Статья на тему: "Применение современных информационных технологий на уроках математики"
статья по математике по теме

Хаматова Гульнара Раисовна

Информационные технологии являются одним из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой учащийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Практика показала, что использование ИКТ помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом возрастных особенностей детей, их уровня обученности. Использование компьютерной техники на уроках математики способствует развитию творческих, исследовательских способностей учащихся, способствует развитию познавательной деятельности учащихся и повышению интереса к изучаемому предмету в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных информационных технологий

на уроках математики

Информационные технологии являются одним из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой учащийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, использование на уроках математики компьютерных обучающих программ, тестирований, моделирований и презентаций позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Применение информационных технологий повышает познавательный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к самой свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер, ноутбук, планшет и т.д.

Использование информационных технологий в обучении позволяет:

- сделать обучение интересным за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся;

- сделать обучение увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использование мультимедийных возможностей современной компьютерной техники;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его понятным и доступным для каждого;

- свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных, благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютерная техника позволяет фиксировать результаты (в том числе без выставления оценки), корректно и непредвзято реагирует на ошибки, что способствует бесконфликтному процессу обучения;

- самостоятельно анализировать и справлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, разработка проектов, презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Сегодня практически все учителя-предметники используют информационные технологии в обучении. Я дума, в каждой современной школе компьютерная техника все шире и шире используется не только на уроках информатики, но и на всех остальных уроках. В своей педагогической практике наряду с традиционными методами, я тоже использую информационные технологии обучения на различных типах урока и на различных этапах урока.

Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: устная работа, изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Вот, например, устная работа является одним из важнейших этапов урока. Во-первых, во время устной работы можно выяснить, уровень усвоения материала; во-вторых, можно подготовить учащихся к восприятию нового материала; в-третьих, это удобная форма закрепления и организации повторения. При организации устной работы я использую тренажеры-программы, созданные мной или при помощи старшеклассников.

Любой урок невозможно представить без четко сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также целополагания на каждом отдельном этапе урока. Как правило, для всего этого используется обычная классная доска. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал. Расположить его в нужном порядке и использовать неоднократно, имея возможность внести необходимые изменения в любой момент. Мультимедийная презентация дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства (анимацию, звук, цвет), способствующие более глубокому и осознанному усвоению материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Современные учащиеся должны не только использовать информационные ресурсы, но и научиться самостоятельно представлять и структурировать свои знания. Проект компьютерного доклада по определенной теме, который учащиеся должны подготовить сами, позволяет углубить и закрепить свои знания, повысить уровень овладения умениями и навыками, главным из которых будет способность собрать и организовать подробную информацию (исследовательский метод работы), а также способность критически осмыслить полученную информацию. Например, при прохождении темы в 8 классе «Квадратные уравнения» учащиеся работали над различными проектами: составление интерактивных кроссвордов, программ для быстрого вычисления корней квадратного уравнения в МX Exsel; мультимедийные презентации, интерактивные тесты и т.п. Также актуальны разработанные детьми проекты по геометрии и началам анализа.

Практика показала, что использование ИКТ помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом возрастных особенностей детей, их уровня обученности. Использование компьютерной техники на уроках математики способствует развитию творческих, исследовательских способностей учащихся, способствует развитию познавательной деятельности учащихся и повышению интереса к изучаемому предмету в целом. Результатом являются высокие достижения моих учащихся на математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Информационные технологии, конечно, не заменят учителя на уроке, но они создают новые возможности для повышения качества обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке математики в современной школе.

Статья посвящена использованию современных информационных технологий на уроках математики. Приведен сценарий урока в 7 классе по теме "Линейная функция, ее свойства и график" с использованием УМК...

Использование современных информационных технологий на уроках математики

Одно из требований, предъявляемых к современному человеку - высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, широкий кругозор, умение грамотно работать с любой информацией, использов...

ПРОЕКТ "«Использование современных информационных технологий на уроках математики»

Этот проект я создавала на курсах повышения квалификаций. Основной продукт проекта ссылки на сайты, в которых можно найти полезные материалы для проведения уроков математики по теме "Делимость чисел" ...

Статья по теме применения информационных технологий на уроках математики

Статья для учителе по использованию ИКТ на уроках...

Выступление на педсовете по теме «Применение современных образовательных технологий на уроках математики»

Выступление на педсовете по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках математики"...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....