Соблюдение орфографического режима на уроках математики.
методическая разработка

Коротченко Ольга Олеговна

 Доклад сообщение на МО преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_mo.docx22.1 КБ
Файл soobshchenie_mo.pptx555.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа №8 г.Лабинска.

Сообщение на тему:

«Соблюдение орфографического режима на уроках математики».

Подготовила учитель математики: Коротченко Ольга Олеговна.

                                                  2018-2019 уч. год


На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении  и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы убрали.

При составлении данных рекомендаций учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;

б) рекомендации методистов;

в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;

г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;

д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

     Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

       Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя. 

      Учителю необходимо следить за аккуратным ведением тетради, единообразием подписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки. 


1. 
Количество и назначение ученических тетрадей.

Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу

 Образец:

Тетрадь №1 ( №2)

для работ по математике (русскому языку)

ученика 1 класса г

МБУ СОШ №4 г. Липецка

Иванова Олега.

Предлог «по» пишется  на одной строке с названием предмета.

Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.


Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

  • математика - 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ (тетрадь для самостоятельных работ на усмотрение учителя); 
  • алгебра - 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ (тетрадь для самостоятельных работ на усмотрение учителя); 
  • геометрия - 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ (тетрадь для самостоятельных работ на усмотрение учителя).


2.
Порядок ведения тетрадей обучающимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований: 

  • писать аккуратным, разборчивым почерком;
  • единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре,  для контрольных работ);
  • итоговые контрольные работы выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ; в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине пишется:
  •  Контрольная работа № 3. 15.10.11.
  • I – вариант. 
  • учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7- 9 классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ;
  • тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид;
  • при выполнении работ учащимся не разрешается писать на полях.
  • Обязательным является соблюдение правила «красной» строки в тетрадях по всем предметам;
  • дата выполнения работы записывается арабскими цифрами на полях в тетрадях по математике в 5-9 классах;
  • на каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему и вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, и т.д.);
  • при выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать номер упражнения, задачи, вопроса; все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки.
  • Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.
  • устанавливается следующий пропуск клеток и линий в тетрадях: начинать писать со второй верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной – 4 клетки;
  • текст каждой новой работы начинается с «красной» строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы;
  • Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
  • учащиеся ведут записи в тетрадях синей пастой. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости - с применением линейки или циркуля. Черная, зеленая пасты или карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д.,  учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой. 

     Оформление письменных работ по математике.

  • Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
  • Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
  • Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
  • Дату нужно записывать посередине.
  •  В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
  • В тетрадях отмечаются номер заданий. Слово «Задача»  не пишется.
  • Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы,допускается их неполная запись (по начальным буквам).
  • Например:                   Маленькие- 7 м.                                 М.-7 м.          ?
  •                                       Большие  -   3м.              ?                   Б.-3 м.
  •   Существует несколько форм записи решения задач:
  •       а)по действиям, выражением, уравнением
  •       Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей. 
  •      б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса
  •        Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
  •   Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
  • в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.
  • Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
  • Исправление ошибок
  • Неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией , часть слова, слово предложение – тонкой горизонтальной линией, вместо зачёркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения, не употреблять для исправления скобки, т.к. они являются пунктуационным знаком. Не разрешается пользоваться резинкой или другими способами подчистки написанного.

 


4. 
Порядок проверки письменных работ

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

  • в I—IV и в первом полугодии V класса — после каждого урока у всех учеников;
  • во II полугодии V класса и в VI—VIII классах — после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись (по геометрии в VII—VIII классах — один раз в две недели);
  • в IX классе — после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся. 

Проверка контрольных работ учителями осуществляется к следующему (или через урок) уроку.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим: 

  • при проверке тетрадей и контрольных работ у учащихся V— IX классов  учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
  • (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией); на полях тетради учитель обозначает учитель ошибку определенным знаком (для удобства подсчета ошибок и классификации) выносит поясняющие пометки на поля: "I" - ошибка, "V" - недочет;
  • подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. 

     Самостоятельные обучающие письменные работы так же оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. 

Классные и домашние письменные работы по математике, начиная со II четверти I класса и включая I полугодие V класса, оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В V (начиная со II полугодия)— IX классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя. 

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников. 

После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. 

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы. 

5. Типы ошибок.

Арифметическая ошибка (любая ошибка при выполнении арифметических действий с числами, за исключением применения неверных геометрических и алгебраических формул);

- Алгебраическая ошибка: неверное применение фактов и формул;

- Логическая ошибка (нарушение алгоритма решения): ошибка в логике решения задачи;

- Другая ошибка: ошибка, специфичная (указанная) только при решении этого задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единый орфографический режим на уроках математики.

Слайд 2

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении. При составлении данных рекомендаций мы учитывали: а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу; б) рекомендации методистов; в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов ; г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»; д ) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

Слайд 3

Тетради Математика Русский язык По литературному чтению по желанию №1 (для текущих работ) №2 (для текущих работ) №3 (для контрольных работ) №1 (для текущих работ №2 (для текущих работ) №3 (для контрольных работ) Для творческих работ По окружающему миру По иностранному языку По музыке по желанию

Слайд 4

Единый орфографический режим Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком 1 Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета 2 Все подчеркивания, начертания выполняются простым карандашом 3 Порядок оформления тетрадей

Слайд 5

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно , чтобы тетради были подписаны одним почерком. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

Слайд 6

Оформление надписей на обложке тетрадей Образец Тетрадь №1(№2) для работ по русскому языку (математике) ученика 2 класса «А» МАОУ СО школы №3 г.Усть-Лабинска Паршина Никиты.

Слайд 7

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя. Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения. В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета.

Слайд 8

Оформление письменных работ по математике. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа) Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются клетки вправо (пишем на 4-5). Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях. В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм) 3-4

Слайд 10

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм: записать выражение полностью; указать цифрами над знаками порядок действий; расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку; записать окончательное значение выражения. Например : 3 1 4 2 3450-145*2+1265:5=3413 1)145*2=290 2) 12 65 5 3) _3450 4) + 3160 6 253 290 253 15 3160 3413

Слайд 11

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе. 3 2 1 Х+123- 56 х 2= 638 Х+123-112=638 Х+123=638+112 Х+123=750 Х=750-123 Х=627 627+123-56 х 2=638 638=638 Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Слайд 12

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать. Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита. А В Д С Слова длина , ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами. Задача: Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника. Образец краткой записи и решения задачи: Длина –12 см Ширина – 6 см Периметр -? см Площадь - ? см 2 (12+6) х 2=36 (см) 12 х 6=72 (см 2 ) Ответ: периметр-36 см, площадь=72 см 2 (д/з) Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз. Образец : 675, 564, на 78, в7 раз.

Слайд 13

в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Слайд 14

Исправление ошибок 1.Неверно написанную букву,цифру или пунктуационный знак зачёркивать косой линией 2.часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией вместо зачёркнутого надписать нужные буквы, цифры не употреблять для исправления скобки, т.к. они являются пунктуационным знаком. 3.Не разрешается пользоваться резинкой ил другими способами подчистки написанного.

Слайд 15

Запомните! Первый день четверти Первый день после праздника Понедельник Не рекомендуется проводить контрольные работы

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единое положение орфографического режима по предмету математика в начальной,основной и средней школе

Положение разработано для учителей начального,основного и среднего звена....

Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН в вспомогательной школе

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том чис...

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка....

Соблюдение единого орфографического режима

Соблюдение единого орфографического режима...

Внедрение единого орфографического режима на уроках математики

Учителю необходимо следить за аккуратным ведением тетради, единообразием подписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки....

Инструкция о соблюдении единого орфографического режима в начальных классах.

Инструкция о соблюденииединого орфографического режима в начальных классах....