«Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР»
статья по математике (9 класс)

Выступление на ШМО «Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_dlya_tnr.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности усвоения геометрического материала

учащимися с ТНР»

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи

Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения. К категории детей с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Клинико-педагогическая классификация нарушения устной речи:

Расстройства фонационного оформления речи:

– афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса,

– брадилалия – патологически замедленный темп речи,

– тахилалия – патологически убыстренный темп речи,

– заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

– дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,

– ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

– дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

– алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

– афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру.


Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР.

Изучение геометрического материала представляет определенные трудности для детей с ТНР по следующим причинам:

1. Особенностей познавательной деятельности (недостаточность внимания, воображения, операций словесно-логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования);

2. Недоразвития речи (бедность словаря, нарушения звуко-слогового строя, аграмматизмы, недоразвитие связной речи);

3. Недоразвития сенсомоторных функций (нарушения зрительно-пространственных функций, мелкой моторики)

Вследствие этого у детей наблюдаются следующие проблемы:

1. затруднения в пространственной ориентировке (не различают понятия «слева-справа», «вверху-внизу» и т.п.)

2. слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Плохо ориентируются в видах треугольников, их названиях, видах углов.

3. подмена абстрактного образа геометрических фигур конкретным предметом (вместо прямоугольника называют окно, доску и т.п.)

4. нечеткие представления о том, что является геометрическими фигурами: к геометрическим фигурам дети относят и величины (площадь, объем), и единицы измерения, и инструменты (линейку и пр.)

5. фрагментарность и разрозненность геометрических представлений: запоминают лишь некоторые признаки, но не все (например, вместо полного определения квадрата (прямоугольник, у которого все стороны равны и все углы прямые) указывается только то, что у квадрата все стороны равны)

6. упрощенность, схематичность представлений, слабость воображения → не узнают фигуры, данные в необычном ракурсе

7. замена суждения наглядным действием: вместо называния фигуры рисуют ее, не могут рассказать о ее свойствах

8. плохо ориентируются в единицах измерения – смешивают длину и площадь, площадь и объем

9. неправильно называют и запоминают названия геометрических фигур (крадвáт (квадрат), трýльник, тегóльник, гóльник, трёльник, трегоýльник (треугольник), прямогóльник, прямýльник (прямоугольник) и т.п.)

10. плохо владеют измерительными и чертежными навыками (из-за несовершенства мелкой моторики, слабости мышц руки, скованности движений), не понимают смысла и назначения точных измерений, не могут на глаз сравнивать фигуры (из-за несовершенства глазомера)

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико‑фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно‑деятельностный подход, предполагающий:

– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

– ситуативно‑тематическую организацию материала;

– концентричность в подаче и закреплении материала;

– опору на высказывание и текст;

– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

В обучении детей с ТНР традиционно используются модификации словесных, наглядных и практических, игровых методических приемов.

По способу передачи информации выделяют три группы методов.

1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Существуют наглядные средства для демонстрации:

– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);

– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);

– условно‑символические средства (формулы, символы, схемы).

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. При реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт.

2. Словесные методы:

– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;

– беседа – это диалог учителя и ученика;

– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

3. Практические методы:

– упражнения (устные и письменные);

– продуктивная деятельность;

– опытно‑экспериментальная деятельность.

– элементы программированного обучения.

На начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде. Таким образом легче формируется сенсомоторная основа представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план.

Часто у обучающихся затруднено формирование словесно‑логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно‑иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся объяснение нового материала по учебнику проводится не всегда, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно‑практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно‑образовательный процесс.


Какие приемы использую я на уроках геометрии:

Составление опорных схем для определений

****- ЭТО _____что______, КОТОРАЯ____ (описание основных свойств)_____ И___ (описание дополнительных свойств)______

  • Треугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, последовательно соединенных отрезками.
  • Многоугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из нескольких точек плоскости, поочередно соединённых между собой непересекающимися отрезками.
  • Параллелограмм- это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

Составление блок-схем и заполнение их на уроке:

многоугольники

выпуклые

невыпуклые

треугольники

четырехугольники

другие n-угольники

равносторонние

равнобедренные

прямоугольные

параллелограмм

трапеция

прямоугольник

ромб

прямоугольная

равнобедренная

квадрат


Мнемонические правила:

Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам

Медиана обезьяна – сидит на стороне и делит ее на половинки… ДВЕ!

Высота – перпендикулярная красота!

Все тригонометрические функции в I четверти принимают положительные значения ( «+»);

у синуса знаки расположены горизонтально,

у косинуса – вертикально, а

у тангенса и котангенса – крест-накрест.

Учащиеся прекрасно запоминают, что у тангенса и котангенса знаки располагаются крест-накрест, но забывают, у какой функции (синуса или косинуса. В этом случае поможет следующее правило: произносить слова «синус» и «косинус» нужно нараспев, выделяя ударную гласную и фиксируя при этом, в каком направлении вытягивается рот. При произнесении слова «синус» ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова «косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у косинуса знаки расположены вертикально.

Синус = противный гиппопотам

Косинус = приятный гиппопотам

Значения тригонометрических функций некоторых углов:

Сначала нужно составить таблицу, в первой строке которой следует записать по возрастанию 30°, 45° и 60° , а в первом столбце – функции  по  порядку: sin α, cos α, tg α  

30°

45°

60°

sin α,

cos α

tg α  

1                        2                        3

корень                        корень                 корень

делить на 2                делить на 2                делить на 2

в следующей строке записываем наоборот

в строке тангенса: делим синус на косинус

В младших классах делаем проекты:

  • по измерению длины окружности и нахождению числа пи,
  • клеим объемные фигуры и изучаем их элементы (параллелепипед),
  • доказываем, что треугольник у которого сумма двух меньших сторон меньше третьей стороны не существует.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно‑педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися.

В презентации обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс такого метода контроля, как тестирование обучающихся....

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ

Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...

Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...

Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

Характеристика особенностей  усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта  и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....

Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс

Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...