Методическая разработка раздела программы 5 класс «Обыкновенные дроби»
презентация к уроку по математике (5 класс)

Хренкова Галина Григорьевна

Методическая разработка раздела программы 5 класс «Обыкновенные дроби»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела программы по математике для 5 класса по теме «Обыкновенные дроби» Автор: Хренкова Галина Григорьевна учитель математики Берендеевская средняя школа 2019 год

Слайд 2

Пояснительная записка Понятие, как множество определяющих его свойств, фиксированное в мышлении человека, является одной из главных компонент содержания любого учебного предмета, в том числе – и математики. Одно из первых математических понятий, с которым ребенок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое значение. В школу обычно ребенок приходит, имея представление о натуральных числах. В процессе изучения математики понятие о числе постепенно расширяется. Это связано с практическим применением чисел – измерением величин. Для этих целей натуральных чисел оказывается недостаточно: не всегда единица величины укладывается целое число раз в измеряемой величине. Для того чтобы выразить результат любого измерения, необходимо расширить запас чисел, введя новые числа, отличные от чисел натуральных. Именно так появляются рациональные (т.е. дробные) числа , а затем и иррациональные , которые вместе образуют множество действительных чисел. На этом расширение понятия о числе не останавливается, а продолжается, поскольку это необходимо для других наук и самой математики. Знакомство с понятием дробного числа происходит, как правило, в начальных классах. Затем понятие дроби расширяется и углубляется. В связи с этим, учителю необходимо хорошо владеть методами ознакомлении с дробными числами, обучению действиям, научить видеть взаимосвязи между множествами натуральных и рациональных чисел, и, в конечном счете , полноценному усвоению понятия рационального числа. Понятие дроби и действия с дробями не являются такими элементарными как представляется математикам и учителям математики. Нередко действия с дробями вызывают серьезные затруднения даже у старшеклассников и студентов. Поэтому проблема надежного и четкого усвоения понятия дроби и свойств дробей является актуальной.

Слайд 3

Раздел программы по математике «Обыкновенные дроби» решает ряд целей обучения: Предметные – систематическое развитие понятия числа; выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами. Метапредметные – создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности. Личностного развития – развитие логического мышления; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность; развитие интереса к математическому творчеству.

Слайд 4

Основной целью изучения раздела «Обыкновенные дроби» в 5 классе является познакомить каждого учащегося с понятием дроби в объеме , достаточном для введения десятичных дробей. Задачи изучения раздела: ü Познавательные – познакомить учащихся с понятием «дробь»; формировать умения отмечать дробные числа на координатном луче; формировать умения читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические действия с дробями . ü Развивающие – развивать восприятие, внимание, память; развивать умения сравнивать, анализировать; развивать навыки реализации теоритических знаний на практике. ü Воспитательны е – воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе; содействовать рациональной организации труда.

Слайд 5

Раздел «Обыкновенные дроби» подразделяется на два блока изучения темы: 1 блок – Окружность и круг. Доли и обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Цели изучения блока : ü Научить понимать, что такое доля, половина, треть, четверть; уметь записывать дроби, изображать дроби на координатном луче; ü Научить сравнивать дроби, выработать навык в сравнении дробей; ü Научить определять правильные и неправильные дроби, сравнивать их с 1 2 блок – Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Цели изучения блока: ü «Открыть» правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применять это правило при выполнении действий; ü Научить записывать результат деления в виде дроби, натуральное число в виде дроби, делить сумму на число; ü Научить определять, что такое смешанное число; выделять целую часть из неправильной дроби; смешанное число представлять в виде неправильной дроби; ü «Открыть» правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Слайд 6

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями Адаптационный период ( увеличивается количество учебных предметов , вместо одного учителя с классом работает уже несколько учителей, у которых различные требования, стили ведения урока, отношения к учащимся ). Учащиеся 5 классов обладают достаточно высоким уровнем развития восприятия:( острота зрения, слуха, ориентировка на форму и цвет предмета) . Младший подростковый возраст (возникновение чувства взрослости) . Особенности восприятия учебного материала ( реальность предметного мира, образно-знаковых систем, начало формирования абстрактного мышления ) Не сформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти. С тремление к установлению доверительно-дружеских отношений со сверстниками .

Слайд 7

Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Обыкновенные дроби» Должны знать: Ø что называют окружностью, кругом, радиусом и диаметром окружности, соотношение между радиусом и диаметром, Ø что называют обыкновенной дробью, числителем и знаменателем, Ø как сравнивают дроби с равными знаменателями, Ø алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями , Ø какие числа называют смешанными, Ø алгоритм выделения целой части из неправильной дроби(и наоборот), Ø алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел. Должны уметь: Ø строить окружность, круг, радиус и диаметр окружности, Ø сравнивать дроби, Ø отличать правильные и неправильные дроби, Ø выполнять сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, Ø читать и записывать смешанное число, представлять его в виде неправильной дроби и наоборот, Ø выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

Слайд 8

Используемые в образовательном процессе по разделу программы образовательные технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся Формы организации деятельности учащихся Технология индивидуального обучения Дифференцированный подход Ф ронтальная работа Устная работа Тестирование Контрольная работа Самостоятельная работа Методы обучения Беседа Лекция Поиск решения (по источнику передачи и восприятия информации ) Поисковая или частично-поисковая деятельности (по характеру деятельности учащихся), по степени управления – под руководством учителя Контроля и самоконтроля – взаимоконтроль при выполнении упражнений у доски, в тетрадях, самоконтроль при выполнении диктантов, самостоятельных работ.

Слайд 9

Место раздела «Обыкновенные дроби» в программе по математике Н а изучение данного раздела отводится 23 часа при 5-часовой недельной нагрузке. Актуальность раздела программы связана с дальнейшим изучением десятичных дробей в программе 5 класса. Понятие дроби и действия с дробями не являются такими элементарными как представляется математикам и учителям математики. Нередко действия с дробями вызывают серьезные затруднения даже у старшеклассников и студентов. Поэтому проблема надежного и четкого усвоения понятия дроби и свойств дробей является актуальной. Основной целью изучения раздела «Обыкновенные дроби» в 5 классе является познакомить каждого учащегося с понятием дроби в объеме , достаточном для введения десятичных дробей.

Слайд 10

Тематическое планирование раздела «Обыкновенные дроби» составлено в соответствии с Программой по математике 5-6 классов № урока № урока в теме № пункта Тема урока Оборудование 76,77 1,2 22 Окружность и круг Презентации к урокам 78-81 3-6 23 Доли. Обыкновенные дроби Презентации к урокам, тест 82-84 7-9 24 Сравнение дробей Опорный конспект 85-86 10,11 25 Правильные и неправильные дроби Опорный конспект, тест 87 12 Контрольная работа № 7 по теме «Обыкновенные дроби» Текст контрольной работы 88-90 13-15 26 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Таблица «Действия с обыкновенными дробями», текст с/р

Слайд 11

продолжение № урока № урока в теме № пункта Тема урока Оборудование 91,92 16,17 27 Деление и дроби Презентации к урокам 93,94 18,19 28 Смешанные числа Опорный конспект 95-97 20-22 29 Сложение и вычитание смешанных чисел Презентации к урокам, карточки, текст с/р 98 23 Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание дробей» Текст контрольной работы

Слайд 12

ТЕМА УРОКА : Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Цель урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; развивать математическую речь, внимание, память , умение работать самостоятельно; воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчивость . Задачи урока : Образовательные: повторить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность; развивать умение анализировать, наблюдать, делать выводы ; Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, взаимоуважение; воспитывать честность в оценке своих знаний .

Слайд 13

План урока Устная работа(5 мин) Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание дробей » (20 мин) Физкультминутка (2 мин) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой(15 мин) Итоги урока , задание на дом( 3 мин) Тип урока – закрепление материала по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная 3 . Необходимое техническое оборудование – компьютер, медиапроектор

Слайд 14

Работаем устно: Прочитайте дроби. Назовите правильные дроби. Назовите неправильные дроби. Назовите дроби с одинаковыми знаменателями. Назовите дроби с одинаковыми числителями.

Слайд 15

Какая часть фигуры закрашена ?

Слайд 16

Выполните действия: Сложение дробей Вычитание дробей

Слайд 17

Расположите дроби в порядке возрастания

Слайд 18

Повторение и закрепление пройденного Работа с учебником: № 1013(в), № 1014.

Слайд 19

Найти значение выражения : № 1013(в)

Слайд 20

Решите задачу: № 1014 Для посадки леса выделили участок площадью 300 га. Ель высадили на 3/10 участка, а сосну - на 4/10 участка . Сколько гектаров занято елью и сосной вместе ?

Слайд 21

Решите уравнения:

Слайд 22

Физкультминутка Поднимает руки класс - это " раз " Повернулась голова - это " два " "Руки вниз, вперёд смотри - это " три ". Руки в стороны по - шире развернули на " четыре " С силой их к плечам прижать - это " пять " Всем ребятам надо сесть - это " шесть ".

Слайд 23

Самостоятельная работа 1 вариант Выполните действия Решить уравнения Маша прошла 5 /10 км, а Толик 7/10 км. На сколько км больше прошел Толик ? Выразите это расстояние в метрах. 2 вариант Выполните действия Решить уравнения Расстояние от дома до озера 17/20км, а от озера до станции 13/20 км. На сколько км одно расстояние больше другого ? Выразите это расстояние в метрах.

Слайд 25

Проверяем ответы

Слайд 26

Подведение итогов урока-выставление отметок Д/з: п.26, № 1042, 1043 1044.

Слайд 27

Литература 1. А.И . Ершова, В.В. Голобородько «Самостоятельные и контрольные работы для 5 класса» 3. А.С.Чесноков , К.И. Нешков , Дидактические материалы по математике для 5 класса 4. Фестиваль педагогических идей « Открытый урок » http :// festival.1september.ru/ 5.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http ://school-collection.edu.ru/catalog/teacher / 6.Математика в школе http://metodisty.ru/m/groups/files/matematika_v_shkole?cat=32

Слайд 28

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

Методическая разработка раздела программы по русскому языку 5 класса«Синтаксис»

Данная  методическая разработка раздела программы  может быть использована учителями при аттестации....

Методическая разработка раздела программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение"

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение". работа представлена на 1 квалификационную категорию....

Методическая разработка открытого урока "Обращение обыкновенной дроби в десятичную"

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина "Обращение обыкновенной дроби в десятичную"....

Методическая разработка урока по теме: «Обыкновенные дроби»

Матермал содержит:  Методическую разработку урока закрепления материала по теме" Обыкновенная дробь" в 5 классе...