конспект урока "Преобразование графиков" математика 9 класс
план-конспект урока по математике (9 класс)

Пименова Светлана Михайловна
конспект урока, на котором формируются представления о построении графиков функций вида у = k f ( x + m ) + n с помощью преобразований; знакомятся учащиеся с построением графиков функции у = f(х) + n и y = f(x - m).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_preobrazovanie_grafikov.docx48.13 КБ
Office presentation icon preobrazovanie_grafikov.ppt879.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Графики функций   у = ах² + n   и   у = а(х - m)²

Тип урока: Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Цель  урока: формирование представления о построении графиков функций вида                     у =  k f ( x + m ) + n  с помощью преобразований; познакомить  учащихся с построением графиков функции у = f(х) + n и y = f(x - m).

Планируемые результаты:  учащиеся научатся  строить графики функций вида                       у =  k f ( x + m ) + n  с помощью преобразований; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):   

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «функция вида у = f(х) + n», «функция вида у = f(x - m)», «функция вида у =  k f ( x + m ) + n  », составлять алгоритмы построения графиков функций, строить графики функций с помощью преобразований.

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ход урока:

I. Объявление темы и цели урока

Открыли тетради, записали дату и тему урока.

II. Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос на листочках).

Вариант 1

1. Приведите основные свойства и график функции у = ах² при а> 0.

2. Постройте схематично график функции.

а)  ; б)  ; в) .

Вариант 2

1. Приведите основные свойства и график функции у = ах² при а< 0.

2. Постройте схематично график функции.

а)  ; б)  ; в) .

III. Восприятие и первичное осознание нового материала, формирование умений применять новые знания по образцу, в сходных условиях.

Сегодня нам на уроке предстоит построить график не совсем простой функции .

На предыдущем уроке были рассмотрены два важнейших преобразования графика функции     у = f(x), которые сейчас нам понадобятся.

1. График функции у = -f(x), который  получается из графика функции у = f(x) с помощью симметрии относительно оси абсцисс.

2. График функции у = kf(x), который получается из графика функции у = f(x) растяжением вдоль оси ординат в k раз при а > 1 или сжатием в 1/k раз при 0 < а< 1.

Эти преобразования применимы для любых функций (как изученных, так и еще не рассмотренных). Поэтому эти преобразования необходимо знать и уметь ими пользоваться.

Но их нам недостаточно для построения графика данной функции. Рассмотрим еще два важнейших преобразования графика функции у = f(х). Построение графиков функции                            у = f(х) + n и y = f(x - m). Для этого мы исследуем некоторые функции.

 Исследование 1.

В тетрадях строим систему координат и записываем функцию f(х) = х². Теперь задание по рядам.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

  • Записать функцию , где n= 3.
  • Найти область определения

функций f(х) и у(х).

  • Построить графики обеих функций в одной системе координат
  • Сделать вывод
  • Записать функцию , где n= - 4
  • Найти область определения

функций f(х) и у(х).

  • Построить графики обеих функций в одной системе координат
  • Сделать вывод
  • Записать функцию , где n= - 9.
  • Найти область определения

функций f(х) и у(х).

  • Построить графики обеих функций в одной системе координат
  • Сделать вывод

Проверяем правильность построения графиков данных функций. Какой общий вывод можно сделать?

Вывод: График функции у = f(x) + n получается из графика функции у = f(x) с помощью параллельного переноса вдоль оси ординат на |n| единиц: вверх при n > 0, вниз при n < 0.

Переходим к о второму исследованию.

Исследование 2.

В тетрадях снова строим систему координат и записываем функцию f(х) = х². Теперь новое задание по рядам.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

  • Записать функцию , где m= 3.
  • Найти область определения

функций f(х) и у(х).

  • Построить графики обеих функций в одной системе координат
  • Сделать вывод
  • Записать функцию , где m= - 2.
  • Найти область определения

функций f(х) и у(х).

  • Построить графики обеих функций в одной системе координат
  • Сделать вывод
  • Записать функцию , где m= 5.
  • Найти область определения

функций f(х) и у(х).

  • Построить графики обеих функций в одной системе координат
  • Сделать вывод

Проверяем правильность построения графиков данных функций. Какой общий вывод можно сделать?

Вывод: График функции у = f(x - m) получается из графика функции у = f(x) с помощью параллельного переноса вдоль оси абсцисс на |m| единиц: вправо при m > 0 и влево при m < 0.

Итак, какие важные правила преобразования графиков нам уже известны?

Ну теперь самое время вернуться к данной функции и построить ее график с помощью преобразований.

Сначала составим и запишем алгоритм построения графиков.

                     Алгоритм построения:

1.  у = х2                     (базовый график)

2. у = 2 х2                           (сжатие к оси ординат в два раза)

3. у = – 2х2                         (симметричное отображение относительно оси абсцисс)

4. у = – 2(х – 4)2             (сдвиг влево по оси абсцисс на 4 единицы) 

5. у = – 2(х – 4)2 + 5    (сдвиг вверх по оси ординат  на 5 единиц)

Алгоритм построения готов, строим поэтапно, сверяя с доской. 

Таким образом, по преобразованию  у = f (x) в  у =  k f ( x + m ) + n . График функции у = х2  в несколько этапов переходит в график функции у = – 2(х – 4)2 + 5 .

Домашнее задание: п.12, № 107, 111, 116 (составить алгоритмы построения графиков и построить их).

IV. Первичная проверка понимания нового материала.

А сейчас посмотрим,  как вы усвоили  учебный материал урока, для этого вам нужно заполнить пустые клетки в тесте (листочки с тестами у вас на столе).

Дана функция

Новая функция

Описание преобразования

у = х²

Сдвиг-перенос по оси ординат

на 5 ед. вверх

у = х²

y = x2 – 2

у = х²

Симметрия относительно

оси  абсцис

y = (x + 3)2

Перенос на 3 ед. влево

по оси  абсцис

у = х²

Перенос на 4 ед. вправо по

оси  абсцис

у = х²

Растяжение  в 2 раза  от

оси ординат

Проверяем в парах (взаимопроверка).

Дана функция

Новая функция

Описание преобразования

у = х²

у = x2+5

Сдвиг-перенос по оси ординат

на 5 ед. вверх

у = х²

y = x2 – 2

Сдвиг-перенос по оси ординат

 на 2 ед. вниз

у = х²

у = - х²

Симметрия относительно

оси  абсцис

у = х²

y = (x + 3)2

Перенос на 3 ед. влево

по оси  абсцис

у = х²

y = (x - 4)2

Перенос на 4 ед. вправо по

оси  абсцис

у = х²

у = 0,5 x2

Растяжение  в 2 раза  от

оси ординат

V. Формирование рефлексии учащихся по анализу элементов нового содержания и приемов деятельности.

Просьба ответить на вопросы:

  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем заставил задуматься урок?
  • Почему было трудно?

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Применение производной к исследованию функции и построениию графиков"

Тема "Применение производной к исследованию функции и построению графиков"...

Графики. Математика 6 класс.

Презентация по теме: Графики. Математика 6 класс. Может быть использована как этап урока на закрепление материала по теме, или для фронтальной работы....

Конспект урока по математике "Линейная функция и ее график"

Урок на тему "Линейная функция и ее график." Урок изучения нового материала ....

Графики. математика 7 класс

Графики прямой пропорциональности и линейной функции в заданиях ОГЭ...

план-конспект урока по математике в 7 классе на тему "График линейной функции"

в данной разработке урока подробно расписаны деятельность учителя и учащихся, использованы игровые фрагменты, метод проблемного обучения, самостоятельная работа на закрепление изученного материала....

Бинарный урок по теме "Графики", 6 класс (Математика и информатика)

Вашему вниманию представлены разработки для проведения бинарного урока Математики и информатики в шестом классе при изучении темы "Графики" (Технологическая карта, задания для учащихся и пре...