Учащимся необходимо сложить из спичек требуемое. На выполнение каждого задания отводится 2 минуты (для контроля времнеи можно использовать песочные часы).

Вопросы командам:

1. Задача для разминки «Домик». Переложив 1 спичку, нужно повернуть домик в другую сторону. (Потребуется 11 спичек.)

2. Арифметическая задача. Переложив 1 спичку, превратите равенство из неверного в верное. Задача имеет несколько решений.

3. Задача на сообразительность. Как из пяти спичек, не ломая их, сделать восемь?

Ответ: VIII

4. Задача с квадратами. (Потребуется 16 спичек.) Переложив с одного места на другое 2 спички, сделайте из пяти квадратов четыре квадрата таких же размеров.

5. Задача «Золотая рыбка». (Потребуется 8 спичек.) Передвинув 3 спички, заставьте рыбку плыть в противоположную сторону.

6. Задача о чистоте и порядке. (Потребуется 5 спичек.) Переложив 2 спички, уберите мусор из совка. При этом спичку, изображающую мусор, не трогать. «Пустой» совок не обязательно должен стоять на ножке, он может лежать на боку, быть перевернутым, но не должен менять своей формы.

7. Задача-шутка. Из тринадцати спичек, длиной в 3 см каждая, нужно сложить метр.

8. Арифметическая задача. (Потребуется 12 спичек.) Сначала в 1) убрать, а затем в 2) переложить одну спичку, получить верное равенство. 

9. Геометрическая задача. Сложите из 12 спичек 5 квадратов.

Ответ:

10. Абстрактная задача. Из шести спичек построить четыре равносторонних треугольника.

Ответ.

Подведение итогов игры. Учитель поздравляет команду-победительницу и награждает их оценками «отлично» по математике.

  1. Рефлексия.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Что мы узнали сегодня? Что было интересно? Что было трудно? Достигли ли мы цели? Понравился ли вам урок?

Учащиеся высказываются

На доске запись: 3М.

Учитель: Как вы думаете, что она означает?

Ответы учащихся: Три момента.

Учитель: Запишите на оставшихся листах три момента, которые больше всего вам запомнились из нашего урока. Сдайте листочки.

 

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы занятия кружка по географии в рамках внеурочной деятельности ФГОС ООО

Технологическая карта игры-маршрута "Тропа Робинзона" (5 класс) в рмках организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО...

Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности

Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.  В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимнази...

"Веселый алфавит" (игровое занятие в рамках внеурочной деятельности)

Данная разработка представляет собой конспект занятия по внеурочной деятельности.Игровое занятие "Веселый алфавит" является заключительным шагом в изучении английского алфавита обучающимися начальных ...

Психолого-коррекционные занятия для школьников с умственной отсталостью в рамках внеурочной деятельности.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ ЛУО в массовой общеобразовательной школе в рамках внеурочной деятельности....

Презентация для проведения занятия с учащимися старших классов в рамках внеурочной деятельности по английскому языку "Мягкие ругательства"

Презентация для проведения занятия с учащимися старших классов в рамках внеурочной деятельности по английскому языку "Мягкие ругательства".  За границей отношение к ругательствам отлича...