Технологическая карта урока на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Меньщикова Евгения Владимировна

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем»

Учитель: Меньщикова Евгения Владимировна, учитель математики МБОУ «Каменская основная общеобразовательная школа»

Предмет: математика.

Класс: 5.

Вид урока: проблемно-диалогический.

Тип урока: открытие новых знаний.

         Цели:

Предметные: открытие способа сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формирование умения делать обобщение, устанавливать аналогии, умение строить математические модели, развивать коммуникативные компетенции учащихся.

Планируемые результаты: 

Предметные: учащиеся самостоятельно выведут алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем и научатся применять его при решении заданий.

Метапредметные: умение обрабатывать информацию,  умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, умение контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, выстаивать логические цепи рассуждений с использованием знаково-символических действий (схема, таблица)

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран.

Материалы: учебник «Математика 5» Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др., презентация, раздаточный материал.

Этапы урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу.

Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. Я тоже желаю вам успешной работы. Садитесь».

Включаются в деловой  ритм работы.

2. Мотивация.

Цель: активизация умственной деятельности и подготовка к сознательному восприятию нового материала.

Мотивационная беседа.

В начале 5 класса мы выяснили, что в древности людям приходилось вести счёт плодов, животных и т.д. Какими числами они пользовались? А дальше людям пришлось делить целое на равные части. Какие числа появились тогда? Вы уже несколько уроков подряд работаете с дробными числами, а конкретно с обыкновенными дробями.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Обосновывают свои ответы.

3. Актуализация знаний.

Цель: воспроизведение знаний, умений и жизненного опыта учащихся, необходимых для овладения новыми знаниями.

Предлагает учащимся проверить, что они уже знают про обыкновенные дроби.

Вопросы:

1.Прочитайте дроби.

2.Как называется число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби?

3.Что показывает знаменатель? Числитель?

4. Назовите правильные дроби. Неправильные дроби.

5.Какая часть фигуры закрашена.

6. Расположите дроби в порядке возрастания.

7. Найдите лишнее.

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Устно решают задачи, повторяют теорию, отвечают на вопросы.

4. Введение в тему. Постановка цели и задачи урока. Формулирование проблемы.

Цель: создание проблемной ситуации и фиксация новой учебной задачи.

Мотивирует учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Рассмотрим задачу: Миша 7/60 ч решал задачу, 11/60 ч выполнял упражнение по русскому языку, 19/60 ч читал книгу. На что Миша потратил больше всего времени? Сколько всего времени он потратил на выполнение всех заданий? Насколько дольше Миша читал книгу, чем решал задачу?

Какие действия нужно выполнить, чтобы ответить на все эти вопросы?

На какой вопрос мы можем ответить? Какое действие мы уже умеем выполнять?

Чему бы вы хотели научиться на уроке? Запишите число и тему урока.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

5. Открытие нового знания.

Цель: поиск решения учебной задачи и открытие способа сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем.

Предлагает учащимся  задания, после выполнения,  которых они сами сформулируют алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

На столе у вас лежит раздаточный материал (круги, таблицы с инструкцией). Следуя инструкции выполните задания.

(Приложение 1).

Работают в парах. Следуя, инструкции выполняют задания.

6. Воспроизведение нового знания.

Цели: организация совместной деятельности, направленной на формулировку нового правила.

Организует проверку правильности выполнения задания. Предлагает учащимся самим сформулировать алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковым знаменателем. Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковым знаменателем. 

А теперь построим модель сформулированного нами правила. С помощью трёх геометрических фигур ( трёх букв а, в, с) постройте модель правила сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем.

А где можно проверить правильно ли мы сформулировали правила? Учебник стр.192-193: найдите правила. Мы с вами правильно сформулировали правила? Необходимо выписать правила записанные в буквенном виде

Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения заданий. Формулируют правила. Строят модель изученного правила.

Проверяют, правильно, ли сформулировали правила с учебником

7. Первичное закрепление.

Цель: организация правильного выполнения заданий в записи и проговаривания нового знания в речи.

А теперь вернёмся к первой задаче. Решим её вместе и правильно оформим.

Проговаривают действия и правильно записывают их в свои тетради.

8. Самостоятельная работа.

Цель: организация первичного закрепления нового правила.

Предлагает поработать с учебником: стр.194

№ 746(1 строчка), №747(1 строчка).

Дополнительное задание.

Письменно решают  номера, проверяют правильность решения.

9. Контроль формируемых умений.

Цель: выявление качества усвоения знаний.

Какую задачу мы ставили в начале урока. Как вы считаете, достигли мы результата? Давайте проверим. У вас на столах лежат карточки, в которых нужно заполнить пропуски.

 Предлагает поработать с карточками, в которых нужно заполнить пропуски и впоследствии сверить с эталоном (Приложение 2).

Самостоятельно работают с карточкой, заполняют пропуски, сверяются с эталоном.

10. Рефлексия

Цель: организация понимания ценности выполняемой деятельности.

Мотивирует учащихся на подведение итогов урока.

Закончите фразу:

Сегодня на уроке я научился …….                      

Мне было интересно ……..

Мне трудно ……..                                                  

Я понял, что ……

Оценивают свою работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Цель: пояснение особенности выполнения домашнего задания.

Предлагает на выбор домашнее задание:

1)стр.194 №746(2 строчка), №747(2 строчка), № 748;

2)написать сказку про дроби;

3)составить карточку с заданием для товарища по теме «Обыкновенные дроби»

Записывают выбранное домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1.     Математи...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс УМК Виленкин

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс УМК Виленкин, поэтапная разбивка урока, методы и формы работы, деятельность ученика и учителя, презентация...

Технологическая карта по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок закрепления знаний, умений и навыков.Форма урока с использованием элементов деятельностного метода обучения....