«Построение фигур по координатам»
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Урок предназначен для учащихся 6 класса и представляет собой захватывающий урок-экскурсию в Пулковскую обсерваторию.

Тип урока: интегрированый.

Презантация: «Построение фигур по координатам. Урок-экскурсия в Пулковскую обсерваторию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_pulkovskaya_observatoriya.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики.

Класс: 6.

Тема урока: «Построение фигур по координатам»

Цель урока: показать практическое применение научных знаний для развития общества (применение координат в географии, астрономии, современной навигации).

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить формировать умение объяснять и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат на плоскости («координатная плоскость», «ордината», «абсцисса», «оси координат») ;
  • продолжить формирование навыка построения  на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам; учить определять координаты точек.

Воспитательные:

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
  • показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик;
  • воспитание петербуржца, любящего свой город.
  • воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция представлений об окружающем мире;
  • расширение и обогащение словаря учащихся через ведение новых слов и понятий;
  • формирование  целенаправленных видов деятельности;
  • развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;
  • развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

Тип урока: интегрированный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор,  инструменты для построения (линейка, угольник, карандаш, ластик),  карточки с заданиями,

ЦОР: презентация  «Построение фигур по координатам. Урок-экскурсия в Пулковскую обсерваторию»

Ход урока:

     I . Организационный момент.

Учитель сообщает учащимся, что сегодня у них будет не простой урок, а урок-экскурсия в Пулковскую обсерваторию (слайд №1)

Вопрос учащимся.

Объясните  значение слова «обсерватория»?

Обсерватория (позднелат. observatorium, от лат. observo — наблюдаю), учреждения, производящие астрономические и геофизические (магнитные, гидрометеорологические, сейсмические и др.) наблюдения и исследования.

Вопрос учащимся.  

Как вы думаете, почему мы  проводим сегодня урок математики в Пулковской обсерватории?

В обсерватории  изучают звёзды, созвездия, космически объекты (метеориты, кометы…)  Все эти объекты имеют координаты. Мы учились  на уроках определять координаты точек, строить фигуры на плоскости по заданным координатам.  При астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

Наш путь  займёт примерно 20 мину от окраины Санкт-Петербурга до Пулковских высот, где расположена Пулковская обсерватория . Давайте повторим  основные понятия по теме «Координатная плоскость», а затем я расскажу вам немного об истории обсерватории.

     II. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

  1. Математический тест.

Задания учащиеся выполняют в тетрадях («путевых блокнотах»). Учитель знакомит учащихся с условными обозначениями ответов на вопросы теста.

Математический тест (слайд №2)

Условные обозначения: «да» -            ,       «нет» -           .

1) Плоскость, на которой задана система координат, называется координатной плоскостью.

2) Координатные четверти нумеруются по часовой стрелке.

3) Точку пересечения координатных прямых называют началом координат.

4) Горизонтальная ось  координат называется осью ординат.

5) Ось  х  называется осью абсцисс.

6) Вторая координата точки называется ординатой.

7) Если точка лежит на оси ординат, то её первая  координата равна нулю.

8) Если точка лежит на оси ординат, то её первая координата равна нулю.

9) Точка А (0; 1)  лежит на оси абсцисс.

10) На  координатной плоскости можно найти две различные точки, имеющие одинаковые координаты.

11) Если точка М имеет координаты (1; 1), то точка Р,  симметрична ей относительно оси ординат, имеет координаты (-1; 1).

12) Если точка А имеет координаты (2; 3), то точка В,  симметрична ей относительно оси абсцисс, имеет координаты(2; -3).

13) Если точка А имеет координаты (1; -2), а точка В координаты (-1; -2), то они симметричны относительно оси ординат.

После выполнения  задания проверка проводится по слайду (слайд №3).

Учащиеся проводят самопроверку, выставляют  себе отметки, пользуясь данной шкалой.

Отметка «5» ставиться, если ученик выполнил все задания без ошибок.

Отметка «4» ставиться, если ученик выполнил задание, допустив 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик выполнил задание, допустив  3-4 ошибки.

Отметка «2» ставиться, если ученик допустил 5 и более ошибок.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  1. Рассказ учителя о Пулковской обсерватории сопровождается показом слайдов  

(слайд №4 и №5)

Слайд №4. «Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук» - основная астрономическая обсерватория Российской академии наук, располагается в 19 километрах к югу от центра
Санкт-Петербурга на Пулковских высотах (75 метров над уровнем моря).

Слайд №5. Из истории обсерватории

В 1827 году Петербургская Академия наук приняла решение о создании  астрономической обсерватории. Это решение было одобрено Николаем I.

Закладка обсерватории состоялась 21 июня (3 июля) 1835 года, а торжественное освящение оконченных зданий — 7 (19) августа 1839 года.

Первоначально было построено здание обсерватории с тремя башнями и 2 дома для проживания астрономов.

Первым директором стал Василий Яковлевич Струве. В момент открытия обсерватории её штат состоял из 4 астрономов, директора и смотрителя.

Основным направлением работ в обсерватории в то время было определение положения звёзд в пространстве …

     III. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

  1. Экскурсия по Пулковской обсерватории (слайды №6 – №18)

Во время виртуальной экскурсии учитель знакомит учащихся с зданиями и уникальными экспонатами музея обсерватории.

Слайд №6. Чтобы попасть на территорию обсерватории  мы проходим через ворота, на которых написано, что обсерватория основана в 1839 году.

Слайд №7. С самого начала Великой Отечественной войны обсерватория стала целью немецких воздушных рейдов и артиллеристских бомбардировок. Все здания были полностью разрушены, но основную часть оборудования удалось спасти, включая линзу знаменитого 30-дюймового рефрактора, равно как и значительную часть уникальной библиотеки важных работ с 15 по 19 век.

В  1953 году здания обсерватории были восстановлены.

Слайд №8. Здание по центру от ворот - административное, там находится столовая и гостиница. Оно построено уже в послевоенные годы.

Слайд №9.  Наша экскурсия начинается  с осмотра музея. Музей находится в главном  здании. Через центр музея проходит Пулковский меридиан. Напротив входа в музей находится такая живописная аллея...

Слайд №10. Вот по ней между двумя ёлочками Пулковский меридиан уходит вдаль и почти совпадает с прямым, как стрела Московским проспектом.....

Слайд №11. В музее в центре круглого зала на фоне мозаичного пола мы видим бронзовый знак в виде штырька. Это и есть точка отсчета  географической системы России, через которую проходит Пулковский меридиан.

Слайд №12. Это старинные книги ученых 19 века...

Слайд №13. Линза от телескопа ...

Слайд №14. Экспериментальное параболическое зеркало для телескопа - рефлектора РМ-700. Оно изготовлено из нержавеющей стали. Наши отражения увеличиваются зеркалом примерно в два раза, поэтому само оно кажется не очень большим.

Слайд №15. Макет зеркального телескопа АЗТ-24, изготовленного на заводе ЛОМО в Петербурге. Он установлен в Римской обсерватории.

Слайд №16. Осколок Сихотэ-алинского железно-никелевого метеорита.

Сихотэ-алинский метеорит выпал на Землю 12.02.1947 г.  в западных отрогах Сихотэ-Алиня (Приморский край).

Слайд №17. Выходим из музея...

Двигаясь всё дальше по парку,  мы наблюдаем вокруг различные сооружения,  в которых, наверно,  располагаются наблюдательные пункты с астрономическими приборами.

Слайд №18. Мы подходим к  желтому зданию с большим куполом. Там находится  один из основных научных инструментов обсерватории - 26-дюймовый рефрактор. Наконец-то, мы сможем  рассмотреть звёзды на небе!

Внутри здания было очень темно и холодно. Отопление тут отсутствует, чтобы  при открытии створ купола телескоп не запотел, или от перепада температур не сломался какой-нибудь механизм.  Чтобы оказаться внутри громадного купола, нужно было подняться по узенькой лестнице…

Слайд №19. На небе вспыхивают сотни и тысячи звезд.  

Красота ночного неба издревле привлекала внимание людей

  1. Наблюдение за звёздным небом (слайды №20 – №26)

Если взглянуть темную и безлунную ночь  на небо, то открывается великолепная панорама  На небе вспыхивают сотни и тысячи звезд.  Красота ночного неба издревле привлекала внимание людей. Многие тысячелетия назад человек начал мысленно соединять самые яркие звезды и составлять из них фигуры людей и животных, придумывать о них различные мифы и легенды. Эти фигуры мы и называем созвездиями Клавдий Птолемей в свое время составил список из 48 созвездий, известных грекам. Сейчас  на небе определены  88  созвездий. Они делятся на три группы: созвездия Северного полушария, созвездия Южного полушария и зодиакальные созвездия. Например, к созвездиям Северного полушария (неба) относят такие, как Большая Медведица, Возничий, Волопас, Кассиопея и другие (всего 29). Зодиакальных созвездий (с названиями известных вам знаков Зодиака) насчитывается всего 12. Созвездия Волк, Ворон, Кит и другие (их 47) относят к созвездиям Южного полушария.

  1. Практическая работа  «Построение созвездий» (слайды №27 – №32).

а) Давайте, как Ян Гевелий, построим  некоторые из созвездий. За 10 минут каждый должен выполнить задание.

Каждый ученик получает  конверты с заданиями,  карточку с нанесенной на нее квадратной клеткой и  системой координат Оху, на которой нужно построить (изобразить) точки с заданными координатами, являющимися «звездами» конкретного созвездия.  На конверте указано количество точек, из которых состоит созвездие. Каждый ученик выбирает работу по силам.  Количество конвертов  приготовлено по количеству учеников. После выполнения заданий, ученик получает второй конверт с  нарисованными созвездиями (желательно на пленке или кальке). Если задание для ученика оказывается лёгким, у него есть возможность построить ещё одно созвездие, взяв дополнительный конверт.

Вот эти созвездия.

     б) Построение карты звездного неба и знакомство с легендами и мифами

После окончания работы созвездия по данной схеме по одному крепим на доске

(слайды №33 -  №34).

Схема и  порядок крепления карточек на доске приведен ниже.

  Большая

  Малая

  Медведица

Цефей

     Ящерица

  Медведица

Кассиопея

Лев

  Возничий

  Персей

Треугольник

Близнецы

Телец

Орион

О многих созвездиях сложены мифы и легенды (слайды №35 – №37). Сообщения  о мифах и легендах заранее подготовлены несколькими учащимися.  

Вот некоторые из них.

Созвездия Кассиопеи и Андромеды. Кассиопея хвасталась, что ее дочь красивей любой морской нимфы и была наказана Нептуном – Андромеду отдали на съедение морскому чудовищу. Красавицу-Андромеду в последний момент спас Персей.

 

Созвездие Персея. Сын Юпитера Персей победил горгону Медузу, спас Андромеду и совершил массу других подвигов. Голову Медузы Персей подарил Минерве (Афине), за что богиня дала Персею дала место среди звезд.

Созвездие Льва - тут есть несколько легенд и мифов. По одним версиям – это тот самый лев из Немейского леса, с которым справился в первом подвиге Геркулес. По другим версиям – лев помещен Юпитером на небо в виде созвездия за то, что лев - царь зверей.

     V. Подведение итогов урока

Завершение экскурсии. Возвращение домой. Выставление оценок. Задание на дом (слайд №38)

Сегодня мы на уроке повторили тему «Координатная плоскость», этапы построение точки по координатам, определение координат точки, обозначенной на плоскости. С помощью  координатной плоскости мы построили созвездия и собрали из них модель  карты звездного неба. Вы познакомились с некоторыми созвездиями, узнали мифы о них. Взглянув ночью на звездное небо, постарайтесь найти эти созвездия. На следующий урок  найдите  материалы об одном из созвездий, его расположении, мифы и легенды, связанные с ним и постройте это созвездие  на координатной плоскости. Материалы оформите в виде сообщения. Надеюсь, на этом уроке вы узнали много нового и интересного. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение фигуры человека

Человек и его образ в изобразительном искусстве остается главным объектом. Поэтому изучение и рисование человеческого тела является непременной составляющей изобразительного образования школы....

Резьба и построение фигур

Презентация для уроков "Резьба по дерву"...

Методическая разработка по теме: «Принципы построения чертежа основы поясных изделий. Построение базисной сетки чертежа основы прямой юбки на типовую фигуру».

Правила и последовательность построения прямой юбки. Методическая разработка по предмету  "Коструирование и моделирование изделий одежды в соответствии с эскизом"....

Задачи по темам "построение простых разрезов и аксонометрической проекции","пересечение тел вращения", "построение сечений фигур фронтально-проецирующей плоскостью" и примеры решения

Эти задания содержат темы "построение простых разрезов и аксонометрической проекции","пересечение тел вращения", "построение сечений фигур фронтально-проецирующей плоскостью"  а так же примеры их...

Графика в QBasic. Определение координат точек для построения геометрических фигур

Урок входит в раздел Алгоритмизация и программирование и посвящен теме Графика в QBasic....

«Построение фигур по координатам. Урок-экскурсия в Пулковскую обсерваторию» (фрагменты).

Презентация разбита на несколько логических частей из-за невозможности сжать её до нужного размера....