Решение олимпиадных задач. 8 класс
рабочая программа по математике (8 класс) на тему

Маркова Татьяна Валерьевна

Рабочая программа учебного курса по математике в рамках внеурочной деятельности для 8 класса "Решение олимпиадных задач по математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8l_olimpiadnye_zadachi.docx51.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Администрация города Дубны Московской области

Управление народного образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,

ЛИЦЕЙ № 6 ИМЕНИ АКАДЕМИКА Г.Н. ФЛЁРОВА (ЛИЦЕЙ №6)

141986 г. Дубна, Московская область, ул. Понтекорво,16, тел/факс: 3-02-91, е-mail: school6@dubna.ru

«УТВЕРЖДАЮ»                

Директор лицея                        

_______________

Приказ от 30.08.2018 № 1.159        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по геометрии для 8Л класса

РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ

Внеурочная деятельность

Учитель высшей категории

Т.В.Маркова

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  для 8 Л  класса разработана на основе основной образовательной программы лицея №6 и авторской программы Решение олимпиадных задач по математике. Составлена на основе программы курса “Решение олимпиадных задач” Е.Г.Конновой. Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. 5-8 класс. Под. ред. Ф.Ф.Лысенко. -  Росто-на-Дону: Легион; 2010.

Оной из важнейших задач образования является развитие способностей учеников. Ее решение имеет для общества огромное социальное и экономическое значение. Успешное развитие способностей возможно лишь на основе полноценных знаний, одним из основных качеств которых являются полнота и глубина, оперативность и гибкость. Способности формируются и развиваются в процессе выполнения определенной системы упражнений, особую роль в которых играют математические задачи на уроках и во внеурочной деятельности. Занятия могут посещать все учащиеся класса с любым уровнем подготовки.

Целью занятий данного курса «Решение олимпиадных задач» является повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих задач:

•        развивать у учащихся способность решать определенную задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);

•        развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);

  • развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
  • развивать учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
  • развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
  • развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
  • формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач.

В соответствии с учебным планом школы на 2018 - 2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 часа в неделю).

При отборе и построении содержания программы курса внеурочной деятельности в основу положены следующие дидактические принципы:

  • научности, согласно которому представленный в программе факультативных занятий материал должен соответствовать современным научным представлениям, в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т. д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень;
  • преемственности и перспективности, согласно которому обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учетом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;

        практической направленности, который ориентирует на подготовку учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни;

        творческого обучения, который предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;

психологической комфортности, в соответствии с которым необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.

Методологическую основу организации дополнительных образовательных услуг «Математика после уроков» обеспечивает личностно-деятельностный подход, который признает центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В процессе обучения предполагается учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Формы и методы проведения занятий

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т. п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.

На дополнительных занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина и др.

Учащиеся должны работать как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.

Ожидаемые результаты

К концу обучения учащиеся 8 класса могут:

  • использовать различные способы записи чисел;
  • решать определенную задачу несколькими .способами и находить среди них наиболее простые, эстетически привлекательные и оригинальные;
  • решать нестандартные и занимательные задачи;
  • использовать рациональные приемы вычислений;
  • вести грамотные рассуждения;
  • не оперируя реальными объектами, с помощью воображения проводить необходимые действия с геометрическими объектами;
  • вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных, составлять закономерности;
  • видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке;
  • расшифровывать и выполнять знакомые математические фокусы;
  • разрабатывать выигрышные стратегии при игре в шашки и в домино;
  • планировать свои действия и прогнозировать их результат;
  • применять полученные знания в реальной жизни.

В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы по математике.

Личностными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Метапредметными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

4) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

5) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

6) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

2) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

4) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера..

Для получения информации об уровне усвоения данного курса слушателям элективного курса предлагается создание портфолио по всем темам курса, а также участие в олимпиадах и других математических мероприятиях.

СОДЕРЖАНИЕ УЕБНОГО КУРСА

Четность:        свойства четности м доказательством, решение задач на чередование, разбиение на пары, игры-шутки (где результат зависит от начальных условий).

Задачи на проценты и части:        задачи на проценты, задачи на проценты на составление уравнений, банковские проценты.

Принцип Дирихле:        понятие о принципе Дирихле, решение простейших задач на принцип Дирихле, принцип Дирихле в задачах с геометрической направленностью.

Раскраски:        знакомство с идеей раскрашивания (нумерования) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей, решение задач с помощью идеи раскрашивания.

Делимость:         задачи на десятичную запись числа, задачи на использование свойств делимости, делимость и принцип Дирихле.

Конструктивные задачи:         равновеликие и равносоставные фигуры, геометрические головоломки, задачи на составление примера, контрпримера, задачи на переливания.

п/п

Содержание раздела

(темы)

Кол-во часов

Выполнение практической части программы

Формы контроля

лекция

практикум

тест

собеседование

1

четность

7

1

5

1

2

задачи на проценты и части

5

4

1

3

принцип дирихле

6

1

5

4

раскраски

5

1

4

5

делимость

4

1

3

1

6

конструктивные задачи

7

5

1

1

ИТОГО

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Решение олимпиадных задач по физике" (8-9 класс)

В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффектно учить «всех всему». Программа "Решение олимпиадных задач по физике" предоставляет максимально широ...

ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-мет...

Решение олимпиадных задач 5-11 классы

Решение олимпиадных задач 5-11 классы...

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...

ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса

Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8 «Решение олимпиадных задач» Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стан...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие36-38. Решение олимпиадных задач

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Решение олимпиадных задач 7 класс.

Решение олимпиадных задач в рамках подготовки учащихся к школьному и районному уровню Всероссийской олимпиады школьников по математике...