Диагностическая деятельность учителя ПТО – необходимое условие образовательного процесса ОО»
методическая разработка по технологии

Волкова Наталья Владимировна

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие обучающимся положительного отношения к труду. В школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам в решении данных задач особое место занимают уроки  прфессионально-трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_deyatelnost.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

РМЦ ГКОУ «Богордская школа №8»

Диагностическая деятельность учителя ПТО – необходимое условие образовательного процесса ОО»

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие обучающимся положительного отношения к труду. В школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам в решении данных задач особое место занимают уроки  прфессионально-трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов.

Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни.

Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особо оговорено в декларации право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для того, чтобы воспользоваться этими правами ребенок с ОВЗ должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания и в период обучения в школе.

Трудовое обучение в нашей школе представляет собой систему, звенья которой тесно связаны и дополняют друг друга.

Это обучение доступным трудовым приемам; развитие самостоятельности; формирование организационных умений, воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к профессии); привитие интереса к трудовой деятельности; исправление недостатков мелкой моторики, а также эстетическому воспитанию.

Профессионально-трудовое обучение    в нашей школе осуществляется     с 5 по 9 класс. по следующим профилям: столярное дело, швейное дело, обувное дело, Штукатурно-малярное дело, а также цветоводство.

Основные направлениями работы учителей трудового обучения  это повышение уровня познавательной активности обучающихся и развития их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

В начале обучения учитель оказывает обучающимся максимальную помощь. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых инструментов, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении технологических карт. Технологические пооперационные карты используются и при обсуждении плана работы, и во время самой работы обучающихся.

Особое значение в процессе обучения имеют диагностика и контроль за ходом развития профессиональных и личностных качеств обучающихся, показатели которых лежат в основе стратегии и тактики обучения, организации индивидуального и дифференцированного подхода, прогнозирования возможного продвижения конкретного ученика в той или иной сфере деятельности.  

Пример диагностической деятельности учителя

Формирование рабочих навыков

Цель: определение способностей ребенка овладения рабочими навыками, выделение слабых и сильных сторон ребенка, которые необходимо развивать или совершенствовать.

Задачи:

- выявить, может ли ребенок анализировать проблему;

- как реагирует на получение заранее запланированного решения или действует хаотично, методом проб и ошибок;

- как может выполнить задание: последовательно, неожиданно, обычным способом, изобретательно, оригинально или же без соблюдения последовательности;

- как может приспособиться к изменяющимся условиям (быстро или нет);

- каков у ребенка темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно, сначала медленно, а затем темп повышается;

- каковы старательность. Добросовестность, настойчивость и терпеливость;

- какова реакция на неуспех: агрессией(вербальной, направленной на учителя или на задание), общим возбуждением, критикой или же  потерей самообладания( становиться неуверенным, сдается, винит себя), воспринимает ли неуспех равнодушно, реалистично или реагирует неадекватно.

На основании проведенных опросов, наблюдений можно будет правильно строить работу с отдельными обучающимися, так и со всей группой.

Несмотря на оказание всей необходимой помощи, не все дети могут самостоятельно справляться с работой и не все дети могут результативно осуществлять самоконтроль. Поэтому контроль со стороны учителя необходим на каждом этапе работы обучающегося.

В отличие от общепринятого контроля возникла необходимость проводить диагностику на временных и на различных трудовых этапах работы (в виде графиков, таблиц и т.д.), где более четко можно проследить развитие и формирование ( в данном случае формирование трудовых навыков) детей с отклонениями в развитии.

Говоря об особенностях трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии, можно выделить несколько сторон их деятельности: целевую, исполнительскую, энергетическую, которые я применяю в своей работе.

Целевая сторона деятельности:

  • усвоение технологических знаний;
  • усвоение конечной цели работы;
  • умение организовать свою работу.

Исполнительская сторона деятельности:

  • рабочие навыки;
  • уверенность в трудовых приемах;
  • применение ранее усвоенных знаний;
  • самоконтроль;
  • доведение дела до конца;
  • наличие соматических дефектов (зрение, слух, заболевание внутренних органов, нервной системы).

Энергетическая сторона деятельности:

  • отношение к трудовой подготовке по данной профессии;
  • работоспособность;
  • характерные эмоции в процессе трудовой деятельности;
  • проявление волевых качеств;
  • самооценка работы.

Учитывая особенности трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии, я в начале и в конце учебного года делаю оценку формирования рабочих навыков у обучающихся ( сформированность рабочих навыков – это то, с чем я должна выпустить ребенка в социум, в самостоятельную жизнь, что позволит ему не быть «белой вороной» среди окружающих его людей, чтобы ребенок мог себя чувствовать полноценным, что-то умеющим и что-то знающим). И если мои выпускники будут таковыми, то я буду удовлетворена своей работой.

  1. Анализ задания:

3 – может анализировать самостоятельно
2 – может анализировать с помощью
1 – не может анализировать

  1. Планирование задания:

3 – заранее запланированное решение
2 – планирование хаотично
1 – планирование методом проб и ошибок

  1. Соблюдение последовательности операций

3 – изобретательно, оригинально
2 – последовательно, обычным способом
1 – не соблюдая последовательности

  1. Адаптация к новым условиям

3 – быстро приспосабливаются
2 – медленно адаптируется
1 – не может адаптироваться

  1. Темп работы  

4 – быстрый темп работы
3 – равномерный темп работы
2 – неравномерный темп работы
1 – медленный темп работы

  1. Старательность

3 – старательно выполняет работы
2 – не старается, но работает хорошо
1 – выполняет кое-как

  1. Настойчивость

3 – настойчивость в выполнении задания
2 – пасует при возникновении трудностей
1 – при возникновении трудностей отказывается от работы

  1. Реакция на неуспех

3 – адекватно
2 – равнодушно
1 – неадекватно

                                             Ключ:

25-19 баллов: высокий уровень формирования
18-13 баллов: средний уровень формирования
12-8 баллов: низкий уровень формирования

Оценка формирования рабочих навыков по швейному делу обучающихся _______ класса ________учебный год

ФИО

Анализ задания

Планирова

ние задания

Соблюдение последовате

льности операций

Адаптация к новым условиям

Темп работы

Старатель

ность

Настойчи

вость

Реакция на неуспех

Баллы

Уровень формирования навыков

На начало учебного года

Учитель профессионально-трудового обучения  

высшей квалификационной категории

Волкова Наталья Владимировна

Сентябрь  2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета: "Помогающие отношения - необходимое условие образовательного процесса".

В работе представлен полный материал для проведения педагогического совета. Цель:          помочь педагогу в осмыслении значимости  коммуникативной д...

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»

Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе....

Доклад «Совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся в образовательном процессе по математике».

Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итогову...

Доклад на тему: "Аналитико - диагностическая деятельность учителя по выявлению метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС"

оклад на тему: "Аналитико - диагностическая деятельность учителя по выявлению  метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС"...

Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога

Успешный педагог - источник успеха своих обучающихся.Учитель, удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказыв...

«Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования. Современный педагог – это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового....