ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
статья по математике

Статья в Сборнике трудов IV Всероссийской научно-практической конференции ( с международным участием) 15-16 ноября 2017 года. г. Стерлитамак Республика Башкортостан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_melkovaan_4.doc.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.851

Мелкова А.Н

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

В работе дан краткий обзор и анализ использования электронных образовательных ресурсов на уроках математики. Приведены примеры использования данных ресурсов на разных этапах урока.

Ключевые слова: электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, математика. 

Сегодня в современной системе образования при организации учебного процесса важное место занимает электронное обучение.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ», в статье 16, электронное обучение определяется как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.» [1, ст.16]. Основная цель внедрения электронного обучения заключается в необходимости «сформировать у обучающихся закрепленные в соответствующих стандартах компетенции, современные взгляды на жизнь в условиях всеобщей доступности информации, понимание информационных технологий как неотъемлемой составляющей повседневной жизни граждан»[2, п.3].  Внедрение электронного обучения вызывает много вопросов, таких как: принесет ли это положительные результаты, получит ли одобрение со стороны учителей, учащихся и родителей, можно ли различными электронными средствами обучения через компьютерное оборудование решить проблемы повышения качества знаний, научить учащихся добывать информацию, понимать ее и применять на практике и т.д.

 Сегодня в гимназии активно внедряется электронное обучение. Гимназия одной из первых в районе начала работать с образовательной системой «Дневник.ру», осуществлен переход на электронный журнал без ведения бумажного на всех ступенях обучения. С 2014 года на базе гимназии работает сетевая инновационная площадка ИРО РБ «Управление качеством образования на основе внедрения электронного обучения». Гимназия оснащена современным компьютерным оборудованием, в каждом учебном кабинете установлены проекторы, интерактивные доски, есть выход в Интернет.

Индустрия информационных технологий развивается очень быстро, поэтому выбор электронных образовательных ресурсов довольно велик. Учителя гимназии в своей педагогической деятельности используют электронные образовательные ресурсы разработанные платформами «Учи.ру», образовательными порталами «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», принимают участие во Всероссийской неделе мониторинга, предложенной электронной школой «Знаника».

В 2016 году мы узнали об образовательном проекте Сколково «ЯКласс» и стали активно применять его в своей педагогической деятельности. Данный проект имеет много плюсов: его могут использовать не только учителя и ученики, но их родители, в его основе лежит системно-деятельностный подход в обучении. ЯКласс содержит крупнейшую базу теоретических материалов и тренировочных заданий. Технология Genеxis, лежащая в основе проекта, позволяет генерировать сотни вариантов одного задания. Все задания в базе ЯКласс – в полном распоряжении педагогов. Учитель может создать проверочную или домашнюю работу и выслать ее своим обучающимся всего за несколько минут, тем самым исключить проблему списывания и моментально получить отчет по выполненной работе.  

Ребятам нравится работать на ЯКласс, потому что у них есть возможность заниматься в удобное для них время, в своем ритме. У обучающихся, пропустившим занятия, появилась возможность ликвидировать пробелы в знаниях по отдельным темам учебных предметов. Ученики соревнуются друг с другом в классе и с параллельными классами, так как за правильные ответы они получают баллы. Школьники гонятся за очками, как в любимых играх, но «прокачивают» не виртуальных персонажей, а собственные знания. 

С 2014 года гимназия имеет мобильный класс, на 25 ученических мест, позволяющий организовать работу с учащимися на уроке с использованием электронных образовательных ресурсов. Наполняемость классов позволяет организовать учебный процесс по модели «1 ученик:1 компьютер». В течение трех лет на уроках математики нами внедряется практика использования ЭОР в учебном процессе в условиях мобильного класса.

Одной из форм контроля в гимназии являются диагностические и тренировочные работы в системе СтатГрад. С помощью системы СтатГрад можно получать тексты работ по учебным предметам, для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и другим формам итогового и промежуточного контроля. Большой плюс системы «СтатГрад» мы видим в том, что она не только оценивает знания, но и даёт рекомендации, находит слабые места в качестве преподавания дисциплины. 

«Современный учительский портал», «Педсовет.су», «Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов», «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» - сайты для учителей математики, предлагающие интерактивные тесты и тренажеры, которые являются одним из эффективных и рациональных дополнений к методам отработки и закрепления умений и навыков, проверки знаний учащихся. Так, например, из сайта «Учительский портал» в своей работе используем тренажеры «Многоугольники. Параллелограмм», «Действия с целыми числами», «Вписанные и описанные многоугольники», набор из трех тестов по подготовке у ОГЭ по математике и другие. Данные ресурсы позволяют увеличить темп работы на уроке, помогают успешной отработке различных вычислительных навыков, с их помощью выполняется большее количество заданий, создается ситуация успеха.

«Большая роль для организации работы на уроках математики отводится занятиям с различными электронными приложениями к учебникам.  Приложения к учебнику «Геометрия 7-9» автор Атанасян Л.С., электронное приложение УМК «Сферы» по математике в 5-6 классе, электронное приложение по математике в 5-6 классе к учебникам Виленкина Н.Я., УМК «Живая Математика» для использования в 6-11-х классах»»[3,c.50]. Эти программные продукты привлекают тем, что позволяют значительно расширить содержание учебника, в них много дополнительной информации для учащихся.

Каждый ученик, в начале учебного года, получает диск с электронным приложением, для того, чтобы установить его на домашнем компьютере.  Таким образом, на уроке и дома он имеет возможность открыть на экране компьютера любую страницу учебника и получить дополнительную информацию, просмотреть соответствующую флэш-демонстрацию, потренироваться на тренажере или проверить себя с помощью теста.

Мы часто говорим: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Эта пословица имеет свое яркое подтверждение на уроках математики с использованием электронных образовательных ресурсов. Трудно на бумажном листе продемонстрировать, например, тему: «Аксиомы стереометрии» или «Построение сечений многогранников» и в результате учащиеся испытывают трудности в их изучении. Использование архива видеозаписей портала www.youtube.com, видео уроки проекта «ИнфоУрок», просмотр флэш-демонстраций из электронных приложений к учебникам, делают процесс изучения нового материала не только увлекательным событием, но и позволяют представить материал более наглядно. Широкое применение у учителей математики получила виртуальная среда «Живая Математика», которая дает возможность динамического, живого, графического отображения математических объектов школьной математики. С помощью «живых чертежей» лучше воспринимаются математические понятия, утверждения, постигаются трудные темы. Ученик напрямую работает с объектом математики, начинает его чувствовать, к нему приходит понимание, осмысление.

Электронные образовательные ресурсы оказывают большую помощь при организации внеурочной деятельности с учащимися. Так, например, электронное приложение УМК « Сферы» в разделе «Математический кружок» предлагает набор заданий для проведения занятий математического кружка. Данные задания сгруппированы по темам, содержат решения и ответы, которые мы используем для работы с одаренными детьми, при подготовке к олимпиадам по математике в 5-6 классах.

Использование электронных образовательных ресурсов побуждает развиваться, искать новые формы проведения уроков. Меняется характер взаимодействий с учениками. Данное средство организации обучения превращает учителя из простого источника знаний в организатора, координатора их действий, в наставника. Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов проходят на высоком эмоциональном уровне, надолго запоминаются, ученики делятся дома впечатлениями со своими родителями.

Применение электронных образовательных ресурсов помогает учителю решить множество задач: представить в виде учебных видеофильмов и презентаций информацию к уроку, в интерактивном режиме изучить модели объектов, организовать внеурочную, исследовательскую деятельность, быстро и объективно оценить знания учащихся.

На наш взгляд использование ЭОР на уроках имеет свои плюсы. Для учителя это неиссякаемый источник информации, экономия учительского времени при подготовке к урокам, большой выбор вариативной работы, наглядного материала. У учащихся вырос познавательный интерес к математике, повысилось качество знаний по предмету.

В то же время важно помнить, что электронные образовательные ресурсы не могут решить всех проблем учителя. Необходимо осторожно и грамотно подходить к их использованию в учебном процессе, чтобы не потерять главное предназначение математики - научить мыслить, анализировать, обеспечить формирование математической грамотности наших выпускников.

Библиографический список

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016). Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.Концепция развития электронного образования в Республике Башкортостана период 2015-2020 годов. (Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 сентября 2015 года № 368).

3. Мелкова А.Н. Использование электронных приложений на уроках математики в условиях мобильного компьютерного класса/ МКУ Управление образования муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан// Брошюра «Адреса передового педагогического опыта»/ МКУ Управление образования муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан г. Мелеуз, 2017.- С.1-60.

Сведения об авторе

Мелкова Анжелика Николаевна, учитель математики и информатики, МОБУ гимназия № 1, г. Мелеуз, Республика Башкортостан, Россия. Е-mail: anzhelika.melkova@mail.ru. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Материал содержит тезисы выступления на конкурсе "Моя педагогическая инновация" по проблеме использования на уроках математики электронных образовательных ресурсов...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики как средство развития познавательной самостоятельности учащихся

Для повышения уровня развития познавательной самостоятельности учащихся необходимо повышение их мотивации к изучению предмета и изменение подходов педагога к процессу обучения.  А это невозможно ...

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"....

Выступление на мо по теме: "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики".

Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информа...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

  Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; р...