Программа элективного курса по математике "Отдельные вопросы математики"
рабочая программа по математике

Кухта Светлана Владимировна

Элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaja_programma_ehlektivnogo_kursa-otdelnye_vo.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа элективного курса «Отдельные вопросы математики» разработана на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  • закона Российской Федерации «Об образовании»
  • УП МКОУ Почетская СОШ на 2016-2017 учебный год
  • примерной программы основного  общего образования по математике.

        Элективный курс «Отдельные вопросы математики» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 класса и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом рассмотрение теоретического материала по математике

Основная цель курса:

- совершенствование общеучебных навыков и умений, приобретенных учащимися ранее;

- усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования  прикладных задач.

Задачи курса: 

  • дать ученику возможность проанализировать свои   способности;
  • оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов по математике, а также при решении задач двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим;
  • подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач.

Общая характеристика курса

Данный элективный курс способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. Но не всегда учащиеся могут самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за предыдущие годы обучения, поэтому испытывают трудности при решении задач. Главное из направлений данного курса – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ОГЭ-9. Навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать выпускные экзамены по математике, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах. Необходимо отметить, что  в данном элективном курсе высока доля самостоятельности учащихся, как на самом занятии, так и во время выполнения домашнего практикума.

Место курса в учебном плане

        Элективный курс «Отдельные вопросы математики» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 класса и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом рассмотрение теоретического материала по математике

Описание ценностных ориентиров содержания курса

В  7-ом классе всё больше внимания уделяется решению задач алгебраическим методом, т.е. посредством составления математической модели. Основная цель элективного курса – научить решать задачи, научить работать с задачей, анализировать каждую задачу и процесс ее решения, выделяя из него общие приемы и способы, т.е., научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, исследования, а ее решение – как объект конструирования и  изобретения. Таким образом, изучение элективного курса будет способствовать формированию основных способов математической деятельности.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения;  примеры их применения для решения математических и практических задач.

Уметь:

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
  • находить значения числовых  выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи.

          Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что, несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • в устной прикидке и оценке результатов вычислений;
  • при проверке результата вычисления с использованием различных приёмов.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Число

уроков

Дата

план

факт

Решение текстовых задач (15 час.)

Схематизация и моделирование при решении текстовых задач

1

01.09

Схематизация и моделирование при решении текстовых задач

1

08.09

Схематизация и моделирование при решении текстовых задач

1

15.09

Задачи на совместную работу («на бассейны»)

1

22.09

Задачи на совместную работу (совместное движение)

1

29.09

Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)

1

06.10

Задачи на среднюю скорость движения

1

13.10

Задачи на среднюю скорость движения

1

20.10

Задачи  на движение по реке

1

27.10

Задачи  на движение по реке

1

10.11

Задачи на смеси

1

17.11

Задачи на смеси

1

24.11

Задачи на доли

1

01.12

Задачи на проценты

1

08.12

Задачи на доли и проценты

1

15.12

Уравнения. Системы уравнений (12 часов)

Линейные уравнения, сущность их решения

1

22.12

Линейные уравнения, сущность их решения

1

12.01

Решение рациональных уравнений методом разложения на множители

1

19.01

Решение рациональных уравнений методом разложения на множители

1

26.01

Решение рациональных уравнений методом разложения на множители

1

02.02

Системы уравнений

1

09.02

Системы уравнений

1

16.02

Системы уравнений

1

23.02

Решение задач с помощью систем уравнений

1

02.03

Решение задач с помощью систем уравнений

1

09.03

Решение задач с помощью систем уравнений

1

16.03

Решение задач с помощью систем уравнений

1

23.03

Введение в теорию вероятности (8  час.)

События и их вероятности

1

06.04

События и их вероятности

1

13.04

События и их вероятности

1

20.04

События и их вероятности

1

27.04

Комбинаторные задачи

1

04.05

Комбинаторные задачи

1

11.05

Комбинаторные задачи

1

18.05

Математический КВН

1

25.05

Содержание курса

Решение текстовых задач (15 часов).  Здесь даются  общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска решения. Большая  часть времени (14 часов) отводится на рассмотрение наиболее часто встречающихся видов задач.

Уравнения. Системы уравнений (12 часов). В данной части рассматриваются модуль действительного числа (расширенный, углубленный вариант раздела базового учебного предмета), линейное уравнение и системы линейных уравнений с двумя переменными.

Введение в теорию вероятности (8 часов).  Эта часть посвящена решению задач по теории вероятности из разделов «События и их вероятности», «Комбинаторные задачи».


Список рекомендованной литературы:

  1. Виленкин Н., Потапов В. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики (http://math-portal.ru/vilenkinnaymyakovl)
  2. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике. 7 класс: уч. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2008
  3. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.   9 класс /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – 5-е и послд. Изд. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Смирнов В. А., Смирнова И. М. Геометрия на клетчатой бумаге. Издательство: МЦНМО, 2009
  5. Талицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
  6. Шарыгин И.Ф.    Математика. Для поступающих в Вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2007
  7. Шевкин А.В.   Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД   «Русское слово-РС», 2003

Литература  для  учащихся: 

  1. Большой  справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др.  Москва: Дрофа, 2011.
  2. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике.7  класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2008

Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Книга для учащихся.  Москва: Просвещение, 1986.

  1. Интерактивный учебник-практикум http://www.matematika-na.ru/7class/index.php
  2. Задачи занимательного характера - http://orc.csu.ru/ZadOlimp/Moskow/6/Zad_6.htm

 http://naotlichno.info/category/5klass_books/5klass_books_math/ - скачать книги для самостоятельной работы (формат pdf)

http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1132595282.html  :

 Дополнение - Системы наименования больших чисел
Загадки
Говорите правильно
Ребусы
Магия чисел
Задачи в рисунках
Частушки о треугольнике и его элементах
Нестандартные задачи, 5 класс
Системы наименования больших чисел
Пословицы, поговорки, крылатые слова о числах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки "Математика +"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов...

Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)

Программа элективного учебного предмета    по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче  единого  государственного  экзамена по мат...

Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)

                               Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса

Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...

Программа элективного курса для 9 класса "Математика в экономике и банковском деле"

Программа элективного курса по математике для 9 класса...

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...

Рабочая программа факультативного курса "Изучение избранных вопросов математики" 8 класс

Материал представляет собой рабочую программу факультативного курса по математике 8 класса...