Открытый урок ": «Сложение и вычитание десятичных дробей».
план-конспект урока по математике (6 класс)

Гусалова Фатима Казбековна

Открытый урок в 6 классе по теме " Сложение и вычитание десятичных дробей"  Задачи урока : развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать ,делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».                                                                                                                                                                                                  Дата:  12.12. 2017г.

Класс: 6 «В»

Учитель: Гусалова Фатима Казбековна

Количество учащихся в классе:  25                                                                                                                                                                                                                                                    Присутствовали на уроке: 21                                                                                                                                                                                                                                                                                   Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.                                                                                                                                                                                                       Цели:                                                                                                                                                                                                                                                                                         Предметные: закрепить навыки сложение и вычитания десятичных дробей, развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.                                                                                                                                                                                                                                                     Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд.                                                                                                                                                        Метапредметные: формировать умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

 Задачи урока:         

Обрaзовательные

(формирование пoзнавательных УУД)

научить в прoцессе реальной ситуaции использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь». Решать задачи и примеры по данной теме.

Рaзвивающие

(формирование регулятивных УУД)

развивать умение aнализировать, срaвнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Воспитательные

(формирование коммуникативных и личностных УУД)

развивать умение слушать и вступaть в диaлог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

        Плaнируемые результаты:        

УУД

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи

Пoзнaвательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи

Регулятивные: сaмостоятельно фoрмулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Десятичные дроби, сложение, вычитание.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Необходимое учебное оборудование:

Компьютер (или компьютерный класс), проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, листы самооценивания


                                                                                   

                                                                             

                                                                                   

    Технологическая карта урока.

Этапы урока

Время этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задачи этапа

Универсальные учебные действия, формируемые на этапе

I этап Мотивационный блок. Организация начала урока

2 мин

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся готовятся к уроку, проверяет наличие необходимых принадлежностей,

Подготовить учащихся к осуществлению учебной деятельности на уроке.

Саморегуляция, самоконтроль.

Личностные: самоопределение, смысло образование.

Регулятивные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

II этап. Мотивационный блок. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного повторения материала

Форма обучения: фронтальная

.

2 мин

Учитель: Сегодня мы проведем повторения и обобщения темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

 Проверку знаний теоретического материала по теме урока проведем с помощью сигнальных карточек.

1. любое смешанное число или любую обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной; (-)

2. прежде, чем сравнивать десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой; (+)

3. десятичная дробь увеличится, если справа приписать нуль; (-)

4. из двух десятичных дробей та больше, у которой больше целая часть; (+)

5. если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5, 6, 7, 8, 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на 1.(+)

6. чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, надо записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой, выполнить сложение, не обращая внимание на запятую;(-).

7. сумма десятичных дробей не может быть натуральным числом (-)

Учитель: Оцените себя на данном этапе урока.

Учащиеся формулируют цели урока: на уроке мы узнаем как наши знания о десятичных дробей применить при решении нестандартных задач и задач встречающихся в реальной жизни.

Создать условия для повышения мотивации учебной деятельности учащихся, активности и познавательной самостоятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Определение цели, способов взаимодействия.

III этап.

Блок актуализации полученных знаний (устная работа).

10 мин

 Учитель:

5) Сравнить дроби:

31,28 … 46,72

138,01… 99,8487

17,3… 17,30

3,006…3,0006

28,466… 28,468

4,055… 4,0505

6) вычислить:

5,7 + 6,6=

7,8 + 8,36 =

3,5 + 12,87 =

27 + 3.4 =

2,256 + 0,742 =

учащиеся:

5) Сравнивают:

31,28 < 46,72

138,01> 99,8487

17,3= 17,30

3,006>3,0006

28,466< 28,468

4,055> 4,0505

6) вычисляют:

5,7 + 6,6=12,3

7,8 + 8,36 =16,14

3,5 + 12,87 = 16,37

27 + 3.4 =30,4

2,256 + 0,742 =2,998

Организовать устную работу с учащимися по закреплению учебной информации, развивать активность и самостоятельность.

Познавательные 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные(самоопределение к учебной познавательной деятельности).              Регулятивные (целеполагание, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).

Коммуникативные умения(слушать и слышать)

IV этап. Практический блок. Фронтальная проверка сформированности знаний и умений по теме, с применением доски.

18 мин.

1) Кто- то решил над нами пошутить и стер в примерах запятые, вот такие смешные равенства получились.        

1) Восстановите запятые на месте:

а) 32+18=5;

б) 3+108=408;

в) 42+17=212.

2) Восстановите знак «+» или «-»

а) 15,56   12,34=27,9;

б) 38,54   3,854=34,686;

в) 18,38   0,7=19,08.

3) Вместо □ вписать цифру

а) 0,□5>0,15;

б) 3,12<3,□1;

в) 0,2□>0,19;

г) 14,□5>14,53;

д) 0,001<0,0□1;

е) 5,94>5,□9.

4) С помощью какого действия можно найти корень уравнения?

а)5,7+х=18,3;

б) а-4,2=8,6;

в) 3,9-у=2,3

1) Ученики восстанавливают:

а) 3,2+1,88=5;

б) 3+1,08=4,08;

в) 4,2+17=21,2.

2) Учащиеся восстанавливают знак:

а) 15,56+12,34=27,9;

б) 38,54-3,854=34,686;

в) 18,38+0,7=19,08.

3) Вписывают цифру

а)2

б)8

в)0

г)6

д)1

е)8

4) Находят действие:

а) С помощью вычитания х=12,6;

б) С помощью сложения а=12,8;

в) С помощью вычитания у=1,6.

Организовать самостоятельную деятельность учащихся. Развивать активность и познавательную самостоятельность.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение структурировать знания; ориентировка и разнообразие способов решения задач; осознанные и произвольные построения речевого высказывания в устной и письменной форме

. 

V этап.

Постановка темы, цели и задач урока.

Деятельностный блок. Решение мотивационно-прикладных задач.

Физкультминутка.                                Цель:

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Деятельностный блок. Решение мотивационно-прикладных задач.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

10 мин.

Учитель: Тему нашего урока вы сформулируете мне сами, после того как решите задачу.

Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,2м и, пролетев 5,6 м, передумал. Сколько метров тебе еще лететь поневоле?

- Какие действия вы выполняли при решении данной задачи? С какими числами вы работали?

- Сформулируйте тему урока.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока (записано на доске)

- Итак, что же мы сегодня будем делать на уроке?

- Каковы задачи нашего урока?

Учитель. Молодцы, а теперь давайте отдохнем.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз

 

Решить уравнение

а) х +

б) х+2,8=3,72;

в) (х+3,5)-4,8=2,4;

г) (7,1-х)+3,9=4,5.

 Решить задачи

а) Скорость течения реки 1,8 км/ч. Найти скорость катера по течению и скорость катера против течения, если собственная скорость катера 18 км/ч.

б) Скорость течения реки 3,7 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения, если его собственная скорость 12 км/ч.

в) В одном ящике 44,8 кг.яблок, во втором на 2,5 кг. меньше. Сколько яблок в двух ящиках.

г) Найдите периметр треугольника АBC если AB=2,8см., BC>AB на 0,8см., но меньше АС на 1,1 см.

Учитель

Организовывает самостоятельную работу учащихся. Раздает пакеты с заданиями

Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание по ней.

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием, для этого поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- По предложенным критериям выставьте оценки.

Критерии оценки:

«5» - 5 правильно выполненных задания

«4» - 4 правильно выполненных задания

«3» - 3 правильно выполненных задания

«2» - 2 правильно выполненных задания.

- Поднимите руку те, кто получил оценку «5», «4», «3», «2».

- Заполните листы самооценки.

Учитель: Ребята, а какое из заданий по тексту вызвало у вас наибольшее затруднение?

- Давайте вернемся к решению этого задания. Что мы видим?

- Каким знаком арифметического действия можно заменить данную сумму?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на следующем уроке?

Деятельность учащихся:

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цели урока. Под руководством учителя определяют задачи урока, формулируют тему урока.

- «Сложение и вычитание десятичных дробей»

- Продолжать овладевать умением складывать и вычитать десятичные дроби, отработать правила сложения и вычитания десятичных дробей, развивать навык устного сложения десятичных дробей, повторить знания о десятичных дробях, систематизировать знания о десятичных дробях, продолжить развивать навык самооценки работы на уроке в различных формах работы.

Заполняют листы самооценки.

Деятельность учащихся: повторяют движения за учителем

Решают:

а) х=3;

б) х=0,92;

в) х=3,7;

г) х=6,5.

а)19,8 км/ч – по течению; 16,2 км/ч – против течения;

б) 15,7 км/ч - по течению; 8,3 км/ч – против течения.

в) 42,3 кг. во втором, 87,1 кг. в двух ящиках.

г) P=11,1.

учащиеся выполняют самостоятельную работу на индивидуальных карточках,  затем проверяют по эталону.

Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

-

 Последнее.

- Оно решалось сложением нескольких одинаковых десятичных дробей.

- Умножением.

Формулируют тему следующего урока. («Умножение десятичных дробей»)

Применение знаний о решении уравнений при решении задач, встречающихся в реальной жизни.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

VI этап.

Деятельностный блок. Подведение итогов. Рефлексия.

2 мин.

Учитель организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Для чего нам нужны умения складывать и вычитать десятичные дроби:

- Для решения различных задач.

- Чтобы можно было решать задание на умножение и деление десятичных дробей.

- Оцените и подведите итог своей работы во время урока.

"5" - 15-14 б ; "4" - 13-11 б; "3" - 10-8 б; "2" - 7 и менее баллов.

- Сдайте листы самооценки.

Удалось ли вам решить поставленную цель урока?

- Какие возникли трудности?

- Какие знания, полученные ранее, позволили справиться с заданиями?

Осуществляют рефлексию; Устно анализируют и подводят итоги урока, рассказывают, какие умения приобрели и развили, какой эмоциональный заряд получили

заполняют листы самооценки.

Организовать проведение учащимися самоанализа и самооценки собственной учебной деятельности на уроке и уровня знаний по теме.

Рефлексия способов и условий действия; оценка процесса и результата деятельности.

VII этап.

Домашнее задание:

2 мин.

Домашнее задание я выдала вам в электронном дневнике. Оно рассчитано на три уровня сложности. Каждый из вас выбирает тот уровень, с которым он может справиться и выполняет его.

записывают домашнее задание

Учитель. Ребята! Спасибо за урок. Впереди у нас еще много новых интересных открытий. Я желаю вам успехов в дальнейших познаниях.

До свидания.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разработка урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Цели:-повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;-продолжить работу по закреплению выч...

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: обобщение – систематизация знаний.Цели урока:  закрепление вычислительных навыков, повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей,  формирование умений выполнять действи...

Презентация к уроку "Урок – смотр знаний в 5 класс по математике. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»."

Презентация к уроку:Урок – смотр знаний в 5 класс по математике.Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»....

Открытый урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Открытый урок "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

Тип ресурса: технологическая карта ОТКРЫТОГО УРОКАКласс: 5Дата проведения: 13.02.2018Предмет: математикаТема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.Тип урока: урок комплексного применения знани...