Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики
электронный образовательный ресурс по математике

Китаева Марина Викторовна

    Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников; позволяют провести рефлексию знаний.

        Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники математики, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kitaeva_m.v.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

М.В.Китаева

МОАУ СОШ №15, г. Райчихинск

В современных условиях информационного общества происходит процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Она предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Этот объективно происходящий в обществе процесс учтён при разработке ФГОС.

В этой связи закономерно, что в учебниках широко представлены задания нового типа, задания, сводящиеся к метапредметной деятельности учеников.

Изменять и неограниченно обогащать содержание образования позволяют  богатейшие возможности представления информации на компьютере. В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса любого предмета,  в том числе и  математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников; позволяют провести рефлексию знаний.

Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники математики, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

В своей работе использую электронные методические пособия издательства «Учитель», «Экзамен», «Планета», «Дрофа».

 Однако, имеющиеся в школьной медиатеке диски, обучающие программы не всегда учитывают особенности класса, содержания программы. Поэтому их использую не в полном объеме, а конкретные темы или задания.

На уроках обобщения и систематизации знаний, для самостоятельной работы обучающихся использую диск «Учебное электронное издание МАТЕМАТИКА 5-11».

Применение указанного диска позволяет мне реализовывать такие цели как:

  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся;
  • воспитание навыков самоконтроля;
  • увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера;
  • повышение удельного веса исследовательской деятельности в учебном процессе;
  • возможность увеличения объема информации и собственной практической деятельности ученика.

Мне нравятся  в этом электронном пособии задачи – исследования. Например, в 6 классе при изучении темы «Умножение и деление дробей» предлагаю обучающимся выполнить следующее задание - №6 (в классе имеются 15 ноутбуков).

Задача – исследование: Сравните числа:

  1. 5:          5;

                         .

  1.  5:          5;

                        .

Сделайте вывод о делении числа на правильную и неправильную дробь.

Запишите соответствующие буквенные неравенства:

            a :        а,                              a :        a.

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.

На уроках «открытия» нового знания при изучении графиков функции использую «Электронное учебное пособие «Интерактивная математика 5-9 классы». Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать с помощью инструментария лаборатории. Задачи распределены по классам и «привязаны» к соответствующим пунктам учебников. В ходе решения предполагается контроль за действиями учащихся, как со стороны компьютера, так и учителя, предусмотрена отправка выполненных заданий от ученика к учителю по сети, а также возможность самоконтроля с помощью компьютера.

Использование интерактивных дисков «Функции и графики», «Уравнения и неравенства» позволяют на уроках рефлексии использовать разнообразные тренажёры для фиксирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях.  

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет. Рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line. На сайте http://www.uztest.ru легко подготовиться к тестированию по математике.

Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. Следует отметить, что именно тестирование стало основной формой сдачи экзаменов. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет.

Любой учитель, который создавал для своей работы тестовую среду, конечно, согласится, что разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий процесс. В моей копилке есть тесты, разработанные и составленные мною по разным темам. Но от коллег, в сети Интернет всегда можно найти подходящий для себя инструментарий – более удобный и качественный. Сейчас на уроках развивающего контроля и для отработки вычислительных приёмов мною используется программа MyTest, разработанная Башлаковым Александром Сергеевичем, а также конструктор тестов «Тестирование в MS PowerPoint», тесты, созданные в MS Excel. Эти программы очень просты и доступны в использовании, позволяют создать не только контрольные тесты, но и тесты в обучающем режиме. Подборку материалов я беру из сборников «Математика: к ЕГЭ шаг за шагом», а также различные КИМы по пройденным темам.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку.  Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни. С помощью программы ФотоШОУ-PRO возможно быстро и качественно создать учебный фильм, который будет просто незаменим при дистанционном обучении.

Повышения мотивации к самообучению, личностной самооценки,  реализации креативного потенциала позволяет достичь использование web-квестов на уроках математики. Один из примеров квеста в моей практике является квест «Проценты. Круговые и столбчатые диаграммы».         http://kvest15.jimdo.com. Квесты позволяют максимально интегрировать Интернет в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе.

На занятиях во время внеурочной  деятельности предлагаю ребятам решить некоторые головоломки, используя диск с развивающими упражнениями «Математические загадки»; выполнить проектные и творческие работы: создать компьютерные презентации или веб-странички об истории развития пройденной темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Ребята с интересом берутся за работу и даже создают свои учебные фильмы в программе ФотоШОУ-PRO. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности.

Использование современных электронных образовательных ресурсов позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у обучающихся интерес к математике не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности. Такая информационная обстановка, стимулирует интерес и пытливость ребенка, предоставляет ученику возможность выбора индивидуальной траектории изучения темы. Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в школе.

Литература:

  1. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике//Наука и эпоха: монография/под

ред. О.И.Кирикова.-Воронеж:Изд-во ВГПУ, 2011.-С.243

  1.  Математика. Электронные образовательные ресурсы.// http://eorhelp.ru/node/487
  2. Чеботарёва Л.А. Информационные технологии в преподавании математики. http://www.uchportal/load/25-1-0-34667   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Материал содержит тезисы выступления на конкурсе "Моя педагогическая инновация" по проблеме использования на уроках математики электронных образовательных ресурсов...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики как средство развития познавательной самостоятельности учащихся

Для повышения уровня развития познавательной самостоятельности учащихся необходимо повышение их мотивации к изучению предмета и изменение подходов педагога к процессу обучения.  А это невозможно ...

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"....

Выступление на мо по теме: "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики".

Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информа...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Статья в Сборнике трудов IV Всероссийской научно-практической конференции ( с международным участием) 15-16 ноября 2017 года. г. Стерлитамак Республика Башкортостан...