«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,
учебно-методический материал по математике (6 класс) по теме

Шарихина Антонина Алексеевна

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharihina_a._a._sam.rab_._no_3.docx1002.26 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра математических дисциплин

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тематическое и поурочное планирование содержания курса математики

с учётом использования средств ЦОР и здоровьесберегающих технологий при обучении теме школьного курса математики

Тема: «Положительные и отрицательные числа». 6 класс. Учебник: Н.Я.Виленкин,В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд

Выполнила: Шарихина

Антонина Алексеевна

слушатель учебного курса

«Актуальные проблемы развития

профессиональной компетентности

учителя математики(в условиях ФГОС)»,,

учитель математики

Муниципального общеобразовательного

учреждения СОШ №53

П.Октябрьский , Люберецкого района

Московской области

Руководитель учебного курса:

Руководитель курса: Доцент кафедры

математических дисциплин Кандидат

педагогических наук

 Кашицина Юлия Николаевна

                         

                                       Москва 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Каталог электронных ресурсов по теме «Положительные и отрицательные числа»,6 класс

2. Рабочая программа темы

3. Уроки, направленные на развитие и формирование УУД

в соответствии с темой ИПЗР

3.1. Урок № 12 по теме «Положительные и отрицательные числа», направленный на формирование и развитие УУД

3.2. Фрагменты уроков с использованием ЦОР и здоровьесберегающих технологий в соответствии с темой «Изменение величин.»

3.2.1. Фрагмент урока № 12.   Название урока ,

 «Изменение величин п.30

3.2.2. Фрагмент урока № 1 по теме «Координаты на прямой»п.27


1. КАТАЛОГ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

ПО ТЕМЕ «Положительные и отрицательные числа». 6 КЛАСС

Современные аудивизуальные и мультимедийные средства; компьютер и телевизор.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства программного.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фото.

ЦОР и ЭОР по математике к конкретной теме можно подобрать на сайтах:1) Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://fcior.edu.ru/; 2) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/; 3) База данных цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов пользователей – http://www.openclass.ru/ и др.

Таблица 1

Название

Описание

Электронный адрес

1

Единая коллекция цор

 Международный математический конкурс «Кенгуру»

http://www.mathkang.ru

2

Единая коллекция цор

ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию

http://www.uztest.ru – ЕГЭ по математике

3

Единая коллекция цор

Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике

http://www.maht-on-line.com –

4

Карман для математика

Презентации и дидактические материалы

http://karmanform.ucoz.ru/

5

Хочу все знать

Тесты для подготовки к ГИА

https://ege.yandex.ru/mathematics-gia/question/17/5/



2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕМЫ «Положительные и отрицательные числа.»

Таблица ???.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание

Предметные результаты

Цели

Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУ-УД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД)

ГЛАВА V. Положительные числа, 13 ЧАСОВ

1– 14

Тип урока: 1) «открытия» нового знания; 2) рефлексии; 3) построения системы знаний; 4) развивающего контроля

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: 1)карточки,2) презентации,3) плакаты;

 Цели обучения:

Ц 1:

Ц 2:

Ц 3:

Ц 4:

Ц 5:

1

Координаты на прямой.

Урок открытия «нового» знания

Открыть множество  отрицательных чисел, опредилить их место на

координатной прямой.

Знать: расположение точек на координатной прямой; анализировать и систематизировать знания об изученных числах

Уметь: находить координаты точек и располагать на координатной прямой

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) ;

Ц 5: введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности

2

Координаты на прямой

Урок закрепления

Тренировать способность к обозначению рациональных чисел точками на координатной прямой.

Знать: расположение точек на координатной прямой; анализировать и систематизировать знания об изученных числах

Уметь: находить координаты точек и располагать на координатной прямой

Ц 3: Применение знаний и умений.

Ц 4:Формирование КУД

3

Координаты на прямой

Урок закрепления и контроля знаний и умений.

Отработать и закрепить умения и навыки работы с координатной прямой. Проверить знания и умения по изученному материалу

Знать: как с помощью координатной прямой построить точку, соответствующую любому положительному и отрицательному числу; анализировать и систематизировать знания об изученных числах

Уметь: находить координаты точек и располагать на

Ц 5: Формирование общих ПУД и РУД

Ц 3 Применение знаний

Ц 2: Контроль усвоения теории

4

Противоположные числа.

Урок открытия «нового» знания

Открыть понятия числа, противоположного данному.

Знать: где располагаются  противоположные числа на координатной прямой

Уметь: находить число противоположное данному.

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) ;

Ц 5: введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности

5

Противоположные числа.

Урок закрепления

Отработать понятия противоположных и взаимно обратных чисел, развивать внимание и воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.

Знать: где располагаются  противоположные числа на координатной прямой

Уметь: находить число противоположное данному.

Ц 5: Формирование общих ПУД и РУД

Ц 3 Применение знаний

Ц 2: Контроль усвоения теории

6

Модуль числа.

Урок открытия «нового» знания

Открыть понятия модуля числа. Показать обозначение модуля числа. Сформулировать у учащихся понятие модуля числа, как расстояние точки, соответствующей данному числу до начала отчета.

Знать: как находится модуль числа

Уметь: находить модуль числа.

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) ;

Ц 5: введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности

7

Модуль числа.

Урок закрепления

Отработать умение находить значение выражений, содержащих модуль.

Знать: как находится модуль числа

Уметь: находить модуль числа, решать уравнения, находить значения  выражений содержащих модуль.

Ц 5: Формирование общих ПУД и РУД

Ц 3 Применение знаний

Ц 2: Контроль усвоения теории

8

Сравнение чисел.

Урок открытия «нового» знания

Рассмотреть правила сравнения положительных и отрицательных чисел.

Знать: как сравнить положительные и отрицательные числа.

Уметь: сравнивать числа с помощью координатной прямой и по правилам..

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) ;

Ц 5: введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности

9

Сравнение чисел

Урок закрепления

Отработать умения сравнивать рациональные числа, учиться рассуждать и логически мыслить.

Знать: как сравнить положительные и отрицательные числа.

Уметь: сравнивать числа с помощью координатной прямой и по правилам

Ц 5: Формирование общих ПУД и РУД

Ц 3 Применение знаний

Ц 2: Контроль усвоения теории

10

Сравнение чисел

Урок закрепления и контроля знаний и умений.

Проверить знания и умения сравнивать рациональные числа, воспитывать культуру общения.

Знать: как сравнить положительные и отрицательные числа.

Уметь: самостоятельно сравнивать числа с помощью координатной прямой и по правилам

Ц 5: Формирование общих ПУД и РУД

Ц 3 Применение знаний

Ц 2: Контроль усвоения теории

Ц 4 Формирование КУД

11

Изменение величин.

Урок открытия «нового» знания

Ввести понятие « изменения величин» и обобщить и систематизировать изученный материал по теме « Положительные и отрицательные числа»

Знать: расположение чисел на координатной прямой, понятия модуля числа и противоположного числа.

Уметь: находить противоположные числа, модуль числа,  сравнивать рациональные числа.

Ц 5: Формирование общих ПУД и РУД

Ц 3 Применение знаний

Ц 2: Контроль усвоения теории

12

Изменение величин.

Урок закрепления и контроля знаний и умений.

Обобщить и систематизировать изученный материал по теме « Положительные и отрицательные числа»

Знать: все определения и понятия по пройденной теме.

Уметь: решать все задачи по пройденной теме.

Ц 5: Формирование общих ПУД и РУД

Ц 3 Применение знаний

Ц 2: Контроль усвоения теории

Ц 4: Формирование КУД

13

Контрольная работа по теме» Положительные и отрицательные числа»

Урок- контроль знаний.

Проверить знания и умения по теме.

Уметь: решать все задачи по пройденной теме.

Ц 3: Применение знаний умений

Внеурочная самостоятельная деятельность

Темы рефератов, докладов, проектов: 1)

Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД – познавательные логические УУД; ПО УУД – познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5;


3. УРОКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ УУД В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМОЙ ПРОЕКТА

1. Тема: « Положительные и отрицательные числа» п.28;

2. Обобщенная цель урока: формирование познавательных учебных действий и способностей учащихся;

3. Задачи:

предметные:

метапредметные:

личностные:

4. Тип урока: открытие нового

5. Формы работы учащихся: исследовательская

6. Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

7. Структура и ход урока представлены в таблице . На каждом этапе урока учитель и учащиеся выполняют конкретные действия, связанные с задачами этапов и познавательными УУД.

8. Перечень используемых ЦОР и ЭОР на данном уроке .


Технологическая карта урока

Предмет, класс

математика

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С.Чеснрков,С.И.Шварцбург. УМК

ФИО учителя, школа

Шарихина Антонина Алексеевна

Тема урока

Положительные и отрицательные числа

Тип урока

Урок освоения новой учебной информации

  1. Деятельность учителя

2. Деятельность учащихся (осуществляется через действия)

3. УУД (название, вид)

ЭТАП I. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока

Цель учителя: организовать продуктивную деятельность учащихся

Цель учащихся: создать образовательный продукт (эталон)

1.1.0, 1.1.1,…

ЭТАП II. Повторение и актуализация необходимых знаний

(На доске задания .Выполните действия и укажите каким числом будет результат

Выполняют сложение и вычитание.

2.2.1, 1.1.8, 1.1.4, 1.2.8, 2.2.6, 1.2.3, 2.2.1, 2.2.2, ….

ЭТАП III. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Использование типовых задач

1.3.1, 1.1.3, 2.2.2,

ЭТАП IV. Выдвижение гипотез, составление плана действий для решения проблемы, её решение (создание эталона)

Пробуждающий от проблемы диалог:

  1. Вы смогли выполнить задания?
  2. Что не получилось?
  3. Почему? Чем это задание не похоже на предыдущие?
  4. Какой возникает вопрос?
  5. Чтобы ответить на поставленные вопросы решим задачу:. В ходе игры команда « СТАРТ» забила 5 мячей. Но за многократное удаление в ходе игры арбитр присудил команде 9 штрафных очков. Сколько очков имеет на своем счету команда

Пробуждающий от проблемы диалог

6.Штрафное очко это хорошо или плохо?

7.Каким математическим символом или знаком можно обозначить понятия «хорошо» или «плохо»?

В математике тоже есть числа со знаком  плюс или минус.  Числа со знаком «+» называются положительными.( знак «+» перед числом обычно не пишут),а числа со знаком «- « называются отрицательными

  1. Нет частично.
  2. 5-9; 1-7.
  3. Из меньшего числа вычесть большее.
  4. Как выполнить действие и каким числом будет результат?
  5.  4 штрафных очка.

  Плохо

    + или  -

1.1.0, 1.1.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.1.8, 2.2.6, 2.2.2, 2.2.6, 1.1.6, 1.1.4, 1.2.1

ЭТАП V. Первичное закрепление (действие в форме громкой, внешней речи)

8.Каким же числом мы будем называть « 4 штрафных очка»?

9.С каким новым понятием мы познакомились?

(Беседа об истории возникновения чисел.)

  - 4

  Отрицательные и положительные числа.

(Приложение ,слайд)

1.2.3, 1.2.4, 1.1.6, 1.1.8, 2.2.6,

ЭТАП VI. Самостоятельная работа (действие в форме внутренней речи)

Приведите примеры из жизни ,где встречаются отрицательные числа?.

При изменении температуры воздуха.

При изменении высоты местности над уровнем моря.

1.2.3, 1.2.4, 1.1.8, 1.1.5

ЭТАП VII. Включение изученной учебной информации в систему известных знаний

Использование типовых заданий

Постройте координатный луч ОХ так , чтобы начало было на середине тетради, продолжим  координатный луч от точки О влево, сохраняя единичный отрезок.

И так прямую с выбранным на ней началом отчета, единичным отрезком и направлением называют   координатной прямой. Число показывающее положение точки на прямой называют координатой точки.

Выполняют. чертеж координатной прямой.

Отмечают на координатной прямой положительные точки  и  отрицательные точки, точку ноль - начало отчета.

(Приложение)

Выполнение заданий из учебника П.26, №891,895,897,

901.

Выполнение заданий из рабочей тетради Т. М .Ерина, Рабочая тетрадь к учебнику Н.Я. Виленкин

(Приложение)

1.2.6 – 1.2.7

1.1.3, 1.1.6, 2.2.2,

ЭТАП VIII. Рефлексия деятельности (соотнесение результатов с поставленными целями урока)

Вопросы какие числа называют отрицательными где встречаются?

Отвечают на вопросы приводят примеры.

1.1.6 – 1.1.8, 2.2.1, 2.2.2

ПРИЛОЖЕНИЕ. Список универсальных учебных действий (УУД)

Название УУД

Условное сокращение

  1. Познавательные УУД

ПОД 1

  1. Познавательные общеучебные действия

1.1 – 1.3

1.1.0 принятие и сохранение познавательной цели (учебной задачи);

1.1.1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи);

1.1.2.поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации);

1.1.3 структурирование информации и знаний (в т.ч. составление текстов) и её понимание;

1.1.4 выполнение знаково-символических действий (в т.ч. моделирования);

1.1.5 выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

1.1.6 построение речевых высказываний в устной и письменной формах (подробный и сжатый пересказ текста);

1.1.7 рефлексия способов и условий действия;

1.1.8 самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности;

1.1.0

1.1.1

1.1.2

1.1.3

1.1.4

1.1.5

1.1.6

1.1.7

1.1.8

  1. Познавательные логические учебные действия

1.2

1.2.1 сравнение; 1.2.2 подведение под понятие; 1.2.3 анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов; 1.2.4 синтез (в т.ч. самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов); 1.2.5 выведение следствий; 1.2.6 сериация и классификация; 1.2.7 установление причинно - следственных связей; 1.2.8 построение логической цепи рассуждения; 1.2.9 доказательство

1.2.1.- 1.2.9

  1. Познавательное действие «Постановка и решение проблем»

1.3

1.3.1 формулирование проблемы; 1.3.2. выдвижение гипотез и их обоснование; 1.3.3 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

1.3.1 – 1.3.3.

Коммуникативные УУД

2

2.1. Действия для осуществления совместной деятельности (в т.ч. работа в группе)

2.1.

2.1.1 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.1.2 инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

2.1.3 разрешение конфликтов – выявление проблемы конфликта, поиск способов устранения, принятие решения и его реализация;

2.1.4 управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

2.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.2. Действия для осуществления общения и взаимодействия

2.2

2.2.1. строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);

2.2.2 слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах);

2.2.3 сообщать в устной и письменной формах мнения и взгляды других;

2.2.4 использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

2.2.5 владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

2.2.6 взаимоконтроль, взаимооценка УПД

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.2.5

2.2.6

3. Регулятивные УУД

3

  1. Постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации;

2) выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения;

3) соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; принятие решения об использовании помощи;

4) составление и реализация плана деятельности при освоении учебной информации;

5) контроль усвоения учебной информации;

6) оценивание результатов выполненной деятельности;

7) самодиагностика и коррекция собственных учебных действий

Приложение к уроку « Положительные и отрицательные числа»

(Исторические сведения)

В XVII веке, с появлением аналитической геометрии, отрицательные числа - Презентация 8584/10

Приложение к уроку « Положительные и отрицательные числа»

(Координатная прямая)

"В мире положительных и отрицательных чисел"

Установить соответствие (показать стрелкой)

Целые  числа                                                  -5; -100; -2.  

Целые  отрицательные

 числа                                                                 6; 100.

Целые положительные

числа                                                              6; -5; -100; -2; 1000.

Дробные числа

                                                                        8,3; 23.5.

Отрицательные дробные

 числа                                                              8,3;  ;  6.

                           

    Положительные дробные                                                          8.3; -; -5; -0,37; ; 6.

Отрицательные десятичные

дроби                                                            -;  -5;  -0,37.

Положительные десятичные

 дроби                                                               -0,37; - 0,11.

        

2.2. Фрагменты уроков по избранным вопросам

в соответствии с темой «Положительные и отрицательные числа»

Фрагмент урока № 12, п. 30.Изменение величин..

 Фрагмент  урока:  Повторение и обобщение по теме « Положительные и отрицательные числа»

 Игра “8 тестовых вопросов”

На доске записано целое отрицательное число “-23”. Ученик должен быстро ответить на вопросы, которые учитель задает в краткой форме:

1) Какое это число?

2) Его модуль?

3) Где располагается на координатной прямой?

4) Соседние с ним целые числа?

5) Два числа, меньших его?

6) Два числа, больших его?

7) Противоположное число?

8) Расстояние между точками с координатами -23 и 23?

в) Графический диктант.

Учитель произносит верные утверждения и заведомо ложные. Если утверждение “ложное”, то учащиеся у себя в тетради отмечают знак http://festival.1september.ru/articles/214178/img1.jpg

Если утверждение “верное”, то в тетради появляется знак http://festival.1september.ru/articles/214178/img2.jpg

Я утверждаю, что:

1) Прямую, с выбранным на ней началом отсчета и направлением, называют координатной прямой.

2) Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой точки.

3) Два числа, имеющие одинаковые знаки называют противоположными.

4) Число 0 противоположно самому себе.

5) Числа, которые используют при счете предметов, называют целыми.

6) Модуль может быть отрицательным числом.

7) Из двух отрицательных чисел больше то, которое на луче расположено правее.

8) Температура изменилась на 5градусов. Это означает, что температура понизилась на 5градусов..

Ответ:

http://festival.1september.ru/articles/214178/img3.jpg

Затем учащиеся обмениваются тетрадями для проверки графического диктанта и оценивания его.

Оценка выставляется карандашом на полях тетради.

Фрагмент урока № 12, п. 30.Изменение величин..

 Фрагмент  урока:  по теме « Координаты на прямой» № 1 п.26.

 

Физкультминутка

Раз, два — хлопок в ладоши

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть по шире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носки, затем на пятки.

Лень отбросить и опять.

Сесть за парту, взять тетрадку,

Выражения решать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться,

Два! Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать.

Сесть — за парту тихо сесть. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

«Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО»

Данная статья - осмысление педагогом сути реформ образования, в частности введения ФГОС. Осмысление взаимоотношений учитель-ученика в новой системе образования....

Удостоверение. Актуальные проблемы развития профессиональной компетентно-сти учителя биологии

Удостоверение. Актуальные проблемы развития профессиональной компетентно-сти учителя биологии...

3.3.2 Выступление на ШМО тема: «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя физической культуры (в условиях реализации ФГОС)». 2020г.

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентосп...