«Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики.»
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шель Татьяна Борисовна

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности.                      

     У  каждого ребенка есть способности и таланты.  Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.

     Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются  на школьной скамье.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики

Учитель: Шель Татьяна Борисовна МБОУ Школа №177

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский   

        Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности.                      

     У  каждого ребенка есть способности и таланты.  Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.

     Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются  на школьной скамье.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

        Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рас сматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Современной актуальной и наверное самой главной проблемой в образовании является проблема качественного предоставления образовательных услуг. Новые государственные стандарты, рассматриваемые и внедряемые сегодня - это стандарты «взрослой жизни во взрослом обществе». В условиях невероятной динамики производства новых знаний и наличия широчайшего спектра различных мнений современному человеку необходимо самостоятельно критически мыслить. Как учитель, считаю, что каждый ребенок одарен и способен, надо только выявить область применения его склонностей и способностей, помочь их проявить и развить.. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Миссия учителя - научить ребенка слушать себя, выявить зоны своей успешности, уметь ставить и формулировать перед собой проблему и находить рациональный способ решения этой проблемы.

На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания разных его форм и методов работы, деятельностного подхода к учению. Поэтому возникла необходимость создания системы методов работы по повышению мотивации учащихся при обучении математике.

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством
чувственно-образных и мыслительных представлений
«переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать
его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь
ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и
их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и
решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить
версии разных учащихся, а также их версии с культурно –
историческими аналогами, сформированными великими
учеными

Метод конструирования понятий. Способствует
созданию коллективного творческого продукта - совместно
сформулированного определения понятиями, философами и т.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой
общеобразовательной области как способ развития навыков
предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося
негативного отношения к ошибкам, замену его на
конструктивное использование ошибок для углубления
образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки
с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность
учащихся, приводит их к пониманию относительности любых
знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный
ранее ученикам продукт в результате определенных творческих
действий.

Метод "если бы…". Помогает детям нарисовать картину
или составить описание того, что произойдет, если в мире что либо изменится. Выполнение подобных заданий не только
развивает воображение, но и позволяет лучше понять
устройство реального мира.

"Мозговой штурм". Позволяет собрать большое число
идей в результате освобождения участников обсуждения от
инерции мышления и стереотипов

В своей практике использую

«Интеллектуальная разминка»
Начиная урок,  поднимаю карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).
Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);
- развитие логического и критического мышления;
- систематизация знаний и умений;
- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).
Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.
Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.



«Прочитай график функции»
Варьируются задания, рисунки, схемы, но учащиеся знают, что необходимо увидеть знакомые фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели. Иногда выдвигается своя идея, не менее интересная.
Методическая ценность приема:

- активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
- обеспечивается системность знаний и умений;
- обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
- развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

«Задай соседу вопрос»
Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.
Дальнейшая учебная деятельность является продолжением, развитием той мысли, которую я вкладываю в применяемые в начале урока приемы. Происходит осмысление значимости предстоящего изучения нового. Создается положительный настрой привлечением исторического материала, загадочного жизненного примера (почему пятиконечная звезда так часто встречается в символах; почему канализационные люки круглые, а не квадратные; почему гвозди изготавливают то круглые, то трехгранные и т.д.). Появился вопрос, значит, его надо разрешить, отсюда появляется необходимость детального изучения материала по данному вопросу. А если этот материал добыт учащимися самостоятельно, в ходе какого – либо исследования, то он вдвойне ценен. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (учащиеся самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем):
«Объединяй по общему признаку»

За долгие годы работы в школе обратила внимание, что есть такие понятия в математике, при изучении которых дети очень часто путаются или просто забывают. Если понятие “противоположных чисел” усваивается легко, то понятие “обратное число” улетучивается, не оставив следа. И вот тогда на помощь пришел метод сравнения.

Число

Противоположное

Обратное

5

-5

1/5

2/5

-2/5

5/2=2 1/2

-7/10

7/10

-10/7=-1 3/7

1 3/7

-1 3/7

7/10

-1,5

1,5

10/15=2/3

1/8

-1/8

8

0

0

Нет

А

1/а, при а =0

Подобная тренировка и сопутствующая беседа при составлении такой таблицы помогает ребятам прочно усвоить тему “обратное число” (6 класс), а заодно повторить “противоположное число”, а также учит умениям учебной деятельности – сравнивать.

При подготовке к выпускным экзаменам параллельно повторяются решение линейных неравенств и квадратичных неравенств x - 18 > 7 и x2 - 18 > 7. А также параллельно изучаются следующие темы: отрезок, луч, прямая; координатная прямая и координатная плоскость; прямые и обратные задачи на части; квадрат разности и разность квадратов; прямые и обратные теоремы; признаки и свойства параллельных прямых и параллелограмма. При изучении темы “Свойства квадратичной функции” закрепление происходит с помощью серии заданий на сходства и различия в графиках.

Аналогично сравниваются графики функций:

y=2x;  y= 1/2x;  y=2/x.

Неоднократные повторения подобных упражнений всегда дают положительный результат.


«Найди ошибку»

  • В качестве парадоксальной ситуации можно использовать софизмы.

Пример:  2 х 2 = 5.  Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5 Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…


«Найди лишнее и аргументируй»
«Найди недостающий факт для достоверно...
 

В своей работе мы применяем технологию  проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения,  технологию уровневой дифференциации,  информационно-коммуникационные технологии.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. поэтому нами используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. 

Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации Апелляция к жизненному опыту детей

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Ролевые и деловые игры
  3. Решение нестандартных задач на смекалку и логику
  4. Элементы занимательности
  5. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и  т.п.

Стимулы  для формирования мотивации к учебной деятельности

  1. Ситуация удивления.
  2. Ассоциации вместо правил
  3. Презентации, творческие домашние задания
  4.  Накопительная система оценок, рефлексия
  5. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке

Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
  • Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
  • Например, при изучении в 7 классе темы «Выражения» можно предложить учащимся дифференцированные творческие задания на уроке: 1. составить задачу для самостоятельной работы на следующем уроке; 2. выполнить упражнение с графическим комментированием; 3. написать творческую работу, используя слова по данной теме.

                                                                                       

Приемы формирования мотивации к изучению математики

1. Апелляция к жизненному опыту детей

  • На уроках решения задач на «Движение по течению реки» возможно вспомнить жизненной ситуации «ветра», прием достаточно прост для понимания, после введения которого учащиеся хорошо усваивают этот материал.
  • При изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» известен старинный прием с «долгом» (отрицательные числа) и «налом» (положительные числа).        
  • При изучении темы «Проценты» можно взять такую задачу «Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?»

2. Создание проблемной ситуации

  • Урок решения одной задачи очень мотивирует учащихся к поиску различных решений

3. Ролевые и деловые игры

  •    урок-сказка
  •   «Аукцион математических знаний»(для старших классов)

4.Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Для развития сообразительности можно проводить упражнения со спичками, заполнения магического квадрата, уместны старинные занимательные задачи,  задачи на «разрезание» и «склеивание».

5.Элементы занимательности

Например, при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» школьники хорошо усваивают алгоритм действий, если использовать такой прием: «числа с одинаковыми знаками любят друг друга, поэтому их надо сложить и поставить общий знак, а числа с разными знаками ссорятся – «Кто сильнее, чья возьмет?». А при решении линейных уравнений используется прием «разведчика»: при переходе границы («=») необходимо сменить форму (знак) на чужую. Или же - перейти через мост (=)

5.Кроссворды,  сканворды, ребусы, творческие задания и т.п.

В 5-6 классах на урока хорошо идет такой прием, как числовые ребусы.

 Целесообразно предлагать учащимся кроссворды на закрепление математических понятий, разгадывание ребусов для введения темы урока, А больше им нравится придумывать математические сказки, которые они с удовольствием читают всему классу.

  1. Расшифровать тему урока:  

image3486

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=cfc9e00ebc2c1ee8f014ee86be7dedeb&n=33&h=94&w=254

  • Найди лишнее и аргументируй. Разгадайте анаграмму и определите,

какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой?

   

6. «Остров ошибок»

1) Найдите и выделите ошибку в записи

а) (2а-1) * (3а +2) = 6а2 – 3а +4а + 2 = 6а2 + а +12;

б) (3х-2) * (3х – 1) = 9х2 – 6х – 3х – 2 = 9х2 – 9х – 2;

2) Уравнение:

13 – 4x = 3(x + 2),  13 – 4x = 3x + 6,    4x – 3х = 13 – 6,   x = 7.

3)  Пример:  2 ∙ 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5

Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…

7. Отражение исторического аспекта.

Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре».
«Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения.

8. Ассоциации вместо правил 

 «Тригонометрией в ладони»

 Оказывается, значения синусов и косинусов углов находятся на вашей ладони.

 Посмотрите на свою руку (любую), и разведите как можно сильнее пальцы.

Сейчас мы с вами измерим углы между вашими пальцами.

1. Находим на ладони «Бугор Луны» (на продолжении мизинца и большого пальца)

2. Возьмите прямоугольный треугольник с углами 30  и 45.

    Приложите угол 30 вершиной к Бугру Луны…

    Оказывается, это угол между мизинцем и безымянным пальцами.

3. Далее самостоятельно…

Посмотрим, что же у вас получилось:

  •  между мизинцем и безымянным – 30о;
  •  между мизинцем и средним – 45о;
  •  между мизинцем и указательным – 60о;
  •  между мизинцем и большим – 90о.

И это у всех людей без исключения!

Слайд 5. Обратите внимание:

                мы начинаем считать от мизинца и если пальцы

                считать лучами, то направление мизинца

                соответствует началу отсчёта, то есть 0 .

                А теперь давайте введём нумерацию пальцев:

  •  мизинец          № 0 – соответствует 00;
  •  безымянный   № 1 – соответствует 30о;
  •  средний          № 2 – соответствует 45о;
  •  указательный № 3 – соответствует 60о;
  •  большой          № 4 – соответствует 900

  , https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e629db1b2a85c5de0b783ceee208c56d&n=33&h=215&w=287

. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Поэтому такие понятия, как привесы, удои, урожайность, грузоподъемность, делают знания понятными и значимыми.

Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал связать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к теме урока, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Тема “Масштаб”, и объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе. Задумки ребят просто поражают. Аналогично рассматриваются и другие темы

Так при изучении темы « Проценты» (5кл) предлагала задачи:

.1.Папа получает 38760 рублей, мама 29250 рублей. На продукты наша семья тратит 45% всех денег, на оплату коммунальных услуг -5%. Какая сумма остается на другие расходы.

.2.Плата за детский сад в месяц составляет 1200 рублей, а это 6% от бюджета семьи. Какова сумма семейного бюджета?

.3.Выразите в % расходы вашего месячного семейного бюджета.

При изучении темы "Проценты «открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

5 класс. Тема “Диаграммы”. Рассматривая  в виде раздаточного материала различные диаграммы, ребята сами захотели отразить работу нашей школы в виде диаграмм. Ученики предлагали: “Давайте отобразим процесс питания в школе”. Я отвечала: “Давайте”. “Давайте сравним количество учеников, посещающих начальную школу, среднее звено, старшее звено” – “Хорошо, выполняйте”. “А успеваемость?” – “Прекрасно, чертите”. “А кто какие секции посещает? А сколько девочек, сколько мальчиков?” И много других предложений.

.Систему заданий, позволяющих использовать знания в других предметных областях, показывая теоретическую и практическую значимость изучаемого темы.

.При изучении темы « Квадратные уравнения»(8кл) предлагала решить задачи с физическим содержанием. Например,

«Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20м/с. Напишите уравнение у = у (t). Найдите, через какой промежуток времени тело будет на высоте а) 15м; б) 20м; в) 25м.

Богатый материал в этом плане находила при изучении темы  «Производная. Физический смысл производной». (10 класс)

.1.При движении тела по прямой расстояние s(в метрах) от начальной точки движения изменяется по закону: s(t) =-0,5t2-4t+6(t-время движения в секундах). Через сколько секунд после начала движения тело остановится.

.2.Найдите кинетическую энергию тела массой 5 кг, движущегося по закону х(t)=20+5t+0,5t2(t-время движения в секундах) в момент времени t=10 после начала движения.

Алгебра. 9 класс. Тема “Последовательности” приобретает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах, о глупом купце и числах Фибоначи.

Ну и бесспорно ребятам интересно на уроках лабораторных работ: мы рассчитываем число  площади сложных фигур, измеряем расстояния между недоступными точками,.

Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.

 

Каждый ученик имеет право

Каждый ученик обязан

  1. Высказывать свое мнение и быть услышанным.
  2. Выбирать уровень знаний.
  3. Выбирать форму работы на уроке.
  4. Самостоятельно планировать домашнюю самоподготовку.
  5. Знать больше учителя и отстаивать свои гипотезы.
  1. Добросовестно работать на уроке и дома.
  2. Быть аккуратным при оформлении работ, соблюдать орфографический режим при ведении тетради.
  3. Уважать труд учителя.
  4. Не ставить личные интересы выше интересов одноклассников.

придерживаясь данной декларации, я даю возможность ученикам-“звездочкам” двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, умение рефлексировать. Каждая выращенная мною “звездочка” поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстанет, надо вовремя, оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в парах. Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. “Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции” (Выгодский Л.С.). Таким образом, получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность . Ребенок сделал выбор, а моя задача- помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить ребенку в свою неповторимость, в свои возможности.

Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Ученик должен видеть, что его деятельность приносит реальный результат, адекватно оценивается. Этого можно достичь с помощью внешней мотивации: устной или письменной оценки, похвалы. Для любого ученика важно, чтобы учитель или одноклассники отметили любой его, пусть даже незначительный, успех, отметили тенденцию к росту личности. Так, на уроках алгебры, для создания на уроке ситуации успеха, использовала самостоятельные работы трех вариантов, различающихся по уровню сложности заданий.

. Вариант I рассчитан на слабо подготовленных учащихся. Главная задача школьников, работающих по этому варианту, состояла в достижении обязательного уровня математической подготовки.

    Многие задания сопровождались ответами, указаниями, образцами решений инструкциями, некоторыми данными для самоконтроля

     Вариант II несколько усложнен по сравнению с вариантом I. Он ориентирован в основном на достижение учащихся обязательного уровня математической подготовки, но в то же время создает для них условия для овладения алгебраическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Наряду с заданиями, направленными на отработку основных умений, в нем содержались задания, требовавшие проявления смекалки и сообразительности.

     Вариант III рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Он дает возможность достаточно интенсивно овладевать основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложненных ситуациях. Здесь также встречались задания, требовавшие творческого подхода, проявления интеллектуальной подвижности.

Стараюсь вести работу по следующим направлениям:

  1. Развитию мотивации учебной деятельности, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
  5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

Оно помогает развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий; навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;

умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи; помогает формировать интерес к математике.

Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют старшеклассники. Так для подготовки проекта ученик сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет мне развивать у моих учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки.

Работа в группах подвижного состава

Работу групп подвижного состава можно условно разбить на три этапа:

1 этап: ориентационный. На уроке новых знаний рассматривается теоретический материал, дается образец выполнения и оформления заданий. Учащиеся приступают к выполнению заданий обязательного уровня. Решение этих заданий выполняется в тетрадях и выносится учащимися «по цепочке» на доску с подробным комментарием. Цель этапа: сформировать алгоритм деятельности. Форма деятельности: работа по образцу. Контроль внешний – со стороны учителя и учащихся.

Часть учащихся переходит к самостоятельному выполнению заданий обязательного уровня, проверяя его правильность по записям на доске или сравнивая с ответами в учебнике. По мере выполнения всех заданий обязательного уровня для них проводится оперативный контроль (срез знаний).

2 этап: познавательный. Учащиеся, успешно справившиеся со срезом знаний, переходят ко второму этапу. Они образуют группу, работающую самостоятельно над заданиями повышенного уровня. В этой группе применяется само- и взаимоконтроль. Каждый из учащихся этой группы может быть проверяющим или консультантом (эти роли постоянно меняются). В случае необходимости группа обращается за консультацией к учителю. В это время остальная часть учащихся продолжает работать с учителем над заданиями обязательной части.

После выполнения обязательного уровня всеми учащимися проводится дифференцированная самостоятельная работа, по результатам которой определяется уровень овладения учащимися данной темой и в случае необходимости реализуется программа индивидуальной коррекции на обязательном или повышенном уровне.

3 этап: творческий. На этот этап выходят те учащиеся, которые успешно и с высокой скоростью прошли предыдущие этапы. Цель данного этапа: развить ЗУН по изучаемой теме, перевести их в творческую плоскость. Формы работы могут быть различны: самостоятельное углубленное изучение темы, творческий проект, изучение дополнительной литературы по вопросу и другие.

При работе в группах подвижного состава учащиеся со слабой математической подготовкой постоянно находятся под моим контролем, имеют возможность овладеть прочными знаниями, умениями и навыками на обязательном уровне, видят перспективу развития. Успешное выполнение заданий обязательного уровня укрепляет самооценку школьника.

Способные учащиеся имеют возможность более глубоко изучить тему, самостоятельно добыть новые знания после глубокого осознания обязательного уровня. Достаточно высокий уровень самостоятельности учебных действий в сочетании с регулярным контролем их правильности вырабатывает у учеников умение анализировать причины ошибок, самостоятельно корректировать знания и умения.

Учащиеся имеют возможность и право самостоятельно определить уровень обученности, которого они хотят достигнуть. Самостоятельность выбора преодолевает конфликт между требованиями учителя и возможностями ученика. Возможность перехода из одной группы в другую снимает психологический дискомфорт, освобождает от ярлыка «сильного» и «слабого» ученика. Добровольность выбора уровня обученности создает внутреннюю мотивацию обучения, что является основой сознательной дисциплины и самостоятельности учащихся.

 

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения на уроках математики. Эффективность указанных приёмов связана, прежде всего, с раскрытием жизненной значимости изучаемых вопросов и с воздействием на эмоции и чувства учащихся, которые формируют сильную внутреннюю мотивацию учения. Средствами эмоционального воздействия являлись новизна, занимательность, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Практическая направленность содержания учебных проблем является мощным средством создания внутренней мотивации учения математики для дальнейшего развития личности и подготовки к будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Презентация на тему:"Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

В данной презентации рассматриваются пути работы с одаренными детьми, достижения и результаты всех учителей школьного методического объединения, данная презентация-плод работы учителей ШМО учите...

Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики. Усольцева М.Н., ШМО, 26.03.2021

Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики. Усольцева М.Н., ШМО, 26.03.2021...