Графика в QBasic. Определение координат точек для построения геометрических фигур
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Кустова (Лагодич) Анастасия Алексеевна

Урок входит в раздел Алгоритмизация и программирование и посвящен теме Графика в QBasic.

Скачать:


Подписи к слайдам:

«Россия нуждается в инженерах, а не в юристах. Инженеры, специалисты-компьютерщики, биологи, физики, химики, - люди, которые должны сформировать инновационную среду»Д. А. Медведев
Способность к пространственной ориентации означает умение сложить в уме картину, отражающую форму вещей, их размеры, координаты, движение и географию. Сюда же относится способность вращать в воображении предмет в пространстве, видеть его в трехмерной перспективе и мысленно прокладывать маршрут на местности, изобилующей препятствиями.
Определение координат точек для построения геометрических фигур
Графика в QBasic
Укажите верную координатную плоскость для экрана монитора:
А)
Б)
В)
Г)
200 X
Y 320
0
320 X
Y 200
0
Соотнесите визуальную и текстовую форму операторов
объект
описание
CIRCLE
PAINT
PSET
LINE…….BF
LINE
X
Y
0
X
Y
0
X
Y
0
X
Y
0
X
Y
0
X
Y
0
X
Y
0
X
Y
0
Какое изображение получится в результате работы программы?
SCREEN 7 LINE (100, 50)-(220, 150), 13, B CIRCLE (160, 100), 20, 11 CIRCLE (160, 100), 30, 12 CIRCLE (160, 100), 40, 14 PSET (160, 100), 15 END
Составить программу для получения изображений на экране монитора
подсказка
Домашнее задание:
Определить координаты для построения изображения (прикрепленный файл в СГО)


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Графика в QB

Определение координат точек

для построения геометрических фигур

ФИО (полностью): Лагодич Анастасия Алексеевна

Место работы: МБОУ СОШ №5

Должность: учитель информатики

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 9

Тема урока: Графика в QB, определение координат точек для построении геометрических фигур.

Базовый учебник: Угринович Н.Д, Информатика и ИКТ 9 класс.

Цели урока:

  • изучить графические операторы языка программирования QB, их синтаксис, семантику;
  • расширить и систематизировать знания обучающихся по теме «Метод координат на плоскости» таким образом, чтобы они могли использовать полученные знания для решения различных практических задач, в том числе, задач, связанных с решением задач по программированию, имеющих геометрическую тематику.
  • создать условия для развития познавательного интереса и логического мышления учащихся через анализ условия задач, возникающих на практике.

Задачи урока:

  • учебная – усвоение обучающимися графических операторов и области их применения, создание проектов, формирование у обучающихся умения определять координаты точек экрана монитора и строить фигуры по координатам точек;
  • развивающая – развитие познавательного интереса обучающихся,  художественно-эстетического вкуса, уверенности в собственных силах; улучшение зрительной памяти, абстрактного мышления, ориентации в пространстве; формирование компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний, развитие исследовательских способностей учащихся.
  • воспитательная – привитие учащимся навыков самостоятельной и групповой  работы, воспитать аккуратность при построении изображений, воспитание патриотизма.

Тип урока: урок закрепления комплексного применения знаний, умений  и навыков обучающихся.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа на компьютере, индивидуальная работа, представление проекта.

Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, (операционная  система Windows XP, среда программирования QB), интерактивная доска.


Организационный момент.(3мин)

Учитель приветствует учеников и проверяет готовность к уроку, домашнее задание.

Актуализация темы урока.(5 мин)

Это занятие я начну со слов Дмитрия Анатольевича Медведева: «Россия нуждается в инженерах, а не в юристах. Инженеры, специалисты-компьютерщики, биологи, физики, химики, - люди, которые должны сформировать инновационную среду» 

В современном производстве и промышленности востребованы специалисты, имеющие знания и навыки в области программирования, будь то создание корпоративного программного обеспечения (крупные корпорации, такие как Газпром, не закупают программное обеспечение, а предпочитают создавать свое собственное), Web-дизайн или даже создание игр.

Изучать азы программирования мы начинаем в школе, в 9 классе. В качестве инструмента мы используем языки программирования… какие именно? (QB? Паскаль).

Мы с вами изучаем графику в QB, скажите, что нужно, для того чтобы cоздать изображение в языке QB? (знать операторы, синтаксис, координаты)

На прошлом уроке мы с вами изучили операторы графических примитивов на языке программирования.  Попробовали применить их на практике.

Какие трудности возникли у вас при использовании этих операторов? (проблемы с определением координат) .

При изучении каких предметов в школе вы учились определять координаты? (математика, география) 

Как называется умение определять координаты? (ориентация в пространстве)

Нужно ли это умение в жизни? 

ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ДОЛЖЕН УМЕТЬ КАЖДЫЙ. При попадании в аварийную ситуацию человек первым делом должен уметь ориентироваться на местности. Иногда бывает необходимо определить свои географические координаты, например чтоб передать МЧС свое местоположение. В противном случае, вас будет довольно трудно отыскать.

Ориентация в пространстве, где как зачем?

Способность к пространственной ориентации означает умение сложить в уме картину, отражающую форму вещей, их размеры, координаты, движение и географию. Сюда же относится способность вращать в воображении предмет в пространстве, видеть его в трехмерной перспективе и мысленно прокладывать маршрут на местности, изобилующей препятствиями.

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Определение координат точек для построения геометрических фигур

Какова цель?

Научиться определять координаты фигур, ориентироваться в пространстве графического режима

Научиться применять эти координаты для создания изображений

Ход урока (5 мин)

Сегодня на уроке мы закрепим наши знания по теме графика в QB и научимся применять их для решения поставленных задач. Но для начала необходимо вспомнить:

Как же перевести режим работы монитора из текстового в графический режим?  (SCREEN 7)

Что задает режим SCREEN 7? (разрешение экрана 320х200 точек)

На слайде представлены координатные плоскости, выберите верный ответ

Чтобы нам было легче ориентироваться в пространстве графического режима, я изобразила экран монитора в виде координатной сетки.  (есть ошибка!!!)

Дома я просила вас выучить операторы некоторых геометрических фигур

Какие элементы мы научились использовать? (точка, линия, окружность, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, заливка фигуры)

Работа у доски (7 мин)

Задание 1

На слайде задание соотнести оператор с изображением. Итак, мы с вами вспомнили операторы и переходим к определению координат.

Мне необходимо построить точку в центре экрана, какие координаты точки я буду использовать? (по оси х 320/2=160, по оси у 200/2=100)

Вертикальную линию, (используются 2 точки)

Горизонтальную линию.

Что нужно сделать, чтобы получился прямоугольный треугольник? (провести третью линию, соединяющую края предыдущих. Координаты этих точек нам уже известны?)

Прямоугольник?

Закрашенный квадрат?

Окружность?

Как осуществить закраску окружности и треугольника?

Задание 2

Какое изображение получится в результате работы программы?

SCREEN 7

COLOR 14, 8

LINE (100, 50)-(220, 150), 13, B

CIRCLE (160, 100), 20, 11

CIRCLE (160, 100), 30, 12

CIRCLE (160, 100), 40, 14

PSET (160, 100), 15

END

(Мишень)

Практическая работа (15 мин)

Итак, ребята, все мы разобрались с тем, как определяются координаты точек, и теперь, чтобы закрепить знания на практике я предлагаю вам задание:

При помощи языка программирования построить изображения:

  1. флага РФ (знаете ли вы, что обозначают цвета триколора?)
  2. символику олимпийских игр (кольца)
  3. звезду (при затруднении использовать подсказку)

Обратите внимание, при демонстрации работ, обнаружилось, что у всех флаги получились разной формы, у кого-то более вытянутые в длину, у кого-то почти квадратные. Существуют требования к оформлению Государственной символики, которые строго регламентируют соотношение ширины и длины каждой полосы триколора.

Домашнее задание (2 мин)

Определить координаты для построения изображения «Дом» (слайд 19, изображение прикрепляется через АИС «Сетевой Город»).

Найти в Интернете требования к Государственной символике.

Подведение итога урока (3 мин)

Какие сложности возникали в процессе выполнения работ?

Что нового для себя почерпнули сегодня на уроке?

В ходе урока, каждый из вас овладел навыками определения координат экрана монитора, улучшил свою способность к ориентации в пространстве, закрепил знания по теме Графика в QB.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал для учащихся 6 класса: 1) Определение протяженности объектов с помощью градусной сетки; 2) Определение географических координат точек.

Инструкция поможет 6-классникам легко запомнить алгоритм определения протяженности объектов с помощью градусной сетки и определения географических координат точек....

Экспериментальная задача "Определение координаты точки равновесия рычага"

В реальной системе "рычаг-груз" необходимо решить задачу аналитическим методом и проверить экспериментально. Используется простейшее оборудование и бланк оформления....

Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости».

Цели урока: Образовательные:  повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», дальнейшая работа по построению   в координатной плоскости точки по заданным координ...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...

Геометрические фигуры. Определение градусной меры и построение углов с помощью угольников. 5 класс

Пример использования триггеров в презентации. При изучении темы «Геометрические фигуры» проверяем глазомер, определяя градусную меру углов, изображенных на слайде.  Дети называют...