Статья. Воспитание ученика как активного участника образовательного процесса. Из опыта работы учителя математики.
статья по математике

Силина Любовь Ефимовна

В статье предлагаются формы и методы работы с учащимися, позволяющие "разбудить" ученика, превратив его  в активного сознательного участника образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ученика как активного участника образовательного процесса. Из опыта работы учителя математики.

                                                                        Силина Л.Е.

Для кого эта статья? Наверное, в первую очередь для тех, кто только пришел работать в школу и, увидев, таких замечательных, но временами очень трудно «выносимых» ребят, растерялся и быть может, огорчился с ощущением «мой предмет им не нужен». Очень нужен, конечно, просто надо, чтобы они это поняли. Должно стать интересно, а для этого у них должно начать получаться и если еще и отметки хорошие пойдут, то станет совсем интересно. В общем, все просто совсем. Вот только как это сделать?

Почти 30 лет я преподаю в школе математику…. И, если сам предмет достаточно стабилен и подвержен изменениям, в основном, только в плане форм, методов и технологий преподавания, то учащиеся за этот период претерпели значительные изменения. И ели в начале моего преподавательского пути вопрос «А зачем мне это нужно?» практически не звучал из уст учеников, то сейчас с него, собственно, начинается общение с учащимися на уроке и от ответа учителя зависит, будет ли данный ученик участником урока или нет. И это не значит ни в коей мере, что раньше наши ученики знали, зачем им учиться, а теперь нет. Пожалуй, они стали гораздо свободнее и раскрепощеннее в суждениях, в общении. Несколько «подстерся» безусловный авторитет учителя. И как любая медаль, которая имеет две стороны, в общем, неплохо, что ребята задумываются, надо ли им то, что они делают. Вот только часто выясняется, что, как они считают, математика им не пригодится в жизни, а вот игры в телефонах, судя по тому рвению, которое проявляется в желании заниматься ими постоянно, являются практически единственным смыслом их «телодвижений». И как же при таком положении дел проводить уроки так, чтобы не приходилось каждую минуту уговаривать убрать телефон и посветить немного драгоценного времени изучению предмета, экзамен по которому, как мы знаем, является обязательным. Сразу хочется оговориться, что не все ученики такие и что, безусловно, есть умные сознательные ребята, которым интересно учиться и которые получают удовольствие от верно решенной задачи, примера или уравнения. А есть и такие, которые самостоятельно изучают предмет на более высоком уровне, и задача учителя просто задать вектор их развитию. Но сейчас речь не о них. Хотя часто именно на таких ребят и не хватает сил и времени учителя в борьбе за минимальные знания остальных. Особенно, в классах, где таких учащихся единицы.

Итак, обрисовываю ситуацию. Перед нами класс порядка 30 человек обычной «дворовой» школы. А это значит, что большую часть класса составляют, к сожалению, ребята, которые ходят в школу потому, что так надо и потому, что там можно пообщаться с товарищами и поиграть в «телефон». Нельзя сказать, что они вообще ничего не знают, но знания их минимальны и отсутствует желание что-то менять в этом направлении. Еще есть группа ребят, которые уже так отстали, что не понимают вообще ничего и сидят так, как бы они сидели, например, попав на урок изучения китайских иероглифов. И наконец, несколько человек, которым удалось в этой обстановке достаточно неплохо изучить материал и которые стабильно являются активными участниками уроков. Вот такая типичная ситуация. Вопрос: что делать учителю, чтобы не «вытащить» тех, кто «затонул», подтянуть тех, кто еле-еле тянется и не потерять тех, кому интересно. Сразу оговорюсь, что не претендую на то, что открыла что-то новое, что как по мановению волшебной палочки превращает двоечника в отличника, а просто делюсь некоторыми формами работы, технологиями, которые, на мой взгляд, позволяют несколько улучшить имеющуюся ситуацию.

Основная задача состоит в том, чтобы сделать учащихся активными участниками процесса их обучения. Если удастся «посеять» им мысль, что это не вам нужно, чтобы они выучили, а это им нужно понять и разобраться, а вы им даны в помощь, то первый лучик надежды начинает брезжить на нелегком пути превращения «мучимого» ребенка в активного заинтересованного ученика. Что я делаю, чтобы «посеять» эту мысль? Во-первых, напоминаю ребятам периодически, что мы с ними в одной «лодке» и что я не меньше их хочу, чтобы все у них в жизни получилось. Еще очень хвалю за вопросы, которые они задают и никогда не позволяю себе комментировать их словами: «я же это уже 50 раз объясняла, чем вы слушаете». Постоянно подчеркиваю, что мы с ними вместе постараемся разобраться в материале, прошу помочь мне объяснить так, чтобы им было понятно. А еще прошу обязательно говорить мне, когда стало понятно. Предлагаю тому, кто понял материал, объяснить его остальным. Каждый ребенок (да и не только ребенок, по правде говоря), хочет быть успешным. Часто ребята не признаются в непонимании, боясь услышать в свой адрес оскорбительные замечания от товарищей. Вот это я жестко пресекаю сразу. Пытаюсь донести до ребят мысль, что глупый не тот, кто чего-то не понял и спросил, а тот, кто промолчал о непонимании и в результате так и остался. Всегда есть такие учащиеся, которые не могут при всех задавать вопросы. Таких зову к себе на перемене, во время внеурочных занятий. Этот процесс «оживления» учеников не быстрый. Изменения, конечно, не происходят за один день. Но в системе, удается прийти к тому, что ребята задают вопросы, переспрашивают, признаются в непонимании. А значит, есть шанс эту ситуацию улучшить.

 Как мы понимаем, «слабые» учащиеся часто допускают ошибки и очень редко получают правильные ответы и соответственно хорошие отметки. Это понятно, через какое-то время, как правило, уже в начальной школе, вызывает полную потерю интереса и к такому неблагодарному занятию.  Значит, необходимо, снизить уровень стресса от ошибок и от низких отметок. Для этого, во-первых, не ругаю за полученные плохие отметки. Объясняю, что это сигнал, говорящий о том, что нужно продолжать работать над темой. Даю возможность исправить, переделать, задать вопросы, чтобы разобраться и т.д. Очень нравится ребятам, когда я устраиваю конкурс на самый верный ответ. Чего уж проще, предлагаю решить задание и принимаю ответы. Записываю все их на доске. Да еще и радуюсь, когда ответы разные, потому что проверять потом интересно. Вместе проверяем, разбираем решение, и знаете, учащиеся очень внимательны, ведь они дали ответ, им интересно, правильный ли. А как радуется тот, у кого верно. А остальных подбадриваю, что в следующий раз их ответ обязательно будет верным. Еще один несложный прием, который дает очень неплохой результат, это хвалить учащихся за найденные ошибки учителя. На первом же уроке говорю ребятам, что также, как и они, я бывает допускаю ошибки, иногда намеренно, а иногда нет. И найденная такая ошибка обязательно будет оценена. И тогда ребята начинают присматриваться к тому, что они записывают с доски и задают вопросы, если что-то на их взгляд «не так, как они предполагают». Все эти приемы стары, как мир, но они работают. А вот несколько идей с использованием современных технологий. Предлагаю учащимся записать небольшие видеосюжеты. Темы могут быть разные. Например, объяснение какой-то темы по алгебре или по геометрии. Объявляю конкурс «Объяснялки». Обязательно оцениваю творческие работы учащихся отличными отметками. Для «отчаявшихся» заработать положительную отметку – это реальный шанс проявить себя. А для меня возможность «приподнять их», заинтересовать работой. Вообще творческие конкурсы - это возможность проявить себя тем ребятам, которые неуспешны в собственно математике. Всегда предлагаю составить лайфхаки по изучению темы. Можно оформить это в виде презентаций. Всегда предлагаю разработать самостоятельно фрагмент урока (устный счет, творческая проверка домашнего задания, рефлексия, объяснение нового, создание заданий проверочной работы и т.д.), обязательно предлагаю разработать свои задания, задачи, вопросы по теме. А когда весь класс решает их, автор чувствует свою значимость и ответственность, ведь к нему обращаются за проверкой ответа. В общем, основная задача учителя создать тысячу и одну возможность для учащегося подняться вверх, как в отношении знаний, так и в отношении своего развития умения учиться, что, пожалуй, даже важнее самих знаний по той или иной теме. Очень полюбилась ребятам игра в профессора, когда один из учащихся находится в роли отвечающего на вопросы (к нему обращаются со словами: «Уважаемый профессор»), а остальные являются его уважаемыми коллегами и задают теоретические ил практические вопросы. В случае затруднения, профессор может переадресовать вопрос: «А что вы думаете по этому поводу, коллега?» и это означает смену ролей (коллега становится профессором). А хорошие ответы естественно оцениваются хорошими отметками. Играем на скорость, кто скорее найдет ответ на какой-то вопрос (Google в помощь) или придумает историю так, чтобы легко запомнилась теорема или формула. Все данные виды работы направлены, собственно, на одно: «разбудить» учащихся и направить их энергию в творческое «околоматематическое» русло.

И еще об одном очень важном, я бы сказала, ключевом аспекте, каждого урока. В классе сидят разные дети с разной скоростью мышления, восприятия, усвоения материала. И надо постараться, чтобы независимо от этого каждый из них был занят делом каждую минуточку урока. А для это в запасе у учителя всегда должна быть интересная логическая задачка, над которой можно подумать, если образовалась свободная минутка или интересное (более сложное) задание по теме, или предложение прочитать что-то, что находится за рамками темы, найти какой-то материал, а может, помочь кому-то из ребят, кому нужна помощь. Тогда учащиеся привыкают быть постоянно заняты, и вы даже услышите от них: «А что делать дальше?» И конечно, не разочаруете их, быстро предложив варианты дальнейшей работы. И если на уроках системно просить ребят просмотреть все предложенные по теме задания и выбрать те из них, которые на первый взгляд кажутся сложными, то можно дождаться, что учащиеся вам скажут: «А давайте еще решим вот этот номер». И это не будет означать, что вы со всем справились и у вас в классе все напишут ВПР по математике на «5», но это значит, я думаю, что вы на верном пути!

Список использованной литературы:

1. Е.А. Генике Активные методы обучения: новый подход. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015.

2. Активные методы обучения в педагогическом образовании : учеб.-метод. пособие / В. В. Чечет, С. Н. Захарова. – Минск : БГУ, 2015.

3. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Статья " Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока ( из опыта работы учителя математики).

Выступление на всероссийском семинаре: " Технология развития критического мышления обучающихся: теория и практика использования в образовательном процессе школы"....

Формирование правовой культуры участников образовательного процесса (из опыта работы учителя)

Анализ работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса для выступления на семинаре правозащитников, проводился по инициативе представителя Уполномоченного по правам человека в Мо...

Формирование у обучающихся компетенции самостоятельной образовательной деятельности (из опыта работы учителя математики)

      Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих  возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но, самостоятельная работа вызывает у некото...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"

В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...