Формирование у обучающихся компетенции самостоятельной образовательной деятельности (из опыта работы учителя математики)
статья по математике (5 класс)

Замира Саидовна Рахимова

        Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих  возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но, самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьёзные затруднения, т.к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.        

 Обучение учащихся навыкам самостоятельной работы предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Самостоятельная работа учащегося заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komp_samost_obr_deyat.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рахимова З.С,  учитель  математики

                                                                             ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

Санкт – Петербурга

Формирование у обучающихся компетенции самостоятельной образовательной деятельности

(из опыта работы учителя математики)

        Самостоятельная работа учащихся занимает исключительное место в построении современного урока, потому что ученик приобретает и закрепляет знания только в процессе самостоятельной деятельности. Пассивно заслушанный материал усваивается неэффективно. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Грамотно организованная самостоятельная работа способствует формированию навыков учеников искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, выделять главное. Важно формировать у учащегося общеучебные  умения и навыки.

        Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих  возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но, самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьёзные затруднения, т.к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.        

 Обучение учащихся навыкам самостоятельной работы предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Самостоятельная работа учащегося заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельная работа на уроке должна иметь:

  1. Конкретную цель и ученик должен определить пути её достижения.
  2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.
  3. Минимум шаблонности, т.к. основная её задача – развитие познавательных способностей,  инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно условно разделить:

  1. По методу самостоятельной работы учащихся
  • наблюдение;
  • упражнение;
  • работа с текстом учебника .
  1. По звеньям учебного процесса:
  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;
  • задания на применение знаний и формирование умений;
  • задания на закрепление и повторение учебного материала;
  • задания на обобщение учебного материала
  1. По характеру познавательной деятельности:
  • воспроизводящий по образцу;
  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
  • эвристический - формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
  • творческий  - позволяет получать принципиально новые для учащихся знания.
  1. Один из самых эффективных способов формирования творческой личности -  по характеру руководства:
  • подробные инструкции;
  • краткие инструкции.
  1. По форме организации самостоятельную работу можно разделить на:
  • индивидуальную;
  • фронтальную;
  • групповую;
  • парную .

Выбор форм работы зависит от целей, сложности заданий, уровня сформированности учебных умений и возможностей каждого ребенка. Также нельзя забывать о мотивации учащихся.

Виды самостоятельной работы:

  1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, работа с первоисточниками, с интернет – ресурсами).
  2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения)
  3. Решение задач и выполнение практических работ.
  4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, контрольные работы).
  5. Доклады, рефераты, проекты.
  6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдении в природе и экскурсиях, установление межпредметных и метапредметных зависимостей.
  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
  8. Техническое моделирование и конструирование.

Изучив различные УМК по математике, можно определить, что для организации самостоятельной деятельности наиболее подходит УМК Дорофеева Г.В. и Бунимовича Е.А. В каждой теме основные понятия даются кратко и доступно для понимания учениками. Даются описания и алгоритмы выполнения заданий, рекомендации. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в мире математики, надо научить его наблюдать, видеть закономерности, анализировать, рассуждать, делать выводы. Для этого в учебниках Дорофеева Г.В. и др. в каждом пункте некоторые упражнения обозначены именно такими заголовками:

  • Наблюдаем;
  • Наблюдаем и исследуем;
  • Ищем информацию
  • Наблюдаем и экспериментируем;
  • Строим по алгоритму;
  • Действуем по формуле;
  • Доказываем
  •  и другие.

Считается, что ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни. Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Формирование правовой культуры участников образовательного процесса (из опыта работы учителя)

Анализ работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса для выступления на семинаре правозащитников, проводился по инициативе представителя Уполномоченного по правам человека в Мо...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

Статья. Воспитание ученика как активного участника образовательного процесса. Из опыта работы учителя математики.

В статье предлагаются формы и методы работы с учащимися, позволяющие "разбудить" ученика, превратив его  в активного сознательного участника образовательного процесса....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)

В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации  для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности об...