Математическая игра
методическая разработка по математике (6 класс) по теме

Лядская Наталья Александровна

Расширяет знания обучающихся, развивает познавательный интерес, интеллект.
Формирует дружеские товарищеские отношения, умение работать командой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_igra_avtoralli.doc648.5 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Лядская Н.А., МОБУ СОШ 31 Таганрог.

Разработка внеклассного мероприятия для 6 класса.

Учебник «Математика 6 класс». Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеев.

Математическая игра «Авторалли». 6 класс.

Цели игры
- Расширить знания обучающихся, развивать познавательный интерес, интеллект.
- Формировать дружеские товарищеские отношения, умение работать командой.

Оформление

- Для оформления классной доски. Рисунки к задачам про туриста, про футболиста, задача Герона   Александрийского, задачи к разминке, конкурсу «Проверка наблюдательности». Папка «Сканер».

- Два «круглых» стола для команд. Класс делится на две команды. (Если класс большой можно сформировать 3 команды, внеся изменения в игру).

Оборудование

- Карточки с заданиями командам к конкурсу «Авторалли».

- Набор карточек к конкурсам «Собери квадрат», «Собери кленовый лист», «Какая тыква тяжелее», задача про коз и капусту, круглые фишки.

- Карточки с рисунками машин, которые учитель выдает в качестве очков за решенные задачи. Пригласить к сотрудничеству родителей – напечатать множество карточек на цветном принтере. Стр. 10-11.

- Компьютер, проектор, презентация.

Время

2 урока по 40 мин.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя. Приветствие членов жюри (2 ученика из 10 класса). Слайд 2.

2. Представление команд. Слайд 2, как сопровождающий фон.

    Переходя к разминке щелчок ПКМ, черный экран.

3. Разминка – авторалли, стр. 3.  Карточки-задания для команд стр. 5-6.

   Все 9 заданий выдаются команде одновременно. Время работы 10 мин. + 5 мин. Обзор правильных решений (презентация).

   Внутри команды задания распределяются между игроками. Учителю проконтролировать распределение задач по «силам» обучающихся.  

   Сбор решений выполняют члены жюри. Один член жюри работает с первой командой, второй с другой. За каждое верно выполненное задание команда зарабатывает рисунок-автомобиль. Освободившиеся игроки команды перераспределяются и начинают работать над другой задачей в других микрогруппах.  

   Проверка решений, просмотр слайдов 3-12. Слово для комментирования предоставляется командам по очереди. За оригинальные решения, отличные от представленных на слайдах, поощрительный балл (автомобиль).

   После проверки щелчок ПКМ, черный экран.

4. Блиц – турнир (стр. 4). Вопросы задаются командам по очереди. За верный ответ балл: автомобиль. Нет ответа, переход хода. Есть возможность заработать лишний автомобиль команде соперников.

Физкультминутка автогонщика. Автомобилей у нас теперь много. Покатаемся.

Учитель показывает движения. Первые упражнения выполняем, сидя на стуле.

  • Рулим… Движения, имитирующие движение рук водителя на крутых виражах трассы.
  • Нажимаем на педали… (ноги вытянули вперед, движения, имитирующие движения ступней при резком нажатии на педали). Газ…Тормоз…(повторяем)
  • Пошел дождь. Наши глазки следят за движением дворников…
  • А теперь наши глазки превращаются в фары… Правый поворот… Левый поворот… (повторяем) Подмигиваем. А теперь остановка. Аварийный сигнал…
  • Выходим из машины, встаем со стула. Потягиваемся, выпрямляя уставшую спину.
  • Меняем колесо. Присели на левое колено… Присели на правое колено…
  • Обошли вокруг машины (вокруг стула). Улыбнулись другу, сели обратно в автомобиль.

5. Конкурс смекалистых. Десять задач одновременно выдаются командам.

Размножить девять задач: листы 7-8. Десятая задача с козами: файл «Задача с козами».

Решив задачу, команда зарабатывает автомобиль. Организация работы аналогично п. 3.

Проверка решений, просмотр слайдов 13-22, комментирование командами решений. За оригинальные решения, отличные от представленных на слайдах, поощрительный балл (автомобиль).

   После проверки щелчок ПКМ, черный экран.

6. Конкурс: домашние задачи, стр. 9. Четыре задачи из учебника «Математика» 6 класс Л.Г. Петерсон. Эти задачи были предложены командам в качестве домашней работы. Внутри команд дети должны сделать выбор: кто сможет достойно представить любую из этих задач.

             Для четырех задач нарисованы рисунки на обычных альбомных листах. Папка «Домашние задачи». Листы разложены на столе, рисунком вниз. Два участника от каждой команды тянут жребий, две задачи. Прикрепляют магнитами рисунки своих задач на доску, оформляют решение мелом на доске.

7. Одновременно командам выдаются Геометрические головоломки, стр. 12. Если с этими заданиями команды справятся быстрее, чем будут готовы дом. задачи на доске, то выдаю свободным игрокам команд дополнительное задание с тыквой.

   

   Защита домашних задач. Особо отмечается вариативность решения, т.е. если игроки предложат не один способ решения. Конечно, предлагая такие задачи, на предыдущих уроках рассмотрены подобные с различными вариантами решений (алгебраический способ, арифметический).

Физкультминутка автогонщика.

    Обзор решений для геометрических головоломок, задача с тыквами. Слайды 23-26.

8. Подведение итогов (подсчет выигранных автомобилей), награждение.

9. Веселый конкурс. Проверка наблюдательности.

    Из 5 картинок составляется коллаж. Папка «Сканер». Картинки «Проверка наблюдательности»

    Приглашаются по одному участнику от команды. Две минуты рассматриваем коллаж, стараясь запомнить каждую деталь, каждую мелочь.

    А теперь повернитесь лицом к классу и ответьте на мои вопросы. Отвечает игрок команды-аутсайдера. Игрок победившей команды дополняет, если ответа на вопрос не будет.

  • Какой номер на майке у штангиста? Какого цвета майка? Цвет пояса?  Какая обувь у спортсмена? Прическа, мимика лица? Опишите подробно, что представляет штанга?  
  • Сколько пуговиц на кителе у капитана Врунгеля?  Что во рту? Сколько колец дама выходит из трубки? Прическа…(не видна, т.к. на голове у него фуражка).  С какой скоростью бежит капитан. Переведите эту скорость в км/ч.
  • За кем бежит капитан? (за кенгуру). Что у кенгуру в сумке? (мяч)
  • Какого цвета майка у мальчика, сидящего за компьютером? Что у него во рту?  Какого цвета обувь у мальчика? Что показывает монитор? Найдите корень этого уравнения.
  • Что еще нарисовано на рисунках? Сколько бревен (по высоте) в стене дома? Какое отопление? (печное). Печь топится? Сколько окон видно на рисунке? (только дверь)

Разминка.    Авторалли.

1. Вите Малееву надо успеть прийти до звонка в школу Ш из дома Д. По какому пути он придет  

                                   быстрее DАШ или DБВГКМШ?   (одинаково)

 

4.  В открытую прямоугольную бочку налита вода, на первый взгляд, до половины.  Как  убедиться, что это не так?    (наклонить)                                                                                                    

5. Может ли в каком-либо месяце быть 5 понедельников и 5 четвергов? (нет)

6. Дана дробь  . Какое число нужно прибавить к обоим числам этой дроби,

   чтобы она обратилась в  ?     (2)  

7.  Имеется запись: 5*683 < 506*1 (звездочкой отмечены пропущенные цифры). Какие это цифры?

                         B.  0, 9

8. Сколько треугольников на чертеже?        D. 12.

10 . Какая часть квадрата закрашена?  

                                                                      Блиц – турнир.  

1. У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга - три килограмма ваты. У кого

                                                                                                              груз тяжелее? (одинаков).
2.  Ведро со снегом принесли в комнату в 9 ч утра. Снег полностью растаял через полчаса.

                                                                                          Сколько времени таял снег? (0.5 часа).
3. Разделить полсотни на половину. (100)

4. Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (пойдет 8-й).

5. Как называют сотую часть числа? (процент)

6. Сколько земли в дыре глубиной 2 метра, шириной 2 метра и длиной 2 метра?  (8 м3)

7. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (одинаково)

8. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько играл каждый? ( 4 часа)

9. Что это может быть: 2 головы, 2 руки и 6 ног, а в ходьбе только 4? (Всадник на лошади)

10.Назвать пять дней недели, не называя этих дней. (Сегодня, завтра, вчера, позавчера, послезавтра)

11. Портной имеет кусок сукна в 16 аршин, от которого он отрезает ежедневно

      по 2 аршина. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? Ответ: 7 дней.

12. За сколько минут будет распилено семиметровое бревно, если за одну минуту

      отпиливать один метр? (6 минут.)

13. Отцу 31 год. Сыну 9 лет. Когда сын будет старше отца в 2 раза? (никогда)

14.  На уроках физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1м. друг от

       друга. Вся линейка растянулась на 25м. Сколько было учеников? (26 учеников).

15. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?         (40 десятков)

16. Отец каждый раз в день рождения дочери клал в копилку 1 рубль. К 16-ти годам в копилке оказалось всего 5 рублей. Как это объяснить? Ответ: она родилась в високосный год 29 февраля.

17. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили Сколько углов стало у крышки? (5)

18.  Какое целое число делится (без остатка) на целое число, отличное от нуля?          (0)

19. На какое число нужно разделить 2, чтобы получилось 8? Ответ: на 1/4

20. Андрей живет на пятом этаже, а Костя живет в том же доме, но вдвое выше, чем Андрей. На каком этаже живет Костя? (на 9 этаже).

21. В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но конечно , значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы, (одинаково)

22. Два самолёта движутся навстречу друг другу со скоростями 900 км/ч и 1000 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут самолёты за час до встречи? Ответ: 1900 км.

23. Что больше сумма или произведение десяти чисел: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.   (сумма больше, т.к. произведение равно нулю)

24. Какие цифры не изменятся, если их перевернуть? (0,8,3)

25.Некий древний грек родился 7 января 40 года до нашей эры, умер 7 января 40 года

    нашей эры. Сколько лет он прожил? (79 лет.)

26. Двенадцатый месяц у нас называется "декабрь". Это слово происходит от греческого "дека" -десять. Отсюда также слово "декалитр"- 10 литров, "декад" - 10 дней. Выходит, что месяц декабрь носит название "десятый"? Чем объясняется такое несоответствие?
(раньше новый год начинался с марта)

27. Вам, наверное, знакома басня И.А. Крылова "Волк и ягненок". Автор утверждает:

      "У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим". Внимание, вопрос! Какое число встречается и как оно переводилось у народов?
(тьма, очень много).

28. Часы показывают ровно 5 часов дня. Какое время было 8 часов назад? (9 часов утра.)

29. Врунгель погнался за кенгуру, в сумку которого попал мячик. Кенгуру делает в минуту 70 прыжков, каждый прыжок 10 м. Капитан Врунгель бежит со скоростью 10 м/с. Догонит ли он кенгуру? (Не догонит.)

30. В каком случае 19 + 15 = 10 (7 ч + 3 ч = 10 ч)

31. Сосчитайте за 1 минуту сколько всего ног имеют два жука, три паука, два ужа, три чижа?

                                

1. Вите Малееву надо успеть прийти до звонка школу Ш из дома Д. По какому пути он придет  быстрее DАШ или DБВГКМШ?  

1. Вите Малееву надо успеть прийти до звонка школу Ш из дома Д. По какому пути он придет  быстрее DАШ или DБВГКМШ?

   

2. Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть каждых суток танцевала, шестую часть пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

2. Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть каждых суток танцевала, шестую часть пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

3. Малыш может съесть 600 г варенья за 6 минут, а Карлсон - в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

3. Малыш может съесть 600 г варенья за 6 минут, а Карлсон - в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

4. В открытую прямоугольную бочку налита вода, на первый взгляд, до половины.  Как  убедиться, что это не так ?

4. В открытую прямоугольную бочку налита вода, на первый взгляд, до половины.  Как  убедиться, что это не так ?

5.  Может ли в каком-либо месяце быть 5 понедельников и 5 четвергов?

 5. Может ли в каком-либо месяце быть 5 понедельников и 5 четвергов?

6. Дана дробь. Какое число нужно прибавить к обеим числам этой дроби, чтобы она обратилась        в?

6. Дана дробь. Какое число нужно прибавить к обеим числам этой дроби, чтобы она обратилась        в?

7.  Имеется запись: 5*683 < 506*1 (звездочкой отмечены пропущенные цифры). Какие это цифры?

7.  Имеется запись: 5*683 < 506*1 (звездочкой отмечены пропущенные цифры). Какие это цифры?

8. Сколько треугольников на чертеже?

       A. 9;      B. 10;      C. 11;      D. 12.

9. Какая часть квадрата закрашена?      А.

8. Сколько треугольников на чертеже?

       A. 9;      B. 10;      C. 11;      D. 12.

9. Какая часть квадрата закрашена?   А.

Задания для конкурса смекалистых.

1. Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 сек и за 15 сек проходит мимо телеграфного столба. Вычислить длину поезда и его скорость.

1. Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 сек и за 15 сек проходит мимо телеграфного столба. Вычислить длину поезда и его скорость.

3. В классе 36 человек. Мальчиков из них на 3 человека больше, чем девочек. Сколько в классе мальчиков и девочек?

3. В классе 36 человек. Мальчиков из них на 3 человека больше, чем девочек. Сколько в классе мальчиков и девочек?

4.  Найти устно сумму 20 чисел:         

          0,1 + 0,2 + 0,3 + ... + 1,8 + 1,9 + 2.

4.  Найти устно сумму 20 чисел:         

          0,1 + 0,2 + 0,3 + ... + 1,8 + 1,9 + 2.

5. Если число 12 345 679 умножить на 9, то получится 111 111 111. На какое число нужно умножить 12 345 679, чтобы получилось число, записанное с помощью девяти пятерок?

5. Если число 12 345 679 умножить на 9, то получится 111 111 111. На какое число нужно умножить 12 345 679, чтобы получилось число, записанное с помощью девяти пятерок?

6. Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедов, и всего 50 колес. Сколько было машин и велосипедов?

6. Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедов, и всего 50 колес. Сколько было машин и велосипедов?

7. Сколько нулей в конце записи числа, выражающего произведение

 1

7. Сколько нулей в конце записи числа, выражающего произведение

 1

8. Масса полного бидона с молоком 7 кг, а наполненного наполовину 4 кг. Какова масса бидона?

8. Масса полного бидона с молоком 7 кг, а наполненного наполовину 4 кг. Какова масса бидона?

9. Винни-Пух пошел в гости к Пятачку. Помогите Винни-Пуху найти кратчайший путь от своего дома "А" до дома Пятачка "К". Числа обозначают время движения (в минутах) от пункта до пункта. Перечислите пункты, через которые пойдет Винни-Пух и подсчитайте время, которое он затратит на весь путь.    

 

9. Винни-Пух пошел в гости к Пятачку. Помогите Винни-Пуху найти кратчайший путь от своего дома "А" до дома Пятачка "К". Числа обозначают время движения (в минутах) от пункта до пункта. Перечислите пункты, через которые пойдет Винни-Пух и подсчитайте время, которое он затратит на весь путь.

   

2. Число 21181315615106  получается, если в некотором       слове заменить буквы на их номера в алфавите. Какое это слово?

А б в г д е  ё  ж з и  й  к  л  м  н  о  п  р  с  т  у  ф  х  ц  ч ш щ ъ ы ь э ю я

2. Число 21181315615106  получается, если в некотором       слове заменить буквы на их номера в алфавите. Какое это слово?

А б в г д е  ё  ж з и  й  к  л  м  н  о  п  р  с  т  у  ф  х  ц  ч ш щ ъ ы ь э ю я

Ответы. Станция «смекалистых».
1. Скорость 15 м/с, длина поезда 225м.

Решение оформляем мелом на доске.

Обозначим длину поезда х.  

Решим задачу с помощью пропорции.

2. Уравнение.

3.Задача не имеет решения.
4. (0,1 + 2) · 10 = 21.

5. 45
6. 5 машин, 15 велосипедов
7. 3 нуля
8. 1 кг

9. А-Б-Е-Д-З-К, 60 минут = 3600 сек.
10. Задача с козами

Задачи для дом. работы.

1.  Из бака, наполненного доверху водой, вылили сначала 60% всей воды, а затем еще 25% остатка. Сколько процентов всей наполнявшей бак воды осталось?

1. Из бака, наполненного доверху водой, вылили сначала 60% всей воды, а затем еще 25% остатка. Сколько процентов всей наполнявшей бак воды осталось?

2. Герон Александрийский (I в. до н.э.)
Из-под земли бьют четыре источника. Первый заполняет бассейн за 1 день, второй - за 2 дня, третий - за 3 дня, четвертый - за 4 дня. За сколько времени заполнят бассейн четыре источника вместе?

2. Герон Александрийский (I в. до н.э.)
Из-под земли бьют четыре источника. Первый заполняет бассейн за 1 день, второй - за 2 дня, третий - за 3 дня, четвертый - за 4 дня. За сколько времени заполнят бассейн четыре источника вместе?

3. Средний возраст одиннадцати игроков футбольной команды 22 года. Во время матча один из игроков получил травму и ушел с поля. Средний возраст оставшихся игроков стал равен 21 году. Сколько лет футболисту, получившему травму?

3. Средний возраст одиннадцати игроков футбольной команды 22 года. Во время матча один из игроков получил травму и ушел с поля. Средний возраст оставшихся игроков стал равен 21 году. Сколько лет футболисту, получившему травму?

4. Весёлый турист пешком отправился на слёт. В первый день он прошел пути, во второй день он прошел остатка, в третий день турист прошел нового остатка. В результате туристу осталось пройти 32 км. Сколько километров от дома туриста до места слёта?

4. Весёлый турист пешком отправился на слёт. В первый день он прошел пути, во второй день он прошел остатка, в третий день турист прошел нового остатка. В результате туристу осталось пройти 32 км. Сколько километров от дома туриста до места слёта?

Домашнее задание.              
1. 30 %
2.
                           
3. 32 года
4. 108 км

  Рисунки с сайтов              http://cliparty.by.ru/animated/transport/index.shtml

                                                http://www.lenagold.ru/fon/clipart/a/avto.html

                                                 Геометрические головоломки.

1.  Из четырех стрелок собрать кленовый лист. Для тех, кто «зависнет», можно предложить визуальную подсказку (папка «Сканер» лист 1)   2.  Подберите лоскутки так, чтобы получился квадрат.              Ответ 1.                                                            Ответ 2.

           

3. Как расположить на плоскости стола несколько фишек, чтобы каждая из них касалась ровно трёх других?                                                            Ответ:  

Показав решение головоломок в презентации, можно листы с решениями повесить на доске (для дополнительного осмысления). Чтобы заинтересовавшиеся ученики могли дольше рассматривать визуальное решение. Папка «Сканер» рисунки: лист 2, решение 1 решение 2. Рисунки из папки можно распечатать на принтере.

                                  Дополнительное задание.

Можно распечатать 2 рисунка из папки «Сканер» или напечатать 2 карточки:

 Какая тыква тяжелее? 

 

Какая тыква тяжелее? 

Литература, Internet-сайты

  • Учебник «Математика 6 класс». Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеев.
  • Стихотворение о математике. М. Борзаковский

      http://www.mathem-poem.narod.ru/nach/o_mat/1mat.htm

  • Журнал «Квант». Квант для младших школьников. Номер 03, 1978, номер 04, 1986.

      Журнал Квант (номер 03, 1978) page 0043               

      Журнал Квант (номер 04, 1986) page 0029

http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2002/02/ZANIMAT7/ZANYATIE9.HTM

http://center.fio.ru/som/RESOURCES/FILIPPOVMA/2002/01/ZANIMAT3/ZANYATIE5.HTM

http://center.fio.ru/som/RESOURCES/FILIPPOVMA/2002/01/ZANIMAT2/ZANYATIE4.HTM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...

Математическая игра "Математический бой".

Математическая игра для 7 класса, проводимая в рамках "Недели математики"...

Математическая игра для учащихся 6-7 классов "Математическая регата"

Уважаемые коллеги.Предлагаю Вашему вниманию презентацию к игре "Математическая регата". Данная игра может быть проведена для учеников 6-7 классов в рамках декады математики. В игре принимают участие 3...

Математическая игра "Математический калейдоскоп" (5 классы)

Цель игры: развивать интерес к математике, расширить умственный кругозор обучающихся, повысит их общую культуру....

Сценарий математической игры «Поле математических чудес».

Представлен сценарий математической игры «Поле математических чудес» для разновосрастной группы 12-14 лет....