"Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС"
статья по математике на тему

Научно-исследовательская деятельность ,как особое направление совершенствования профессиональной компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_pavlova.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Секция 3. Развитие исследовательской компетентности –необходимое условие успешности молодого педагога в условиях реализации ФГОС.

Научно-исследовательская деятельность, как особое направление совершенствования профессиональной компетентности.

Павлова Эльза Хамитовна, учитель математики, МБОУ «СОШ №25 им.75-летия нефти Татарстана»

Из статьи Ю.А. Комаровой «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ» следует, что особым направлением профессиональной компетентности современного специалиста является его активное участие в научно-исследовательской деятельности. Она считает, что это предполагает проектирование и построение образовательных систем на основании принципов вариативности, личностной центрированности, открытости и гармонизации. Названные принципы положены в основу деятельности по оптимизации процессов самообразования специалистов. Комарова считает, что данная компетентность предполагает сформированную способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, так же адекватно оценивать результаты своей деятельности. Я считаю, что это один пример из сложных ситуаций, с которыми сталкивается молодой специалист. Так как помимо рационального мышления, есть и иррациональное. Ведь мы понимаем, что работа учителя невозможна без авторитета, а авторитет можно завоевать если только ты являешься конкурентоспособным учителем. И это лишь начальный этап твоей работы. В процессе работы возникают различные конфликтные ситуации, которые могут быть связаны с родителями. Т.к. в наше время люди не всегда могут адекватно реагировать на критику в сторону их ребенка. Нужно обладать колоссальными знаниями в области психологии, а это возможно лишь в результате самосовершенствования.

Проблемным вопросом является также процесс адекватного оценивания результатов своей деятельности. В процессе самосовершенствования молодой педагог решает множество задач, для того, чтобы соответствовать требованиям дела. Но не всегда, только на этапе прорешивания задач можно выявить затруднения, вызванные их решением. Только работая на уроке можно дать себе реальную оценку. Для молодого специалиста важно, наличие свободного времени для самосовершенствования, и это время должны предоставлять ему ежедневно. Так как, только после урока можно устранить существующие пробелы и составить план по исправлению сложившейся неблагоприятной обстановки.

Как пишет Комарова, в настоящее время научно-исследовательская деятельность выступает прежде всего, как содержательное психологическое, социально-этическое обеспечение социального процесса. «Одной из важных задач научно-исследовательской деятельности является формирование научного, коммуникативного и культурно-образовательного опыта».

Коммуникативный опыт одна из сложных задач, для молодого педагога. Нужно найти подход к каждому ребенку и родителю. Дети разные и характеры соответственно. Нужно уметь раскрыть проблему, вызывающую девиантное поведение, и попытаться ее устранить. Но это невозможно без совместной работы с родителями. Но здесь возникает еще один сложный вопрос, не всегда сам родитель может найти с ребенком общий язык. В данной ситуации молодому педагогу нужно не только разобраться в межличностных отношениях ребенок-родитель, но и разобрать возможность возникновения девиантного поведения в результате влияния внешней среды. Постоянно возникает вопрос взаимодействия с родителями, и все-таки сложно правильно выстроить речь так, чтобы обозначить и минусы ребенка и не вызвать агрессию родителя. Работа с родителями иногда, для молодого педагога сложнее работы с детьми.

Коммуникация на уроке, имеет важную роль при работе в условиях реализации ФГОС. Так как дети должны взаимодействовать друг с другом. Для этого мы используем работу в парах. Но, ребенок должен понимать для чего он работает с напарником. Прежде чем приступить к совместной работе, учитель должен задать ученикам вопрос: «Для чего мы работаем в парах?», и ответы должны быть приблизительно следующими: «Одна голова хорошо, а две головы лучше; чтобы помогать друг другу». Также нужно задать вопрос «А как мы работаем в парах?». Ответы должны быть приблизительно следующими: «Один говорит, другой слушает; уважительно».

Что касается научного опыта, у молодого педагога должен быть наставник, который не будет демонстрировать свое превосходство, а наоборот будет поддерживать и морально, и обогащать молодого педагога знаниями. И, я считаю, что учитель должен выбирать себе наставника сам, так как здесь остро встает психологический аспект. На это влияет множество факторов.

Для обогащения научных знаний также должны проводится семинары, но не после уроков, когда учитель устал и ему еще предстоит подготовка к урокам и проверка тетрадей, а, например, во время летних каникул и все-таки не на базе школ в маленьком городе, где учителю стыдно задать вопрос, если ему что-то непонятно (т.к. все друг друга знают), а на базе крупных городов. Так же при проведении семинаров, важно учесть, чтобы контингент учителей, был одинаковым. Так как, если ты не работаешь в 10-11 классах, тебе тяжело понять информацию, которую тебе преподносят для решения ЕГЭ.

Что касается реализации когнитивного компонента, извлечение, преобразование, конструирование знаний, здесь колоссальную помощь оказывает интернет, что позволяет найти необходимую информацию, проанализировать ее и использовать в работе.

Например, перед проектной деятельностью в 5-м классе, на тему: «Смешанные числа», я обработала информацию, имеющуюся в интернете, которую представила ученикам, как образец. Отталкиваясь от этого примера, дети создали новую работу, которая имела успех.

Преимущество молодого педагога в том, что он криативен. Самостоятельное изыскание идей и создание чего-то нового и применение его в работе, например, в проектной деятельности, для него не вызывает затруднений.

Профессиональная научно-исследовательская компетентность, подразумевающая владение методами статистистической обработки, играет важную роль в работе учителя, ведь именно обработка информации о количестве учеников с затруднением понимающих определенные темы на протяжение 3 лет, дает нам возможность сделать вывод о том, что возможно стоит уделить внимание определенной теме, или повысить контроль над пониманием данной темы, так как многие темы взаимосвязаны, и упущение в понимание одной темы создает целую цепочку проблем. Важно также, темы, вызывающие затруднение озвучить на родительском собрании. Для разбора данных тем и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС.

Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС....

"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. Баландина

"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. БаландинаСамообразование педагога-целенапр...

Доклад на тему "Профессиональная подготовка педагога в условиях реализации ФГОС ООО"

В   нашу  систему   образования    уже  прочно   вошел   Федеральный   государственный образовательный стандарт и неведомая р...

Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)

Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...

Презентация " Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Компетентный – знающий, осведомленный,     авторитетный в какой-нибудь области   С.И.Ожегов  «Толковый словарь"   русского языка»...

Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»

Совершенствование профессиональной  компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...