Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе
методическая разработка по математике (5 класс)

Хасанова Адэля Зияевна

Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе на тему "Эти десятичные дроби...". На данном уроке совмещаются две темы:" Действия с десятичными дробями " по математике и "Голосеменные растения" по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Дятьковская СОШ № 3»

МБОУ «Школа №15» с углублённым изучением отдельных предметов, Советского района г. Казани

Конспект интегрированного урока математики и биологии по теме: «Эти десятичные дроби…»

 «Все действия с десятичными дробями»

(5 класс)

учитель математики –информатики Хасанова Адэля Зияевна,

учитель биологии Филиппова Галина Васильевна

Балашова Кристина Вячеславовна

 Тема урока: «Эти десятичные дроби…»

Цели урока:

1. Образовательные:

знать: правиласложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;

умножение, делениена  разрядную единицу; правила  нахождения неизвестных

компонентов при решении уравнений; знать формулу пути;

уметь: выполнятьарифметические действия с десятичными дробями; решать

примеры навсе действия с натуральными числами и десятичными дробями;

решать уравненияи текстовые задачи с данными, выраженными десятичными

дробями.

2. Воспитательные:

содействовать рациональнойорганизации труда; воспитывать сознательное

отношение кучебному труду, организованности; познавательный интерес к

предмету, любовь к поисковым решениям.

3. Развивающие:

создание комфортных условий работы на уроке;

развивать память, мышление, внимание, умение слушать ислышать друг друга;

оказывать помощь друг другу.

 Тип урока: Интегрированный урок применения знаний и умений.

 Организационные формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

 Оборудование: Доска, мел, компьютерное рабочее место с проектором

На партах учеников:

 1) маршрутный лист по математике(2 варианта);

 2) контейнеры с шишками и ветками сосны и ели (по одному на парту);

 3) рабочие тетради по биологии.

 4) ручка шариковая синяя.

презентацияс заданиями,карточки.

 Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.

4. Работа по теме урока.

5. Самостоятельная работа.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

 Ход урока

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко.

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогдане давались легко.

  1. Организационный момент.

Учитель математики: «Здравствуйте, уважаемые гости!». Ученики приветствуют учителей и садятся.

Учитель биологии обращается к учителю математики: «Сейчас весна и всем не хватает витаминов, поэтому я хочу угостить вас яблоком», и протягивает большое красное яблоко. Учитель математики разрезает яблоко пополам и угощает половинкой учителя биологии. Дети отвечают на вопрос «Сколько яблок у каждого учителя?»(ответ: половина, ½, 0,5). Затем учитель математики достает целое красное яблоко и снова спрашивает, сколько у нее яблок? (ответ 1,5)

Восточная мудрость гласит: «В своей жизни человек обязательно должен сделать

три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына». В этом году мы с

вами выращиваемДерево Знаний. Чтобы еговырастить, необходимо посадить

семечко  знаний.  Это  то,  что  вы уже  знаете. И  это  такая  маленькая  частичка

знаний,  но  именно от  нее  зависит  каким большим  и сильным вырастет  наше

дерево и какими будут ваши знания. Вы познакомились с десятичными дробями,

учились выполнятьвсе действия с ними и убедились, что они выполняются

также, как и над натуральными числами, только надо правильно определить, куда

ставить запятую. Сегодня мыприменяем умение выполнять действия с

десятичными дробями при решении уравнений, решении текстовых задач.

(Вопросами подводим учеников к формулированию темы урока)

 Учитель математики спрашивает учеников: « Итак,  как вы думаете как будет нызываться тема урока?» Ученики: «Десятичные дроби, действия с десятичными дробями».

Учитель математики: «Запишите  в  тетрадях  число,  тему  урока  

ЭТИ ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ…»

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель математики задает вопросы ученикам. Устный опрос.

Вопросы:

  1. Какую дробь называют десятичной?
  2. Как складываются десятичные дроби?
  3. Как вычитаются десятичные дроби?
  4. Как умножить десятичную дробь на десятичную дробь?
  5. Как разделить десятичную дробь на десятичную дробь?

  1. Повторение сформированных умений и навыков;

На большом экране примеры с десятичными дробями. Решив их ученики разгадывают название дерева, которое является национальным деревом России.

1

6,7-2,5

2

6-0.4

3

3,08+1,2

4

9+0,03

5

1413,12*0,01

6

1,919:19

7

0,34:1,7

8

1413,12:100

9

1,6*0,2

10

1413,12*100

На экране появляется слово ЛИСТВЕННИЦА, затем фото дерева.

Учитель биологии: «Да, действительно, лиственница сибирская(а не береза и не дуб) является национальным деревом России, а почему?, мы с вами сейчас узнаем.»

Двое учеников читают текст из раздаточного материала.

 __________________________________________________________________________Раздаточный материал

  1. Лиственница считается одним из красивейших деревьев России. Лиственница –дерево долгожитель. Предельным возрастом лиственницы сибирской считают 450–500 лет, но известны долгожители, возраст которых достигает 900 лет. На лиственницы приходится почти половина площади всех российских лесов.
  2. В сентябре 1960 года в небольшом американском городе Сиэтл (штат Вашингтон) состоялся пятый Всемирный лесной конгресс. На конгрессе собрались лесоводы из 91 страны. В центральной аллее в парке Дружбы каждая делегация должна была посадить национальное дерево своей страны. Советские лесоводы посадили дерево Лиственница сибирская. С тех пор лиственница является национальным деревом России.

____________________________________________________________________

  1. Физкультминутка (2 мин) (прилагается)

  1. Проверка знаний и умений учащихся, проведение проверочных упражнений

Учитель математики: «Давайте решим задачу про лиственницу и другие деревья.» Ученики читают задачу, обсуждают с учителем последовательность решения и один ученик решает задачу у доски.

Задача 1

 При благоприятных условиях сосна достигает высоты до 55м, лиственница – на 10 метров меньше, чем сосна; кедр – 2 раза ниже, чем сосна; а высота ели в 2,5 раза меньше высоты лиственницы. Сделайте вычисления и узнайте высоту деревьев, которую они могут достичь.

Учитель математики: Самостоятельная работа в маршрутных листах по вариантам с взаимопроверкой.

Вариант 1

Задача

В хвойном лесу было всего 1200 деревьев. Ёлей было 0, 26 всего леса. Сколько елей и сосен в хвойном лесу?

Вариант 2

Задача

В хвойном лесу было всего 2000 деревьев. Кедра было 0, 55 всего леса. Сколько кедров и пихты в хвойном лесу?

Ученики кладут маршрутные листы по математике на край парты.

  1. Открытие нового знания

Учитель математики:

«А можем ли мы применять десятичные дроби в других науках?

В каких ? «

Дети отвечают: «в биологии, физике ,химии, географии…»

Учитель математики:

« А, давайте, рассмотрим связь между биологией и математикой!»

Учитель биологии: «Да, и в биологии можно встретиться, и с целыми числами,  и с десятичными дробями». Учитель биологии рассказывает тему урока.

Просмотр презентации «Голосеменные растения».

  1. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Практическая работа выполняется в рабочих тетрадях по биологии. Работа в парах. Ученикам, на каждую парту раздают рабочий материал в виде шишек и иголок сосны и ели. Ученики при помощи линеек измеряют длину шишек и иголок и записывают в рабочую тетрадь.

 После выполнения практической работы учитель математики просит двух учеников записать на  доске полученные десятичные дроби, а затем расположить их в порядке убывания.

Рабочие тетради сдаются учителю по биологии.

8. Домашнее задание по биологии и математике (до урока пишется на доске)

9.Подведение итогов урока.

Вот и подошел к концу наш очередной урок. Вам понравилось?

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Завершающие слова учителя математики. « Древнеримский оратор и философ Цицерон сказал «Без знания дробей никто не может быть сведущим в науке. Действительно. Знание дробей помогает нам в изучении не только математики. Но и других наук.»

10. Рефлексия. С использованием кубика Блума.

 

дробями».

2.Актуализация  опорных знаний учащихся.

Вопросы:

1) Как умножить десятичную дробь на натуральное число.  

2) Как разделить десятичную дробь на натуральное число.

3) Как складываются десятичные дроби.  

4) По какому правилу выполняется вычитание десятичных дробей.

5) Какую дробь называют десятичной.  

Почему лиственница-национальное дерево России?

  1. Лиственница считается одним из красивейших деревьев России. Лиственница –дерево долгожитель. Предельным возрастом лиственницы сибирской считают 450–500 лет, но известны долгожители, возраст которых достигает 900 лет.

        На лиственницы приходится почти половина   площади  всех  российских  лесов.

Почему лиственница-национальное дерево России?

  1. В сентябре 1960 года в небольшом американском городе Сиэтл (штат Вашингтон) состоялся пятый Всемирный лесной конгресс. На конгрессе собрались лесоводы из 91 страны. В центральной аллее в парке Дружбы каждая делегация должна была посадить национальное дерево своей страны. Советские лесоводы посадили дерево Лиственница сибирская. С тех пор лиственница является национальным деревом России.

Учитель математики:

Древнеримский оратор и философ Цицерон сказал «Без знания дробей никто не может быть сведущим в математике.» И мы с ним совершенно согласны. А можем ли мы применять десятичные дроби в других науках?

В каких ? Дети отвечают: в биологии, физике ,химии, географии. А давайте проверим, и попросим учителя биологии, Галину Васильевну, нам помочь .

Учитель биологии рассказывает тему урока.

Просмотр видео.

Практическая работа.

Используемая литература:

Учебник "Математика"  5 класс.  

Авт.: Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд

На доске).

1) 6,7-2,59∙0,3                       0,34: 1,7               1413,12:10              1413,12:0,1

6 -0,41,6∙0,2                    4,5:0,5                  1413,12:100            1413,12:0,01

3,08+1,2      0,8∙0,5                    1,9:19                 1413,12:1000          1413,12:0,001

2) Решить уравнение:

а) 3,6:х = 0,3                   б) 0,8∙х = 3,2                в) 0,1∙х = 196,1        г)х:0,2 = 21,6.

Ответы к уравнениям записаны на доске, но скрыты, учитель открывает их:

12.         04.     1961.            108.

3. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.

- Попробуем расшифровать ответы:12-число, 04-месяц, 1961-год. Вспомните, чем

знаменателен этот день? ( 12.04.1961-осуществлен первый полет в космос.)

- Кто был первым космонавтом?

- А что может означать число 108?(Первый полет длился 108 минут.)

- Какими качествами должен обладать космонавт? (дети отвечают)

-  Верно!  И  еще  он  должен  владеть  разными  науками,  ну  а  математикой

обязательно! Кто знает, а может среди Вас есть будущие космонавты?!

4. Работа по теме урока.

Для начала проверим свою память.

Задание 1: Восстановите запятые в примерах. (Слайд 1)

1) 3,23 * 8 = 258, 4  

2) 48 : 5 = 0,96  

3) 24,13 * 2,2 = 530,86  

4) 0,91 : 8 = 0,1137  

А теперь проверим свойаппарат выполнения заданий.

Задание 2: Запишите правильное решение. (Слайд 2)

1) 3,23 * 8 = 258, 4  

2) 48 : 5 = 0,96  

3) 24,13 * 2,2 = 530,86  

4) 0,91 : 8 = 0,1137  

Задание 3: А теперь проконтролируйте работу компьютера. (Слайд 3)

а) 8,1 – 0,9  б) 0,62- 0,4          в) 4,8 : 6    

  : 8                      : 0,2                   * 5  

* 0,2                  + 3,4                * 0,4  

+ 0,22                          * 2                 : 0,8  

(Слайд 4) Вычислите:

а) 5, 867 у , если у = 100

б) 267 : х, если х = 100

Ну атеперь продемонстрируйте свои математические познания по теме урока,

выполнив самостоятельно работу. Удачного вам полета!

5. Самостоятельная работа.

(Можно создать 2 варианта)

1) 8.3 + 5.2

1.  13.5

2.12.5

3.  135

4.  1.35

2) 3.9 + 7.8

1.  10.7

2.  1.07

3.  11.7

4.  11.17

3) 6.9 - 2.7

1.  4.02

2.  4.2

3.  8.16

4.  9.6

4) 5.9 - 4.9

1.10

2.  10.8

3.  0.1

4.  1

5) 9.5 - 5.8

1.  4.3

2.  3.7

3.  4.7  

4.  3.3

6)9 - 1.8

1.  8.8

2.  8.2

3.  7.8

4.  7.2

7) 9.9 - 2

1.  7.9

2.  9.7

3.  8.7

4.  7.8

8) 8.52 + 6.57

1.  14.09

2.  0.1409

3.  15.09

4.  0.1509

9) 8.72 - 8.68

1.  0.04

2.  0.14

3.  4

4.  1.4

10) 6.83 - 4.99

1.  2.84

2.  1.94

3.  2.94

4.  1.84

11) 3.5 x 8.9

1.  5.85

2.  31.15

3.  311.5

4.  58.5

12) 2.1 x 1.6

1.  33.6

2.  1.47

3.  14.7

4.  3.36

13) 9.28 x 2.14

1.  1985.92

2.  19.8592

3.  0.6596

4.  65.96

14) 7.24 x 9

1.  65.16

2.  6.516

3.  0.6516

4.  651.6

15) 4.8 : 8

1.  6

2.  0.6

3.60

4.  0.06

16) 8.4 : 28

1.  3

2.30

3.  0.3

4.  3.0

17) 3.6 : 0.6

1.60

2.  6.0

3.  0.6

4.  6

18) 7.28 : 0.7

1.  10.4

2.  1.04

3.  1.4

4.  104

19) 5.84 : 29.2

1.  0.2

2.  30.2

3.  2.92

4.  29.2

20) 0 : 4.5

1.  0

2.  4.5

3.45

4.  0.45

Ключ:

воп-

роса

от-

вета

1

1

2

3

3

2

4

4

5

2

6

4

7

1

8

3

9

1

10

4

11

2

12

4

13

2

14

1

15

2

16

3

17

4

18

1

19

1

20

1



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ПО МАТЕМАТИКИ

Пример

Ответ

1

6,7-2,5

2

6-0.4

3

3,08+1,2

4

9+0,03

5

1413,12*0,01

6

1,919:19

7

0,34:1,7

8

1413,12:100

9

1,6*0,2

10

1413,12*100

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ  МАТЕМАТИКИ (Вариант 1)

1.Выполните вычисления

Вычисления:

Задача 1

 При благоприятных условиях сосна достигает высоты до 55м, лиственница – на 10 метров меньше, чем сосна; кедр – 2 раза ниже, чем сосна; а высота ели в 2,5 раза меньше высоты лиственницы. Сделайте вычисления и узнайте высоту деревьев, которую они могут достичь.

Решение:

Самостоятельная работа

Вариант 1

Реши задачу:

В хвойном лесу было всего 1200 деревьев. Ёлей было 0, 26 всего леса. Сколько елей и сосен в хвойном лесу?

Решение:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ  МАТЕМАТИКИ (Вариант 2)

Пример

Ответ

1

6,7-2,5

2

6-0.4

3

3,08+1,2

4

9+0,03

5

1413,12*0,01

6

1,919:19

7

0,34:1,7

8

1413,12:100

9

1,6*0,2

10

1413,12*100

1.Выполните вычисления

Вычисления:

Задача 1

 При благоприятных условиях сосна достигает высоты до 55м, лиственница – на 10 метров меньше, чем сосна; кедр – 2 раза ниже, чем сосна; а высота ели в 2,5 раза меньше высоты лиственницы. Сделайте вычисления и узнайте высоту деревьев, которую они могут достичь.

Решение:

Самостоятельная работа

Вариант 2

Реши задачу

В хвойном лесу было всего 2000 деревьев. Кедра было 0, 55 всего леса. Сколько кедров и пихты в хвойном лесу?

Решение



Предварительный просмотр:

  1. Лиственница считается одним из красивейших деревьев России. Лиственница –дерево долгожитель. Предельным возрастом лиственницы сибирской считают 450–500 лет, но известны долгожители, возраст которых достигает 900 лет. На лиственницы приходится почти половина площади всех российских лесов.

  1. В сентябре 1960 года в небольшом американском городе Сиэтл (штат Вашингтон) состоялся пятый Всемирный лесной конгресс. На конгрессе собрались лесоводы из 91 страны. В центральной аллее в парке Дружбы каждая делегация должна была посадить национальное дерево своей страны. Советские лесоводы посадили дерево Лиственница сибирская. С тех пор лиственница является национальным деревом России.

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики". (Редактированный).

Интегрированный урок проводится с учителями биологии и технологии с учётом всех требований ФГОС. Презентация к уроку для интерактивной доски....

Презентация к интегрированному уроку математики и биологии "Действия с дробями. Красная книга" 6 класс

Презентация к интегрированному уроку математики и биологии "Действия с дробями. Красная книга" 6 класс...

Задачи к интегрированному уроку математики и биологии "Действия с дробями. Красная книга" 6 класс

Задачи к интегрированному уроку математики и биологии "Действия с дробями. Красная книга" 6 класс...

Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе с привлечением медицинского работника "Измерение углов. Сколиоз позвоночника".

Цели интегрированного урока математики и биологии в 5 классе   "Измерение углов. Сколиоз позвоночника" предусматривают: закрепление умений пользоваться транспортиром для измерения углов, формиров...

Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (разработка урока)

Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по Байкалу....

Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (презентация к уроку)

Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по озеру Байкал....