Разработка урока математики в 5 кл "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Сиркина Елена Анатольевна

Конспект урока математики в 5 кл по теме "Деление с остатком". Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx56.41 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_5kl.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то наполняйте свою голову математикой,

пока есть к тому возможность.

Она окажет вам потом огромную помощь

во всей вашей работе.

(М.И. Калинин)

Деление с остатком

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

Предметные: развитие умений исследовать ситуацию, формирование  навыков деления с остатком и установка  связей между компонентами.  

Личностные: формирование умений планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать и принимать социальную роль ученика.

Метапредметные: умение видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации, использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни.

Планируемые результаты: обучающийся научится выполнять деление с остатком, делать проверку, получит навыки решать задачи практической направленности с использованием изученных понятий.

План урок:

  1.  Организационный этап (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (5 мин.)
  3. Формирование  новых знаний (10 мин.)
  4. Первичная проверка усвоения новых знаний (5 мин.)
  5. Физкультминутка (3 мин.)
  6.  Закрепление (10 мин.)
  7.  Контроль усвоения. (7 мин.)
  8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (1 мин.)
  9.  Рефлексия (3 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.  Слайд 1

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, обсуждение эпиграфа к уроку. Кто знает, кто такой М. И. Калинин?  Спросите на уроке истории. Слайд 2

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Проверка домашнего задания
  1. Разбор упражнений, вызвавших затруднение. Собрать тетради для проверки.
  2. Творческое задание (кластер на тему «Арифметические действия», некоторые вывешиваются на доску, 1-2 ученика рассказывают об наиболее интересных моментах в  своей работе)
  1. Задание: выполни устно Слайд 3

26+14         15 – 8         30*5           50 : 2      

56: 7           48*2         100 – 55     99+11      

42*6           34 – 5       32+28         38 : 5

Последний пример с остатком.

3.  Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.  

- Как записать данный пример?    Запись  на  доске     38 : 5= 7 (ост.3)

- Как  вы  думаете, над какой темой мы будем работать  на  уроке?

- Какие цели поставим перед собой? (дети отвечают, учитель добавляет, делает акцент на практической направленности данной темы) Записывают тему в тетрадь. Слайд 4

Где можно допустить ошибку в написании темы?

III. Формирование  новых знаний

- Итак, сегодня на уроке мы с вами вспомним, как выполнять деление с остатком и будем упражняться при решении заданий, а также выведем  правило  нахождения  делимого  при  делении   с   остатком.

- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.

- Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении (38 - делимое, 5 - делитель, 7 - неполное частное, 3 – остаток.)

38 : 5= 7 (ост.3) 

- Как  найти  неизвестное  делимое  при  делении  с остатком?

 (верность  утверждения  подтвердить  чтение  правила  нахождения  делимого  при  делении  с остатком  в  тексте  учебника  на  стр. 81)

Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком. Слайд 5


a - делимое
b - делитель
с - неполное частное
d – остаток

Описание: http://festival.1september.ru/articles/514982/Image6393.gif

- Что мы знаем про остаток?  

- Если  остаток  равен  нулю?  

IV  Первичная проверка усвоения новых знаний

1. -А теперь поработаем  устно. Верно ли выполнены данные задания? Слайд 6

а) 27 : 4 = 6 (ост.3)  (да)

б) 150 : 25 = 5 (ост. 25) (нет, остаток равен делителю)
в) 451 : 112 = 3 (ост. 115) (нет, остаток больше делителя)
г) 35 : 11 = 3 (ост. 1) (нет, остаток равен 2)

д) 234 : 50 = 4 (ост.34)  (да)

2. - Найдите делимое, если: Слайд 7

а) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6.
б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель 9.
в) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15.

 

3 - Составьте пример из данных чисел. (работа в парах) Слайд 8

Делимое                Делитель                Неполное частное                Остаток

  18                        2                        6                                2

  27                        5                        2                                5

  30                        3                        13                                3

  20                        50                        5                                1        

  120                        6                        3                                20

Варианты: 18 : 5 = 3 ( 3 )                27 : 2 = 13 ( 1 )        120 : 50 = 2 ( 20 )

                20 : 3 = 6 ( 2 )                30 : 6 = 5 ( 5 )

V.  Физкультминутка Слайд 9

Игра «Пожалуйста» Учитель ( или ученик) показывает упражнение и просит повторять детей. Условие: если он просит со словом «Пожалуйста» - ученики выполняют вместе с ним. Если же этого слова нет, ребята не делают упражнение. Кто нарушил правило, тот садится на место.

Какая музыка играла во время физкультминутки? (марш) Автор Давид Тухманов

VI.    Закрепление

  1. № 533 (1 столбик)
  2. Задачи ЕГЭ Слайд 10
  1. Сырок стоит 17 рублей. Какое наибольшее число сырков можно купить на 130 рублей? ( 7 )
  2. В летнем лагере 218 детей и 26 воспитателей. В автобус помещается не более 45 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город? ( 6 )

VII     Контроль усвоения

Ученики выполняют тест (работа в парах). Проверка проводится на уроке. Слайд 11, 12

 Тест

1

Какое из чисел может быть в остатке при делении на 78?

  1) 77        2) 78            3) 79         4) 80

2

Найдите остаток от деления 255 на 16

  1) 11        2) 15            3) 16         4) 14

3

Не выполняя вычислений, найдите пример, который решен верно.

  1) 643 : 17 = 36 (ост. 18)        

  2) 798 : 29 = 27 (ост. 15)          

  3) 939 : 34 = 53 (ост. 14)          

  4) 23129 : 43 = 35 (ост. 14)

4

Группа туристов, состоящая из 85 человек, разместилась в четырёхместных купе. Сколько купе занято полностью?

  1) 23        2) 24                  3) 20         4) 21

5

При делении числа а на 12 получили в частном 7 и в остатке 5. Чему будет равны частное и остаток при делении числа а на 7?

1) 11 и 6        2) 13 и 7          3) 12 и 5        4) 14 и 4

  •  3 правильных ответов – оценка 3
  • правильных ответов – оценка 4
  • правильных ответов – оценка 5
  1. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

п.13, №550(а, б), 551(а, б), 553 По желанию составить задачу на деление с остатком. Слайд 13

IX.  Рефлексия  Слайд 14, 15

Нарисуйте на обратном листе теста смайлик, отражающий ваше настроение на данный момент. Поставьте рядом такое количество «+», на сколько бы вы оценили свою работу на уроке.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

Спасибо за урок. Занимайтесь математикой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. ( М.И. Калинин )

Слайд 2

Михаил Иванович Калинин

Слайд 3

Вычисли устно 26+14 15 – 8 30*5 50 : 2 56: 7 48*2 100 – 55 99+11 42*6 34 – 5 32+28 38 : 5

Слайд 4

Деление с остатком

Слайд 5

a - делимое b - делитель с - неполное частное d – остаток a = b c + d a : b = c ( d ) меньше делителя

Слайд 6

а) 27 : 4 = 6 (ост.3) б ) 150 : 25 = 5 (ост. 25 ) в ) 451 : 112 = 3 (ост. 115 ) г ) 35 : 11 = 3 (ост. 1 ) д) 234 : 50 = 4 (ост.34 )

Слайд 7

а ) неполное частное равно 7, остаток равен 3, делитель 6 . Найдите делимое, если: б) неполное частное равно 11, делитель 9, остаток равен 1, в) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15. 45 100 313

Слайд 8

Делимое Делитель Неполное частное Остаток 18 2 6 2 27 5 2 5 30 3 13 3 20 50 5 1 120 6 3 20 Составь пример из данных чисел

Слайд 9

Физкультминутка

Слайд 10

Задача 1. Сырок стоит 17 рублей. Какое наибольшее число сырков можно купить на 130 рублей? Задача 2. В летнем лагере 218 детей и 26 воспитателей. В автобус помещается не более 45 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

Слайд 11

1 Какое из чисел может быть в остатке при делении на 78? 1) 77 2) 78 3) 79 4) 80 2 Найдите остаток от деления 255 на 16 1) 11 2) 15 3) 16 4) 14 3 Не выполняя вычислений, найдите пример, который решен верно. 1) 643 : 17 = 36 (ост. 18) 2) 798 : 29 = 27 (ост. 15) 3) 939 : 34 = 53 (ост. 14) 4) 23129 : 43 = 35 (ост. 14) 4 Группа туристов, состоящая из 85 человек, разместилась в четырёхместных купе. Сколько купе занято полностью? 1) 23 2) 24 3) 20 4) 21 5 При делении числа а на 12 получили в частном 7 и в остатке 5. Чему будет равны частное и остаток при делении числа а на 7? 1) 11 и 6 2) 13 и 7 3) 12 и 5 4) 14 и 4

Слайд 12

1 Какое из чисел может быть в остатке при делении на 78? 1) 77 2) 78 3) 79 4) 80 2 Найдите остаток от деления 255 на 16 1) 11 2) 15 3) 16 4) 14 3 Не выполняя вычислений, найдите пример, который решен верно. 1) 643 : 17 = 36 (ост. 18) 2) 798 : 29 = 27 (ост. 15) 3) 939 : 34 = 53 (ост. 14) 4) 23129 : 43 = 35 (ост. 14) 4 Группа туристов, состоящая из 85 человек, разместилась в четырёхместных купе. Сколько купе занято полностью? 1) 23 2) 24 3) 20 4) 21 5 При делении числа а на 12 получили в частном 7 и в остатке 5. Чему будет равны частное и остаток при делении числа а на 7? 1) 11 и 6 2) 13 и 7 3) 12 и 5 4) 14 и 4

Слайд 13

п.13 стр.81 № 550( а,б ), № 552, № 555 ( а,б ), № 556 (а). Домашнее задание Составить задачу на деление с остатком.

Слайд 15

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. ( А. Маркушевич )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики учителя Ломоновой Ольги Александровны, г. Кемерово, учитель математики Тема: «Показательная функция»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков с элементами дидактической игры. Цели и задачи: дидактическая (обучающая): - обобщение и закрепление изученного материала по теме «По...

Разработка урока по теме:"Деление с остатком". Математика 5 класс.Учитель Петрова Н.П. МНБОУ Лицей №76 г.Новокузнецк.

В разработке урока представлены технологическая карта урока и презентация....

Разработка урока математики по теме "Деление с остатком" 5 класс

Данный урок по учебнику "Математика 5" Н. Я. Виленкина разработан с применением системно-деятельностного подхода и здоровьесберегающих технологий, логически выстроен, включает все этапы, пол...

Разработка урока математики в 5 классе на тему "Деление с остатком"

Урок открытия новых знаний. По учебнику Виленкин "Математика, 5 класс". Прилагается презентация....

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...