Доклад «Совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся в образовательном процессе по математике».
опыты и эксперименты

Хабиева Патимат Абдулахидовна

Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с. Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Доклад

«Совершенствование

контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся в образовательном процессе по математике».

Хабиева Патимат Абдулахидовна

учитель математики

МБОУ «ООШ с.Холманка

Перелюбского муниципального

района Саратовской области »

2018 год

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССЕ.

Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? Основные задачи технологии оценивания:

−Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.

−Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

-Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

С этой целью в 5 классе применяю бездвоечный метод обучения в первой месяце, который позволяет успешно решать многие проблемы этого сложного периода, и безотметочный метод при отработке учебного материала, который обеспечивает комфортные условия пребывания ребенка в иной среде снимая эмоционально-стрессовые состояния.

В качестве инструментов оценивания могут применяться:

Портфолио – комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки;

Оценка – оценочная процедура, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности.

Самооценка – одна из форм оценочных процедур личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Существуют три вида оценивания:

  • стартовая диагностика;
  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
  • итоговое оценивание.

Необходимо обеспечить рефлексию и самоконтроль в процессе деятельности учащихся на уроке:

  • при проверке домашнего задания (самопроверка, взаимопроверка по критериям).
  • при изучении нового материала – ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту восприятия материала.
  • при рефлексии на конец урока – над чем поработать?

Для того чтобы оценка была наиболее действительной и способствовала успеху учеников, необходимо действовать дифференцированно. С этой целью применяю метод «Отсроченной отметки»: если ответ ученика окажется слабым, то целесообразно применить этот метод. Ученику предоставляю возможность улучшить качество своего учебного труда, у ученика возникает стремление овладеть лучше учебным материалом.

Процедура самооценки включает в себя:

1.Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания.

2.Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов. Для получения текущих оценочных суждений при прохождении учебного материала составляю срезовые работы. Свою деятельность по выполнению работы учащиеся оценивают самостоятельно на уровне «справился», «не справился», «затрудняюсь». Результаты работы рассматриваю вместе с учениками как указание на необходимость внести коррективы в процесс обучения.

3.Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты. В ходе выполнения заданий учащимся и учителю легко проследить на каком этапе допущена ошибка. Предлагаю учащимся выполнить задания самостоятельно. Затем ученик сверяет его с эталоном, записанным на обратной стороне доски. Для установления обратной связи на доске фиксируется число учащихся, справившихся с заданием. Затем подводим итоги: сколько человек справилось с заданием, в чем ошиблись не справившиеся. Переходим к следующему этапу – выполни аналогичное задание. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и концентрации внимания

4. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. Для этого ввела зачетные работы в форме нарешивания заданий. Определяю промежуток времени для выполнения 20-25 заданий. Учащиеся в свободном режиме выполняют задания и сдают отчет о проделанной работе. Во время прорешивания ведем журнал, где учащиеся фиксируют количество выполненных заданий.

На уроках я предлагаю ребятам оценочные листы по каждой теме (таблица 1), с помощью которых они показывают уровень понимания материала. В конце четверти составляется сводная таблица по оценкам учащихся и формируется индивидуальное задание на каникулы, с учетом тех затруднений, которые были выявлены у ребенка при анализе оценочных листов.

Таблица 1

«Лист оценивания для учащихся 5 класса по теме «Проценты»

Ф.И.О. ученика (цы):  

Уровни усвоения

Образовательные

ресурсы

Критерии

Самооценка

ученика

Оценка учителя

Рекомендации учителя

Воспроизведение

Я могу назвать определение процента.

1 б

Понимание

Я понимаю смысл термина «проценты».

Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;

Как перевести проценты в десятичную дробь.

2 б

Применение

Я могу определить задачи на проценты 3-х типов

находить проценты от какой-либо величины;

находить число, если известно несколько его процентов;

находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

Анализ

Я умею решать задачи всех 3-х типов.

3 б

Синтез

Я могу предложить подходящую  схему для представления текста задачи.

3 б

Оценка

Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы.

3 б

Оценочный лист позволяет получить следующие сведения о классе:

  • Уровень качества знаний и уровень успеваемости по теме данного урока и предыдущей теме.
  • Уровень овладения учащимися общеучебными умениями и навыками: анализом, умением доказывать, делать выводы;
  • Уровень развития устной речи;
  • Уровень умения работать с информацией;
  • Уровень грамотности;
  • Уровень умения использовать полученные знания в практической жизни;
  • Уровень адекватности самооценки учащихся.

Применение Оценочного листа позволяет отследить по каждому ученику изменение его уровня знаний, умений и навыков при изучении различных тем в течение учебного года. Оценочный лист даёт возможность вести постоянный мониторинг результата образовательного процесса по каждому ученику и классу в целом. Также он позволяет оценить эффективность применяемых на уроках методов для обучения и воспитания конкретного ребёнка и класса.

В своей работе помимо традиционных методов применяю и нестандартные формы контроля знаний учащихся .Например ,аукцион в 6 классе для закрепления  темы «Простые и составные числа».На торг выставляется книга “Принципы делимости”. Плата – особая. “Покупатели” называют виды чисел, которые они знают, дают их определения, делают сообщения.

Это могут быть числа:

а) чётные,
б) нечётные,
в) простые,
г) составные,
д) “числа-близнецы”,
е) совершенные,
ж) дружественные,
е) обращённые,
и) палиндромические.

Возможно, кто-то из учеников назовёт числа Фибоначчи, Ферма, Евклида, Мерселина Ученик, назвавший большее количество видов чисел, или сделавший это последним, получает выставленный лот.

«Сказка с заданиями»

Задача 1 

  1. 28 сентября число 28 решило пригласить в гости всех своих делителей, меньших, чем оно само. Первой прибежала единица, за ней двойка, за ней... Напишите список всех гостей числа 28.
  2. Когда все гости собрались, число 28 увидело, что их немного. Оно огорчилось и предложило, чтобы каждый из гостей привёл ещё и своих делителей. Сколько придёт новых гостей?
  3. Единица объяснила числу 28, что при таком условии новые гости к нему не придут: ведь если какое-либо число b – делитель числа а, а число с – делитель числа b, то с будет делителем и числа а. Проверьте это при а = 30: найдите все его делители и для каждого из них его делители.
  4. Чтобы утешить число 28, его гости соединились знаком “+”. И, о чудо, сумма оказалась равной самому числу 28! Единица сказала, что всякое число, которое равно сумме своих меньших делителей, называется совершенным. Так что 28 – совершенное число. Число 28 обрадовалось и спросило, какие есть ещё совершенные числа. Всезнающая единица объяснила, что совершенные числа встречаются очень редко: среди чисел до миллиона только 4 совершенных. Число 28 – единственное двузначное совершенное число, есть только одно трёхзначное совершенное число – 496 и только одно однозначное. Проверьте, что число 496 совершенное, и найдите однозначное совершенное число.
  5. Наступило 29 сентября, и число 29 тоже решило пригласить в этот день в гости своих наименьших делителей. Первой, как всегда, пришла единица. Кто ещё пришёл в гости? Что ещё можно сказать про число 29? Какое оно?
  6. Числам понравилось приглашать в гости своих делителей. Кто пришёл в гости 30 сентября, вы знаете, если выполнили задание в). И в октябре продолжался тот же обычай. Только одно число не дождалось гостей. Что это за число? Сколько раз оно само побывало в гостях?
  7. У каких чисел был только один гость? Что это за гость?

Такие формы оценочной работы повышают интерес к  как игре ,сказке ,предмету ;

дети в роли «аукционеров- покупателей» а средства платежа-богаж знаний.  А во время игры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить.

Основными целями контрольно-оценочной деятельности являются следующие:
• Активизация учебно-познавательной деятельности каждого учащегося
• Самооценка уровня усвоения материала
Однако учителю необходимо заботиться о накопляемости оценок, о необходимости оценивать знания, умения и навыки по математике учащихся, добиваться активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Считаю, что перечисленные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся.

Яцкина Галина Васильевна  Выступление на семинаре заместителей директоров школ по УВР23.12.2010г....

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...

Доклад на тему «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС»

Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС»...

Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»

Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...

Доклад «Методика организации образовательного процесса по математике в начальном общем образовании»

Методика организации образовательного процесса по математике в начальном общем образовании...

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике...

Диагностическая деятельность учителя ПТО – необходимое условие образовательного процесса ОО»

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие обуч...