Работа учителя математики со слабоуспевающими учениками
статья по математике на тему

Дмитриева Инна Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neuspevayushchimi.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя математики со слабоуспевающими учениками.

И.В. Дмитриева,

учитель математики высшей категории,

 педагогический стаж 27 лет

Одной из актуальных проблем в школе  остается проблема  неуспеваемости по математике.

Происходящие  изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему неуспеваемости, количество неуспевающих  растет. Многие дети не могут усвоить  программу за отведенное время и в необходимом объеме. Неуспеваемость, возникающая в младших классах, создает трудности для дальнейшего  нормального развития ребенка.

Чтобы решать проблему неуспеваемости нужно разобраться с ее причинами, а причины плохого усвоения школьной программы могут быть разные, но можно выделить две группы неуспевающих: первая группа имеет слабо развитую мыслительную деятельность, отсюда низкий уровень знаний, и как следствие, низкий уровень интеллектуального развития. Ученик желает учиться, но не справляется с программой, причиной чего может быть: педагогическая запущенность, частые заболевания, органические нарушения центральной нервной системы.

 У этих детей не сформированы учебные навыки, они не умеют учиться. Главное в работе с такими детьми - учить их учиться.

Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - эти дети сами болезненно переживают свои неудачи. Но если их искренне поддерживать, радоваться каждой их  маленькой победе, то можно надеется на продвижение вперед.

Вторая  группа  неуспевающих  тоже обладает низким уровнем мыслительной деятельности, но, в отличие  от первой, не желает учиться.     У этих детей отсутствует познавательный интерес, не сформированы элементарные организационные навыки,  отсутствует адекватная самооценка. Частые пропуски уроков  приводят к отсутствию системы в знаниях, отсюда низкий уровень интеллекта.  Сложность проблемы заключается еще и том, что нет опоры на родителей как на союзников учителя. Наоборот, родители считают, что учитель предъявляет слишком высокие требования и ставит неправильные оценки.

Итак, учителю нужно ответить на вопрос: чему учить?

1) Проводим контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

2) Определяем фактический уровень  знаний детей.

3) Устанавливаем  причины  неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, с классным руководителем, беседы  с самим ребенком.

4) Составляем индивидуальный план по ликвидации пробелов в знаниях.

И начинаем его выполнять.

Для этого нужно  сформулировать минимум знаний и навыков, которые должен усвоить ученик.

 

При проведении контроля подготовленности к уроку  для слабого ученика снижаем темп опроса, не ставим его в ситуацию неожиданного вопроса, не требуем от него быстрого ответа , даем достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Если учащийся затрудняется ответить, то разрешаем пользоваться наглядными пособиями, посмотреть образец решения подобного задания.  

 Обязательно контролируем  усвоение материала учениками, которые пропустили предыдущие уроки. И, конечно, при опросе создаем  атмосферу  доброжелательности. Необходимо стремится понять и принять каждого ученика. Проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, а главное, не терять веру в возможности ученика.

При изучении нового материала  делаем большой упор на наглядность, обеспечивая реализацию принципа доступности.

Все математические понятия являются абстрактными.  Слабый ученик может потерять связь изучаемых понятий с реальным миром, поэтому  поясняем материал рисунками, чертежами, примерами.  Большой, разнообразный, сложный материал, нужно  разбить  на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Записывая определения, теоремы в тетрадь, кажется, что теряем время на уроке. Нет! Записав определение или теорему, выделяем ключевые слова, подчеркиваем их. Затем начинаем вслух хором читать 2-3 раза, потом предлагаю  проговаривать,  не подсматривая в тетрадь, потом снова читаем по тетради, потом говорим не громко соседу. И так далее. Так учим детей учить.

При закреплении нового материала для слабых учеников  необходимо рассматривать как можно больше однотипных заданий, для лучшего усвоения. А чтобы однотипные задания не надоели, нужно вводить элементы игры. Для любого ребёнка игра – это норма, поэтому  каждый  ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Слабоуспевающий ученик берёт на себя роль «хорошего» ученика в игровых условиях и выполняет её.
Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Они изо всех сил стараются не подвести товарищей.

 При организации самостоятельной работы слабым ученикам позволяем пользоваться памятками с планом действий.

И, конечно же, в работе с неуспевающими детьми очень помогает дифференцированный подход в обучении.

Дифференцированный подход  предусматривает использование либо трехвариантных заданий по степени сложности (легкий, средний, сложный),

Либо общее задание для всех учащихся, но примеры в нем располагаются по увеличению сложности, начиная с самых простых.

В самых запущенных случаях для неуспевающих готовим индивидуальные карточки с разъяснениями и образцами решений, карточки-инструкции к выполнению заданий.

В своей работе главное, я считаю, необходимо создать на уроке ситуацию успеха. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Помочь слабому  ученику – выполнить посильный объем работы, почувствовать радость  хоть от небольшого, но успеха, а сильному ученику помочь реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности.

Здесь помогает  использование такой базовой технологии, как групповой способ обучения (обучение в сотрудничестве).  В данном случае действует принцип  “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”.

 Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.  Класс разбивается на несколько команд. Каждая команда получает задания разного уровня. Индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Это дает  ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить еще раз. Проще спросить у одноклассников. Значит надо посадить учащихся парами с разным уровнем развития (средний – низкий, высокий – средний) так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник.

Задания выполняют в паре, при этом можно тихо обсудить решение. Каждый участвует в работе: сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше.

В заключении хочу сказать, что работа со слабоуспевающими учениками – это процесс постоянный, требующий индивидуального подхода к ученику.

А значит от нас требуется огромное терпение и большая подготовка к урокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...

Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории

Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

План работы учителя истории со слабоуспевающими учащимися

План работы учителя истории со слабоуспевающими учащимися...

Статья. Воспитание ученика как активного участника образовательного процесса. Из опыта работы учителя математики.

В статье предлагаются формы и методы работы с учащимися, позволяющие "разбудить" ученика, превратив его  в активного сознательного участника образовательного процесса....