Активные методы обучения (АМО) на уроках математики
статья по математике на тему

Мынькова Наталья Викторовна

    Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.  

    Существует множество теоретического материала, дидактических пособий, наглядных иллюстраций, но нет единых «рецептов» проведения уроков, организации учебно-методической деятельности учителя и учебно-воспитательного процесса в целом. Каждый должен сам строить свою работу, учитывая особенности конкретного класса и отдельных учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo_na_urokah_matematiki.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

 (ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ)

    Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.

Позиция учителя должна быть такова: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. (Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях).    

Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях). (Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике).

   

   Существует множество теоретического материала, дидактических пособий, наглядных иллюстраций, но нет единых «рецептов» проведения уроков, организации учебно-методической деятельности учителя и учебно-воспитательного процесса в целом. Каждый должен сам строить свою работу, учитывая особенности конкретного класса и отдельных учеников.

    Лично мне в этом помогает привлечение  в образовательный процесс различных форм и методов  как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

     1.     Моя роль на уроке – создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к ее решению:

  • излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение
  • предлагаю классу рассмотреть определенные явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации
  • ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования
  • даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением)
  • даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным

  2.   Стараюсь при объяснении нового материала не преподносить знания в готовом виде. Где возможно, вместо объяснения того, как делать, предлагаю учащимся самостоятельно выполнить ряд заданий и сформулировать правило по которому решали, затем уточняем формулировку, после этого читаем ее в учебнике. Бывает, что ученики справляются не со всеми предложенными заданиями, тогда помогаю им наводящими вопросами.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

     Включение мною активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

   Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

  • АМ начала урока «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. Главное «захватить» внимание учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

  • АМ  подведение итогов урока.

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 минут.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: предлагаю вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

     Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. Из опыта работы становиться очевидно, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Она может осуществляться как в небольших группах, так и в парах.

     Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.

  • Работа в парах «Ученик – ученик»

 Цель: Ученики становятся активными «творцами» нового, а не пассивными «запоминателями» их.

     Предлагаю учащимся выполнить какое – либо задание или задаю определенный вопрос по теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне или учащимся с соседней парты. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после моего объяснения и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем. Состав пар можно, конечно, менять, совсем не обязательно, чтобы это были ученики, сидящие за одной партой. Ученики могут даже перемещаться по классу, свободно выбирая себе партнеров, и работать с той скоростью, которая именно им необходима.

      Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя.

  • Работа в паре «Ученик-учитель»

     Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного.

Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.

  • Работа в малых группах «Ученик – группа»

     Дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) Особенно важно при этом обращать внимание на развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умение правильно распределять свое время. В своей практике работу в группах я использую при выполнении практических работ, задаю групповые творческие домашние задания. Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, умения применять теоретические знания предмета на практике.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

     В своей практике часто применяю фронтальную работу. Она способствует развитию мышления и речи учащихся. В ходе фронтальной работы учащиеся получают образцы рассуждений, образцы оформления записей. Они имеют возможность быстро и своевременно исправлять допущенные ошибки.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

    Самостоятельная работа учащихся т.е. их работа в отсутствии учителя или по крайней мере без обращения к его помощи в течении какого-то промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики.

    Как правило, почти на каждом уроке математики я провожу самостоятельные работы тренировочного характера для закрепления изученного, для его применения, для овладения необходимыми умениями и навыками.

    Обучающие и проверочные самостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся я подразделяю на виды:

- самостоятельные работы по образцу;

- самостоятельные работы с указанием по их выполнению;

- самостоятельные работы вариативного характера;

- самостоятельные работы повышенной сложности.

     Это могут быть также: самостоятельное воспроизведение известных учащимся выводов формул, доказательства теорем, составления таблиц и т.п., составление задач и упражнений самими учащимися, организация работы над ошибками. Кроме того, провожу и нестандартные самостоятельные работы.

     Самостоятельной работе на уроке я отвожу большую роль. В ходе её выполнения, наблюдаю за учащимися, фиксирую быстроту выполнения задания, выявляю те элементы задания, которые оказались наиболее трудными для учащихся, чтобы своевременно ответить на вопросы учеников. Сразу же после выполнения задания организуем проверку результатов и обсуждение различных способов решения.

     

    Одним из важных видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых, главным образом, для закрепления изученного. Для организации этой работы необходим четкий инструктаж о том, как и, что делать дома, как они должны работать книгой, вести работать с тетрадью и т.д.

Организация домашней работы по математике.

Учащимся можно рекомендовать следующие общие приемы:

1. ознакомиться с заданием;

2. вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;

3. прочитать и усвоить материал учебника;

4. составить план ответа.

Выполнение письменной домашней работы:

1. прочитать задания, изучить их;

2. продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь,

    если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения

    задач;

3. если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;

4. проверить тем или иным способом решения задач;

5. записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по

    математике.

     

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

    Большое внимание уделяю работе учащихся с учебником на уроке и дома. Считаю, что очень важно научить ребенка работать с книгой самостоятельно, вырабатывая умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенных идей.

    Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогично функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.

Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником:

1)  чтение текста вслух;

2)  чтение текста про себя;

3)  воспроизведение содержания прочитанного вслух;

4)  обсуждение прочитанного материала;

5)  разбиение текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом

     самостоятельно), выделение главного;

6)  самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован

     учеником при подготовке к ответу;

7)  работа с оглавлением и предметным указателем;

8)  работа с рисунками и иллюстрациями;

9)  работа над понятием, термином;

10)  составление конспекта схемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по

       учебнику.

   Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ В НЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЕ.

    Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Для создания интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности я постоянно ищу дополнительные средства. Я считаю, что каждый учитель – предметник на своих уроках, должен не только обучать конкретно какой – то науке, но учить учеников мыслить, видеть общую картину мира, использовать знания, полученные при изучении других предметов. А чтобы добиться положительного результата в этом направлении, мы должны организовать процесс обучения так, чтобы учащимся было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная задача – увлечь детей, заинтересовать.

    Может показаться, что сделать увлекательной такую точную и «сухую» науку, как математика для учащихся нематематического склада ума непросто. Но это только на первый взгляд. Существует множество способов заинтересовать учеников процессом обучения в целом и своим предметом в частности.

    Поэтому, кроме традиционных форм уроков, нередко прибегаю к урокам в нестандартной форме. Раскрою некоторые из них.

  • Урок-дискуссия

   В основе урока-дискуссии лежит обсуждение спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решений задач и т.д. В зависимости от числа участников полемики различают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. На этапе подготовки такого урока учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В начале урока обосновывается выбор обсуждаемой проблемы, выделяются ее ключевые моменты.

    В центре дискуссии стоит спор ее участников. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам не должны присутствовать в споре. По завершении дискуссии необходимо подвести ее итоги: оценивать правильность формулировки и употребление понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержения, выдвижения гипотез, культуру дискуссии.

  • Урок-консультация

     На уроке этого типа проводиться целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их умений. В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Готовятся к такому уроку и учитель, и ученик. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации. Ребята готовят вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом допускается использование не только учебника, но и дополнительной литературы. В ходе урока учитель имеет возможность увидеть динамику продвижения учащихся в изучении материала и помочь тем, кто испытывает затруднения, применив как индивидуальную, так и групповую форму работы и привлекая в качестве помощников-консультантов более подготовленных учеников.

  • Интегрированный урок

     Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование у школьников знаний об окружающем мире, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей, преодоление дисциплинарной разобщенности научного знания.

    В этой связи интегрированным уроком называют урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук. Формы его проведения самые разные: семинар, конференция, путешествие и др.

     Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

-  конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

-  конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим

   базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

-  создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

  • Урок-соревнование

    В основе этого урока лежит состязание команд при ответах на вопросы или решении чередующихся заданий, предложенных учителем, а форма проведения может быть самой разной: поединок, бой, эстафета, КВН, «Брей- ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и т.д.

    В организации и проведении урока-соревнования выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой и подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжете состязания.

  • Урок с дидактической игрой

    Речь идет об уроке, в инструкцию которого в качестве самостоятельного структурного элемента включена дидактическая игра. Основа дидактической игры- ее познавательное содержание. Она заключается в усвоении знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра имеет определенный результат, придающий ей законченность. Он вступает в форме решения поставленной задачи и оценивания действий учащихся.

    Целесообразность использования дидактической игры на разных этапах урока различна. При усвоении новых знаний ее возможности уступают традиционным формам обучения. Поэтому дидактические игры чаще применяет при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. При систематическом использовании они служат эффективным средством активизации учебной деятельности школьников.

  • Урок - деловая игра

   В процессе деловой игры моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых ищется оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, имитируется его реализация на практике. В рамках уроков применяют учебные деловые игры

Возможная структура деловой игры на уроке на уроке может быть такой:

-  знакомство с реальной ситуацией; построение ее имитационной модели;

-  постановка основной задачи командам, уточнение их роли в игре;

-  создание игровой проблемной ситуации;

-  вычленение проблемы теоретического материала; разрешение проблемы;

-  обсуждение и проверка полученных результатов;

-  коррекция; реализация принятого решения;

-  анализ итогов работы; оценка результатов работы.

    Итак, чтобы повысить эффективность уроков можно использовать различные пути и способы. Известно, что прочность и практическая значимость приобретенных знаний во многом зависит от того, насколько они применяются не только в той области, где эти знания приобретены, но и в других ситуациях.

   Представленные мною пути являются основными направлениями в повышении качества уроков математики. На своих уроках я стараюсь показать, что знание математики необходимо во всех областях, а также, что знание других предметов можно использовать в математике.

   Все это воспитывает у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширять свой кругозор.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Среди интерактивных подходов можно выделить следующие:

1. Творческие задания. Это задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, так как задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. И это помогает получить метапредметные результаты при обучении математике: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий Например, в 9 классе при изучении темы «Наглядное представление статистической информации» учащиеся определяют самостоятельно график питания учащихся класса, рацион питания семьи, меню школьной столовой , стоят диаграммы и графики, приходят к выводу о неправильной организации питания, что, скорее всего, сказывается на их учебе.

4. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Игра – самое большое и чудесное поле для свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются.

5. Социальные проекты и другие внеурочные методы обучения .Данный прием можно широко использовать во внеурочной деятельности по предмету.

6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя»). На уроках используется работа с наглядными пособиями, мультимедиа материалы (которые иногда выполняют сами учащиеся), презентации, созданные учащимися об известных ученых-математиках, о достижениях в науке. Это не только развивает творчески школьников, но и создает убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, развивает отношение к математике как элементу общечеловеческой культуры.

7. Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков

Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Материал отбирается в виде перехода от упражнения к упражнению. При обдумывании системы заданий и форм организации устного счета не исключаю учет индивидуальной подготовки учащихся, склонностей и способностей к устным вычислениям. Для организации устного счета активно привлекаю заинтересованных учащихся для составления «Цепочек» по различным темам .

8.Решение прикладных задач

Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму. К прикладной задаче предъявляю следующие требования:

- в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;

-задачи должны соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;

- способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;

- прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.

Прикладные задачи могут быть заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность. Подбор прикладных задач, дело не простое. Решение прикладной задачи тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, при изучении других предметов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.

    В настоящее время происходит переход образования на принципиально новую концепцию развития. Теперь во главу поставлен человек с его трудностями и особенностями, талантами и индивидуальностью.

   Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к школе в целом.

     Согласно системно – деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

      Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.

     В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею!»

     Сегодняшний выпускник должен хотеть и уметь познавать окружающий мир, должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком  своей собственной жизни, а это предполагает:

-  профессионализм в какой – либо определенной области деятельности

-  обладание способностью увидеть проблему

-  умение найти пути ее решения

-  умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы

Таким образом, деятельностный подход к обучению учащихся значительно повышает эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и является средством инновационного развития школы будущего.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

 (ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ)

Существует множество теоретического материала, дидактических пособий, наглядных иллюстраций, но нет единых «рецептов» проведения уроков, организации учебно-методической деятельности учителя и учебно-воспитательного процесса в целом. Каждый должен сам строить свою работу, учитывая особенности конкретного класса и отдельных учеников.

    Лично мне в этом помогает привлечение  в образовательный процесс различных форм и методов  как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

1.     Моя роль на уроке – создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к ее решению.

2.   Стараюсь при объяснении нового материала не преподносить знания в готовом виде. Где возможно, вместо объяснения того, как делать, предлагаю учащимся самостоятельно выполнить ряд заданий и сформулировать правило по которому решали, затем уточняем формулировку, после этого читаем ее в учебнике. Бывает, что ученики справляются не со всеми предложенными заданиями, тогда помогаю им наводящими вопросами.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

  • АМ начала урока «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. Главное «захватить» внимание учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

  • АМ  подведение итогов урока.

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 минут.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: предлагаю вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

Из опыта работы становиться очевидно, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

  • Работа в парах «Ученик – ученик»

 Провожу,  как и сразу после моего объяснения и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Предлагаю учащимся выполнить какое – либо задание или задаю определенный вопрос по теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно.

  • Работа в паре «Ученик-учитель»

     Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного.

Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.

  • Работа в малых группах «Ученик – группа»

     Дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) В своей практике работу в группах я использую при выполнении практических работ, задаю групповые творческие домашние задания. Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, умения применять теоретические знания предмета на практике.

 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

Самостоятельной работе на уроке я отвожу большую роль. В ходе её выполнения, наблюдаю за учащимися, фиксирую быстроту выполнения задания, выявляю те элементы задания, которые оказались наиболее трудными для учащихся, чтобы своевременно ответить на вопросы учеников. Сразу же после выполнения задания организуем проверку результатов и обсуждение различных способов решения.

Самостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся я подразделяю на виды:

- самостоятельные работы по образцу;

- самостоятельные работы с указанием по их выполнению;

- самостоятельные работы повышенной сложности.

     Это могут быть также: самостоятельное воспроизведение известных учащимся выводов формул, доказательства теорем, составления таблиц и т.п., составление задач и упражнений самими учащимися, организация работы над ошибками.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

    Большое внимание уделяю работе учащихся с учебником на уроке и дома. Считаю, что очень важно научить ребенка работать с книгой самостоятельно, вырабатывая умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенных идей.

   Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ В НЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЕ.

  Любой учитель стремиться, чтобы учащимся на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная задача – увлечь детей, заинтересовать.

    Поэтому, кроме традиционных форм уроков, нередко прибегаю к урокам в нестандартной форме.

  • Урок-консультация

     На уроке этого типа проводиться целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их умений. В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Готовятся к такому уроку и учитель, и ученик. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации. Ребята готовят вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом допускается использование не только учебника, но и дополнительной литературы. В ходе урока учитель имеет возможность увидеть динамику продвижения учащихся в изучении материала и помочь тем, кто испытывает затруднения, применив как индивидуальную, так и групповую форму работы и привлекая в качестве помощников-консультантов более подготовленных учеников.

  • Урок-соревнование

    В основе этого урока лежит состязание команд при ответах на вопросы или решении чередующихся заданий, предложенных учителем, а форма проведения может быть самой разной: поединок, бой, эстафета, КВН, «Брей- ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и т.д.

  • Интерактивное обучение

    Творческие задания, социальные проекты и другие внеурочные методы обучения. 

1.  При подготовке к НПК «Его величество – процент», «Математика на страже здоровья», учащиеся приводят задачи не только те, которые встречаются в учебниках или дидактических изданиях, но и сами составляют задачи по данной теме.

2. При подготовке к защите социального проекта о ЗОЖ, учащиеся определяли самостоятельно график питания учащихся класса, рацион питания семьи, меню школьной столовой, стоили диаграммы и графики, и пришли к выводу о неправильной организации питания, что, скорее всего, сказывается на их учебе.

3. В рамках внеурочной деятельности проводилось открытое мероприятие «Математика в профессии моих родителей». Учащиеся составляли кроссворды, презентации, выступления с докладами, сценками. Готовили рисунки, сочиняли стихи.

Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков

Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, или для закрепления и повторения изученного. Материал отбирается в виде перехода от упражнения к упражнению, при этом активно привлекаю заинтересованных учащихся для составления «Цепочек» по различным темам.

Решение прикладных задач

Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания, но решение данных задач тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, при изучении других предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения.Диспут на уроке.

Активные методы обучения.Диспут на уроке....

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"...

Активные методы обучения на моём уроке

В последние годы наблюдается тенденция к снижению уровня активности учащихся на уроках. Всё чаще, мы - педагоги, наблюдаем равнодушие со стороны учащихся к процессу обучения, низкий уровень развития п...

Мастер-класс "Применение технологии модерации и активных методов обучения (АМО) на уроках географии"

quot;Применение технологии модерациии активных методов обучения  (АМО) на уроках географии"Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально пол...

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии МБОУ «Гимназия №1»

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии ....

Статья «Активные методы обучения, применяемые на уроках технологии ,в условиях реализации ФГОС.»

Рассказано о методах обучения ,какие методы являются активными методами ,применяемыми на уроках тежнологии ,как применяются на уроках технологии активные методы обучения....

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...