Применение технологии критического мышления на уроках математики
статья

Ковалева Елена Николаевна

Рассматривается структура урока с точки зрения технологии критического мышления. Показаны примеры применения элементов технологии на различных этапах уроков математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kr_mysh.docx74.51 КБ
Файл tehnologiya_kr._mysh.pptx203.72 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии критического мышления на уроках математики

Подготовила: Ковалева Елена Николаевна,

учитель математики и физики

МОУ СОШ №2

г. Хвалынск
2018

 «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы».

 Элисон Кинг.

С помощью вопроса можно получить новую информацию. Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию. Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло. Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию. Правильно заданный вопрос может подсказать ответ. С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет. 

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков.

Тема моей работы "Применение технологии критического мышления на уроках математики". Именно с помощью этой технологии можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Данная технология отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Основные черты критического мышления:

1.     Критическое мышление – мышление самостоятельное

2.     Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

3.     Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4.     Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

Развитие критического мышления в ходе обучения подразумевает определенную структуру учебных занятий. Согласно данной технологии, урок делится на 3 этапа (стадии): вызов, осмысление и рефлексия.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний учащихся и постановка целей обучения.

На этом этапе урока используются приемы, которые способствуют активации деятельности детей и пробуждают интерес к теме урока:

  • Разбивка на кластеры;
  • Чтение с остановками;
  • Свободное письменное задание;
  • Ключевые термины;
  • «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»;
  • «Дерево предсказаний»;
  • «Таблицы» (графическое представление материала);
  • Дискуссии;
  • Игры.

Приведу пример проведения игры "Верю – не верю", которую  я использовала на уроке по теме «Длина окружности» в 6 классе. Ученикам предлагается ответить на вопросы:

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

2.Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке?

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»?

5. Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»?

6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»?

7.Верите ли вы, что длина окружности и радиус окружности взаимосвязаны?

На следующем этапе урока, когда будет получена необходимая информация, дети вернутся к таблице, чтобы проверить свои ответы.

В ходе этой игры выявляется, что дети знают, что надо вспомнить, а что для них новое.  После этого предлагаю сформулировать цели урока. Главная дидактическая цель: сформировать у учащихся умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда, находить длину окружности.

При изучении темы «Ромб» в 8 классе я использовала таблицу, где надо было отметить, какими свойствами обладают данные четырехугольники, а какими нет:

Свойства

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Противоположные стороны равны

Все стороны равны

Противоположные углы равны

Все углы равны

Диагонали точкой пересечения делятся пополам

Диагонали равны

Диагонали взаимно перпендикулярны

Диагонали являются биссектрисами углов

В процессе заполнения таблицы происходит актуализация знаний свойств параллелограмма и прямоугольника, изученных на предыдущих уроках; с ромбом дети пока не знакомы, поэтому соответствующую часть таблицы заполнить пока не могут, они вернутся к ней на следующей стадии урока.  Ученики ставят цель: изучить свойства ромба, сравнить свойства разных четырехугольников.

    Таким образом, функции стадии вызова:

  •   Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  •    Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
  •   Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Второй  этап урока  называется "Стадия осмысления". Происходит получение новой информации и корректировка учеником поставленных целей обучения.

На этом этапе эффективны для использования следующие приемы:

  • Инсерт;
  • «Круглый стол»;
  • «Зигзаг»;
  • «Уголки»;
  • «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»;
  • «Таблицы»;
  • Стратегия «РАФТ» (роль, аудитория, форма, тема);
  • Дискуссии;
  • Игры.

Не все из этих приемов подходят для уроков математики. Я использую прием «Инсерт» – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста. Предлагаю детям прочитать текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки:

V - если это уже знали;

+ - если информация новая;

- - если думали иначе и не согласны;

? – если что-то непонятно, у них самих возникли вопросы.

 Можно работать в парах, а можно индивидуально.

На уроках математики на стадии осмысления хорошо подходит использование таблиц. Таблицы помогают классифицировать материал, выбирать ключевые слова и, наоборот, по ключевым словам формулировать определения, свойства, что способствует формированию и систематизации знаний.

Например, при изучении темы «Окружность» предлагаю ученикам, изучив таблицу, сформулировать геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

 «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций). На уроках, связанных с изучением свойств геометрических фигур, провожу с учениками практические работы.

Например, когда мы изучаем все ту же тему «Длина окружности», ребята с помощью бумажной линейки (она легко гнется) измеряют длину окружности и ее диаметр (я предлагала измерять дно и горлышко стаканов), убеждаются на практике, что отношение длины окружности к диаметру – это одно и то же число =3. Здесь я даю понятие числа Пи. Затем с помощью личных наблюдений учащихся делается вывод формулы длины окружности С=2ПR.

При изучении темы «Сумма углов треугольника» накануне даю задание детям принести на урок модель треугольника (или раздаю сама, но треугольники должны быть не равными), предлагаю измерить все три угла транспортиром, а затем сравнить полученные результаты. Кто-нибудь обязательно заметит, что треугольники разные и углы у них разные, а в сумме у всех получается 180°. Потом два угла отрываем, прикладываем к третьему, у всех получается развернутый угол. Это подтверждает результаты измерений.

Складывания  фигур, накладывание их друг на друга,  прикладывание, разрезание – все эти действия во многих случаях помогают обнаружить какие-то свойства. Важно уметь это увидеть и сформулировать.

Итак, функции стадии осмысления:

  • Информационная (получение новой информации по теме)
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Стадия рефлексии – размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей.

В конце урока ребятам младшего и среднего возраста можно задать следующие вопросы: Достигли ли вы своей цели на уроке? Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали? Предложить закончить предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось…

Для ребят старшего возраста хорошо предложить методический прием "ПОПС-формула":

П – позиция ("Я считаю, что…".)

О – объяснение (или обоснование): "Потому что …".

П – пример: "Я могу это доказать это на примере …".

С – следствие (или суждение): «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Итак, мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы технологии критического мышления на разных этапах урока.

Какие же УУД мы сформируем на уроке при использовании технологии критического мышления?

Личностные УУД

 Работа в парах (измерении длины окружности)

Сформированность познавательных интересов;

 Интерес к новому;

 Интерес к способу решения новой задачи.

 Регулятивные УУД

 Самостоятельно формируют цели;

 Самостоятельно обнаруживают свои ошибки и исправляют их;

Познавательные УУД

 Умение работать с текстом;

 Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы);

Коммуникативные УУД:

 Умение задавать вопросы;

 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения;

 Рефлексия своих действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

Слайд 2

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив» (В.М. Снетков)

Слайд 3

«Применение технологии критического мышления на уроках математики» Учитель математики и физики МОУ СОШ №2 Ковалева Елена Николаевна 2017 год

Слайд 4

Критическое мышление мышление самостоятельное информация является отправным, а не конечным пунктом начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить основано на убедительной аргументации

Слайд 5

Структура урока

Слайд 6

1 этап урока – «Стадия вызова» Цель: - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучения Приемы: Разбивка на кластеры; Чтение с остановками; Свободное письменное задание; Ключевые термины; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Дерево предсказаний»; «Таблицы» (графическое представление материала); Дискуссии; Игры.

Слайд 7

У рок по теме «Длина окружности» в 6 классе. Игра «верю и не верю» 1 . Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке? 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»? 5. Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»? 6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»? 7.Верите ли вы, что длина окружности и радиус окружности взаимосвязаны?

Слайд 8

Урок по теме «Ромб» в 8 классе. Заполнение таблицы Свойства Параллелограмм Прямоугольник Ромб Противоположные стороны равны Все стороны равны Противоположные углы равны Все углы равны Диагонали точкой пересечения делятся пополам Диагонали равны Диагонали взаимно перпендикулярны Диагонали являются биссектрисами углов

Слайд 9

1 этап урока – «Стадия вызова» Функции : Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 10

2 этап урока - «Стадия осмысления» Цель: - получение новой информации - корректировка учеником поставленных целей обучения Приемы : Инсерт ; «Круглый стол»; «Зигзаг»; «Уголки»; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Таблицы»; Стратегия «РАФТ» (роль, аудитория, форма, тема); Дискуссии; Игры .

Слайд 11

ИНСЕРТ – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. V - если это уже знали; + - если информация новая; - - если думали иначе и не согласны; ? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.

Слайд 12

Рисунок Понятие Используемые ключевые понятия Окружность геометрическая фигура, точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр Радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок Хорда Отрезок, точки окружности Диаметр Хорда окружности, центр окружности

Слайд 13

« Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций)

Слайд 14

Практическая работа. (Заполнение таблицы). Предмет Длина окружности (С) Длина диаметра ( d ) С/ d Дно стакана Горлышко стакана

Слайд 15

Практическая работа. (Заполнение таблицы). Предмет Длина окружности (С) Длина диаметра ( d ) С/ d Дно стакана 18 5,5 3,27 Горлышко стакана 23 7,2 3,19

Слайд 16

2 этап урока - «Стадия осмысления» Функции: Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Слайд 17

3 этап урока – «Стадия рефлексии» Цель: - размышление, рождение нового знания - постановка учеником новых целей Функция: Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса

Слайд 18

Ромашка Блума или Ромашка вопросов Шесть лепестков — шесть типов вопросов Простые вопросы . Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему 2+3=3+2?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Творческие вопросы . Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы мы не умели считать? Оценочные вопросы . Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание математики ценится высоко? Практические вопросы . Если речь идет о связи теории и практики. Как рассчитать путь от Яр Сале до Нового Порта по карте, зная масштаб карты? Как работает пылесос?

Слайд 19

Развитие критического мышления в ходе обучения подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде: Вызов Осмысление Рефлексия Цели Актуализация опыта предыдущих знаний; Активизация деятельности учащихся; Формирование мотивации; Постановка учащимися индивидуальных целей. Освоение новых знаний; Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с неизвестным; Освоение способа работы с информацией; Поддержка целей учащихся. Присвоение нового знания; Создание целостного представления (образа) о предмете изучения; Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности; Работа по оценке и самооценке развития учащихся. Приемы Разбивка на кластеры; Чтение с остановками; Свободное письменное задание; Ключевые термины; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Дерево предсказаний»; «Таблицы» (графическое представление материала); Дискуссии; Игры. Инсерт ; «Круглый стол»; «Зигзаг»; «Уголки»; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Таблицы»; Стратегия «РАФТ»; Дискуссии; Игры. « Синквейн »; Свободное письменное задание; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Дерево предсказаний»; «Таблицы»; Дискуссии; Игры. Результаты Актуализированный опыт; Активизированное знание; Сформированный мотив; Персональный отклик на информацию. Систематизированное знание; Укрепление целей, заявленных на стадии на Вызов; Персональная интерпретация новых сведений. Присвоенное знание; Сформированное целостное представление о предмете; Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Слайд 21

" ПОПС-формула " ( PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary) ) П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) "Я считаю, что…" "Потому что …". "Я могу это доказать на примере …". «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Слайд 22

Определение темы урока 1)Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком, Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком, В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность. И вдруг понял, что фигура называется …… 2) 22/7;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

«Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...

Мастер – класс "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Задачи мастер-класса:обобщить опыт работы по теме "Формирование УУД учащихся с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики";продемонст...

Мастер-класс «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цели:развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыковзнакомство с приемами работы на уроках математики по данной технологииформирование навыков построения уроков математики по раз...