Физико - математический турнир "Колесо фортуны 2017"
материал по математике (10, 11 класс) на тему

Стручкова Лариса Владимировна

Физико - математический турнир "Колесо фортуны 2017" проводится между командами учащихся 10-11 классов. Представлены новые занимательные вопросы по физике и математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_fortuny.pptx2.97 МБ
Файл fiziko-matem._turnir_10-11_kl.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физико – математический турнир для учащихся 10-11 классов 2017 - 2018 Подготовила: учитель физики ГБОУ Школа № 1987 Стручкова Л.В.

Слайд 2

Колесо фортуны

Слайд 3

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак Бальзак Образование придает человеку достоинство Дидро

Слайд 4

Физико-математический турнир 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Слайд 5

Во время ремонта не хватило обоев, и стены комнаты 8 летней девочки пришлось оклеить страницами из учебников по высшей математике Остроградского. От долгого созерцания формулы просто врезались в память, и с 15 лет она начала с интересом изучать высшую математику, впоследствии став академиком и членом - корреспондентом Петербуржской академии наук. А какие стихи писала! Назовите её имя. Первая русская женщина — математик Софья Васильевна Ковалевская

Слайд 6

Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено, юлу. О какой фигуре идет речь? РОМБ

Слайд 7

Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? Среда

Слайд 8

Однажды репортер спросил у знаменитого физика, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Ученый посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой… настоящие мысли так редко приходят в голову, что их нетрудно и запомнить! ». Как звали этого физика? Альберт Эйнштейн

Слайд 9

Сначала он плавал, потом стал и летать. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь. Он не любит большую жару и сильную тряску. Он всегда целенаправлен. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. Компас

Слайд 10

Дан кусок проволоки, длиной 120 см. Какое наименьшее число раз придется ломать проволоку, чтобы изготовить каркас куба с ребром 10 см? Т.к. у куба 12 ребер, а каждое ребро 10см, то проволоку придется ломать 11 раз

Слайд 11

С конца 16 века он служил единицей веса драгоценных металлов и камней; в настоящее время так называется устройство для автоматического управления потоком пара, жидкости или газа в тепловых, гидравлических и пневматических машинах. Назовите эту старинную русскую меру веса Золотник

Слайд 12

Эффектом Паули учёные называют отказ в работе приборов и незапланированный ход экспериментов при появлении известных физиков-теоретиков — например, нобелевского лауреата Вольфганга Паули. Однажды его решили разыграть, соединив настенные часы в зале, где он должен был читать лекцию, с входной дверью с помощью реле, чтобы при открытии двери часы остановились. Однако этого не произошло. Почему? Когда Паули вошёл, неожиданно отказало реле.

Слайд 13

Имеются два бруска льда одинаковой массы, взятые при разных температурах, равных соответственно 0 0 С и –25 0 С. У какого бруска самый большой объем? Лед, как всякое твердое тело, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Следовательно, плотность льда при более низкой температуре больше, чем при более высокой. Поэтому самый большой объем у бруска с температурой 0 0 С

Слайд 14

Дядя Федор, кот Матроскин , Шарик и почтальон Печкин сидят на скамейке. Если Шарик, сидящий справа от всех, сядет между дядей Федором и котом, то кот окажется крайним слева. В каком порядке они сидят? 1.Кот 2.Шарик. 3.Дядя Федор. 4. Почтальон Печкин.

Слайд 15

Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше? U= I R. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому гирлянда будет гореть ярче .

Слайд 16

Воздушный шар уносится непрерывным ветром в южном направлении. В какую сторону развиваются при этом флаги на его гондоле? Шар, уносимый воздушным течением, находится по отношению к окружающему воздуху в покое. Поэтому флаги не станут развиваться на ветру ни в какую сторону, а будут свисать вниз, как в безветрие.

Слайд 17

Часы отстают каждый день на 4 минуты. Их поставили точно. Через сколько дней часы снова покажут верное время? Часы должны отстать на 12 часов. Это произойдёт через 180 дней

Слайд 18

На гладкую доску положили 2 кирпича — один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску? Кирпичи начнут скользить одновременно. Ведь оба кирпича давят на доску с одинаковой силой, а значит одинаковы и силы трения, которые им приходится преодолевать.

Слайд 19

На вопрос, почему ЕГО нельзя распилить на две соответствующие части, был дан шуточный ответ: "Это запрещено антимонопольным комитетом". Какое слово мы заменили на ИКС? Электрический диполь Можно и магнит

Слайд 20

Однажды молния ударила в статую римского императора Октавиану Августа и расплавила вторую букву его имени. Жрецы, толкуя это событие, объявили ему, что после него Октавиану осталось жить всего 100 дней. На чем было основано такое заключение? Вторая буква его имени -С- означает у римлян цифру 100

Слайд 21

В одной из книг о Петре Великом говорится, что он должен был знать адицию , субстракцию , мультипликацию и дивизию. Думаем, что и вы это знаете. Что же это? Четыре основных математических действия: Адиция – сложение; Субстракция – вычитание; Мультипликация – умножение; Дивизия – деление

Слайд 22

Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изображение, если он будет наблюдать его стоя? Удалится от берега

Слайд 23

Для спортивной стрельбы применялись глиняные тарелки, при стрельбе они разбивались, все поле оказывалось заваленным осколками. Что придумали, чтобы после соревнований и тренировок поле оставалось чистым? Тарелки остались, хорошо разбивались, но вот мусора не было. Тарелочки стали делать изо льда

Слайд 24

Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? 3 кошки за 1 минуту ловят одну мышь, значит, те же 3 кошки за 100 минут поймают 100 мышей

Слайд 25

«Осторожно - листопад!» Почему дорожные щиты с такой надписью иногда можно увидеть близ трамвайных путей? Когда колёса трамвая раздавливают опавшие листья, то их сок смачивает рельсы. От этого рельсы и колёса становятся скользкими. Сила трения уменьшается, и колёса трамвая начинают скользить по рельсам.

Слайд 26

Почему в сильные морозы деревья трещат? В сильный холод замерзают соки в деревьях. При замерзании сок, как и вода, расширяется и разрывает при этом древесину, - трещат сучья, раскалываются стволы.

Слайд 27

Если взять веревку длиной в 12 локтей и завязать на ней узлы, разбивающие ее на 12 равных частей, то с помощью этой веревки можно построить это, натянув ее на три колышка. Считают, что именно так строили это египтяне. Это прямоугольный треугольник со сторонами - 5; 4 и 3. Такой треугольник называли египетским

Слайд 28

Четырех кошек взвесили попарно во всех возможных комбинациях. Получились веса: 7 кг, 8 кг, 9 кг, 10 кг, 11 кг и 12 кг. Тогда чему равен общий вес всех четырех кошек? Вес всех четырех кошек равен 19 кг. (7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12) : 3= =57/3 = 19



Предварительный просмотр:

Физико-математический турнир

«Колесо фортуны»

Цели:   

  • Развивать и укреплять интерес  к математике и естественно-научным предметам, мотивировать познавательную и  творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое и творческое мышление.
  • Расширять кругозор учащихся.
  • Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.
  • Содействовать развитию культуры коллективного труда,  формированию доброжелательных и дружеских отношений.

Место проведения: конференц-зал.

Продолжительность: 1 час

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер
  • презентация с вопросами и ответами
  • карточки с номерами заданий
  • протоколы для подсчета очков
  • часы,

Вид мероприятия: интеллектуально-творческий.

Сценарий проведения игры

Уважаемые гости!

Уважаемые участники игры!

Сегодня мы с вами собрались в этом зале для проведения физико-математического турнира «Колесо фортуны».

Традиционно девизом нашей игры являются слова:

«И в час досуга

Можно расти,

Если разумно

Его провести».

Сегодня встречаются команды 10 А и 10 Г классов, 10 У и 10 М классов, 11 А и 11 Г классов, 11 М и 11 У классов.

Представляем наше жюри:

Поприветствуем их!

Как вы знаете, у любой игры есть правила, и «Колесо фортуны» не исключение. Напомню правила нашего турнира.

  1. Команда выбирает капитана
  2. Капитан отвечает за порядок в команде, за дачу ответов: или отвечает сам, или передаёт эту возможность другому члену команды.
  3. Команды должны быть вежливы по отношению к членам своей команды и по отношению к другой команде.
  4. Команде запрещается спорить и перечить жюри и ведущему.
  5. Команды по очереди вытягивают вопросы. И получают право на ответ. Другие команды также дают ответ, но в письменном виде.
  6. Ответы оценивает жюри. Команда, выбравшая вопрос, в случае правильного ответа получает 2 балла. Другие команды в случае правильного ответа получают 1 балл.
  7. Игра ведется до 6 очков.
  8. В нашем турнире предусмотрены вопросы и для болельщиков. В случае правильного ответа болельщика его классу добавляется 0,5 балла.

Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

(Презентация с вопросами и ответами)

Вопросы турнира

  1. Во время ремонта не хватило обоев, и стены комнаты 8 летней девочки пришлось оклеить страницами из учебников по высшей математике Остроградского. От долгого созерцания формулы просто врезались в память, и с 15 лет она начала с интересом изучать высшую математику, впоследствии став академиком и членом - корреспондентом Петербуржской академии наук. А какие стихи писала! Назовите её имя. (Ответ: Первая русская женщина — математик Софья Васильевна Ковалевская)
  2. Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено, юлу. О какой фигуре идет речь? (Ответ: Ромб)
  3. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (Ответ: Среда)
  4. Однажды репортер спросил у знаменитого физика, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Ученый посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой… настоящие мысли так редко приходят в голову, что их нетрудно и запомнить!». Как звали этого физика? (Ответ: Альберт Эйнштейн)
  5. Сначала он плавал, потом стал и летать. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь. Он не любит большую жару и сильную тряску. Он всегда целенаправлен. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Ответ: Компас)
  6. Дан кусок проволоки, длиной 120 см. Какое наименьшее число раз придется ломать проволоку, чтобы изготовить каркас куба с ребром 10 см? (Ответ: Т.к. у куба 12 ребер, а каждое ребро 10см, то проволоку придется ломать 11 раз)
  7. С конца 16 века он служил единицей веса драгоценных металлов и камней; в настоящее время так называется устройство для автоматического управления потоком пара, жидкости или газа в тепловых, гидравлических и пневматических машинах. Назовите эту старинную русскую меру веса. (Ответ: Золотник)
  8. Эффектом Паули учёные называют отказ в работе приборов и незапланированный ход экспериментов при появлении известных физиков-теоретиков — например, нобелевского лауреата Вольфганга Паули. Однажды его решили разыграть, соединив настенные часы в зале, где он должен был читать лекцию, с входной дверью с помощью реле, чтобы при открытии двери часы остановились. Однако этого не произошло. Почему? (Ответ: Когда Паули вошёл, неожиданно отказало реле)
  9. Имеются два бруска льда одинаковой массы, взятые при разных температурах, равных соответственно 00С и –250С. У какого бруска самый большой объем? (Ответ: Лед, как всякое твердое тело, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Следовательно, плотность льда при более низкой температуре больше, чем при более высокой. Поэтому самый большой объем у бруска с температурой 00С)
  10. Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин сидят на скамейке. Если Шарик, сидящий справа от всех, сядет между дядей Федором и котом, то кот окажется крайним слева. В каком порядке они сидят? (Ответ: 1.Кот 2.Шарик. 3.Дядя Федор. 4. Почтальон Печкин)
  11. Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше? (Ответ: U=IR. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому гирлянда будет гореть ярче)
  12. Воздушный шар уносится непрерывным ветром в южном направлении. В какую сторону развиваются при этом флаги на его гондоле? (Ответ: Шар, уносимый воздушным течением, находится по отношению к окружающему воздуху в покое; поэтому флаги не станут развиваться на ветру ни в какую сторону, а будут свисать вниз, как в безветрие)
  13. Часы отстают каждый день на 4 минуты. Их поставили точно. Через сколько дней часы снова покажут верное время? (Ответ: Часы должны отстать на 12 часов. Это произойдёт через 180 дней)
  14. На гладкую доску положили 2 кирпича — один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску? (Ответ: Кирпичи начнут скользить одновременно. Ведь оба кирпича давят на доску с одинаковой силой, а значит, одинаковы и силы трения, которые приходится им преодолевать) 
  15. На вопрос, почему ЕГО нельзя распилить на две соответствующие части, был дан шуточный ответ: "Это запрещено антимонопольным комитетом".  Какое слово мы заменили на ИКС? (Ответ: Диполь.  Можно и магнит)
  16. Однажды молния ударила в статую римского императора Октавиану Августа и расплавила вторую букву его имени. Жрецы, толкуя это событие, объявили ему, что после него Октавиану осталось жить всего 100 дней. На чем было основано такое заключение? ( Ответ: Вторая буква его имени -С- означает у римлян цифру 100).
  17. В одной из книг о Петре Великом говорится, что он должен был знать адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Думаем, что и вы это знаете. Что же это? (Ответ: Четыре основных математических действия: адиция – сложение; субстракция – вычитание; мультипликация – умножение; дивизия – деление)
  18. Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изображение, если он будет наблюдать его стоя?   (Ответ: Удалится от берега)
  19. Для спортивной стрельбы применялись глиняные тарелки, при стрельбе они разбивались, все поле оказывалось заваленным осколками. Что придумали, чтобы после соревнований и тренировок поле оставалось чистым? Тарелки остались, хорошо разбивались, но вот мусора не было. (Ответ: Тарелочки стали делать изо льда)
  20. Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 3 кошки за 1 минуту ловят одну мышь, значит, те же 3 кошки за 100 минут поймают 100 мышей)
  21. «Осторожно - листопад!» Почему дорожные щиты с такой надписью иногда можно увидеть близ трамвайных путей? (Ответ: Когда колёса трамвая раздавливают опавшие листья, то их сок смачивает рельсы. От этого рельсы и колёса становятся скользкими. Сила трения уменьшается, и колёса трамвая начинают скользить по рельсам)
  22. Почему в сильные морозы деревья трещат? (Ответ: В сильный холод замерзают соки в деревьях. При замерзании сок, как и вода, расширяется и разрывает при этом древесину, - трещат сучья, раскалываются стволы)
  23. Если взять веревку длиной в 12 локтей и завязать на ней узлы, разбивающие ее на 12 равных частей, то с помощью этой веревки можно построить это, натянув ее на три колышка. Считают, что именно так строили это египтяне. (Ответ: Это прямоугольный треугольник со сторонами - 5; 4 и 3. Такой треугольник называли египетским)
  24. Четырех кошек взвесили попарно во всех возможных комбинациях. Получились веса: 7 кг, 8 кг, 9 кг, 10 кг, 11 кг и 12 кг. Тогда чему равен общий вес всех четырех кошек? (Вес всех четырех кошек равен 19 кг. (Ответ: 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12) : 3 =57/3 = 19)

Объявление итогов игры.

Вручение грамот командам на закрытии декады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая математическая игра "Фортуна". Внеклассное мероприятие по математике.

Большая математическая игра «Фортуна» проводится в рамках недели математики, II и III туры проходят в актовом зале в присутствие педагогов и остальных учащихся.I тур. «Отборочный»На этот тур приглашаю...

математическая игра "Фортуна"

внеклассное мероприятие по математике...

План работы ШМО физико-математического цикла на 2016-2017 учебный год

План работы  ШМО разработан в соответствии с ообразоватльной программой школы...

Физико - математический турнир "Колесо фортуны 2016"

Физико - математический турнир "Колесо фортуны 2016" для учащихся 10-11 классов. Игра проводится между командами, содержит занимательные вопросы по математике и физике....

Призер XXIII Межрегиональной заочной физико-математической олимпиады школьников 2017 год

Призер XXIII Межрегиональной заочной физико-математической олимпиады школьников 2017 год...

Большая математическая игра "ФОРТУНА"

Большая математическая игра "ФОРТУНА". Участники: обучающиеся 5-9 классы. Можно использовать в малокомплектных сельских школах....

Достижения учеников. Летняя профильная физико-математическая школа – 2017. 7 класс. Кагарманова Д.

Достижения учеников. Летняя профильная физико-математическая школа – 2017. 7 класс. Кагарманова Д....