Интегрированный урок математики и музыки "Диалог музыки и математики"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Лучникова Ольга Васильевна

Размещаемый материал:

1. План-конспект урока

2. Презентация к уроку

3. Список музыкальных композиции (5)

Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями» и установить новые связи между математическими и музыкальными понятиями (длительности нот, тактовый размер...).

Составители урока:

1. Самусева Ольга Анатольевна (учитель математики, завуч)

2. Лучникова Ольга Васильевна (учитель математики)

3. Смирнова Татьяна Васильевна (учитель музыки)

Урок ведут два учителя: учитель математики и учитель музыки. 

Особое внимание уделено подбору музыкальных композиций - это мелодии и песни военных лет. Благодаря этому на уроке реализуется помимо всего прочего и гражданско-патриотическое воспитание.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_i_muzyka.docx264.68 КБ
Файл dialog_matematiki_i_muzyki.pptx825.68 КБ
Plain text icon spisok_muzykalnyh_proizvedeniy.txt273 байта
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Диалог музыки и математики»

(интегрированный урок математики и музыки в 6 классе)

Предмет: математика

Тема урока: «Диалог музыки и математики».

Урок ведут два учителя: учитель математики и учитель музыки.

Тип урока:

- по диагностическим целям : закрепление изученного, установление новых связей между понятиями из различных предметных областей;

- по способу проведения: мультимедиа урок (использование ИКТ, ТСО).

Форма урока: интегрированный урок.

Класс: 6

Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями» и установить новые связи между математическими и музыкальными понятиями.

Задачи урока:

- Образовательные: закрепление навыков выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями и установить новые связи между математическими и музыкальными понятиями.

- Развивающие: развитие познавательного интереса, активности, наблюдательности математического и логического мышления, перенос знаний в новую предметную область и новую ситуацию, прививать любовь к музыке, развитие музыкального воображения.

- Воспитательные: воспитывать интерес к изучению математики и музыки, гражданско-патриотическое воспитание (через прослушивание соответствующих музыкальных фрагментов и их анализ), формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь..

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, раздаточные материал.


План проведения урока.

  1. Организационный.
    - Вступительное слово учителя. Вывод детьми темы урока.
    Со звонком звучит песня «2х2=4». Дети усаживаются за парты и активизируют внимание.

Учитель – «Здравствуйте ребята!». Наверняка каждый из вас сейчас подумал, почему учитель музыки и учитель математики вместе проводят урок?

Какая же связь может быть между математикой – царицей наук, и музыкой – одним из прекраснейших видов искусств? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры?

Учащиеся высказывают свои предположения и формулируют тему урока «Выявить общие элементы, которые применяются в музыке и в математике». 

(Слайд № 1) Эпиграф, который будет характеризовать основную идею нашего урока… «Музыка – это радость души, которая вычисляет, сама того не замечая» - высказывание великого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница (немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед).

- Начнем диалог музыки и математики. Дети записывают тему урока в тетрадь (Слайд № 2).

  1. Объяснение нового материала (установление взаимосвязи между обыкновенными дробями и длительностями нот).

(Слайд № 3) На экране появляются ноты.
- Ребята, что вы видите?

- Дети отвечают – «Ноты»

- А почему они нарисованы по разному?

- Потому, что они разных длительностей. Ребята называют различные длительности нот.

(Слайд № 4) Схема длительности нот

- А знаете ли вы, что длительности нот можно обозначать в виде обыкновенных двоичных дробей?

Учитель – Давайте подумаем, какая дробь больше: ¼ или 1/16 ?

- А какая нота дольше : четвертая или шестнадцатая?

- А во сколько раз дольше звучит четвертная нота, чем шестнадцатая?

Учитель – Мы видим, что длительности получаются так же как дроби: они возникают при делении целой части на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа, например:

https://urok.1sept.ru/articles/508853/img8.gif

Равенство здесь понимать в том смысле, что длительность слева равна суммарной длительности справа. С помощью чисел то же равенство можно записать в виде 1/4 = 1/8 + 2/16

  1. Фронтальная работа (два ученика выполняют задание на отвороте доски, а остальной класс показывает ответы при помощи планшетов)

Задание №1 (Слайд № 5)

Учитель - Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки

<, >, =.

Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики.

”Сравнение музыкальных длительностей - Про уроки.ru”


Задание №2  Вычислите значения полученных длительностей. Запишите вычисления на языке математики (Слайд № 6).

Запишите ноту:

Запишите и решите пример в математическом виде:

Запишите ноту:

Запишите и решите пример в математическом виде:

Ответы к заданию № 2:


  1. Объяснение нового материала (установление взаимосвязи между обыкновенными дробями и размером такта).

(Слайд № 7) На экране появляются ноты.

- Ребята, а что, кроме нот вы еще видите на данном нотном листке?

- Дети отвечают – «Тактовые линии».

- А зачем они нужны?

- Они разбивают всю мелодию на фрагменты, одинаковой длительности.

- Да каждый так имеет определенный размер, одинаковый во всем произведении. Размер такта указан в начале произведения. Счет в музыке обычно ведется четвертями. Размер такта показывает количество четвертей в такте. Нарушив такт при исполнении мелодии, нарушится ее красота и гармоничность.

(Слайд № 8) Размеры такта:

- Ребята, давайте прохлопаем каждый из представленных тактовых размеров, проговаривая счет вслух.

- Дети хлопают и считают.

  1. Фронтальная работа

Задание №3 (Слайд № 9)

Учитель - Решим музыкальную задачу.

Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:

”Условие музыкальной задачи - Про уроки.ru”

Сколько четвертей не хватает в такте?

Дети – в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.

Учитель - Каков ритмический рисунок получился в такте?

Дети – четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть

”Решение музыкальной задачи - Про уроки.ru”

Учитель - Прохлопаем данный ритмический рисунок.

  1. Работа в парах или в малых группах.

Задание №4 (Слайд № 10)

Ребята, сейчас нам  нужно проверить, действительно ли размеры всех тактов равны?

-Ребята получают раздаточный материал и подсчитывают размеры тактов, которые им назвал учитель. (ученики делят между собой всю мелодию, чтобы каждому ученику досталось по 2-4 такта)

После подсчета делаем вывод.

  1. Физкультминутка и музыкальная пауза.

Учитель – Давайте прохлопаем и протопаем данный ритмический рисунок

Дети садятся, успокаиваются.

Учитель предлагает прослушать несколько фрагментов из музыкальных произведений и определить размер такта и жанр этих музыкальных произведений.

- Дети слушают музыку и отвечают на поставленные вопросы.

Учитель объясняет, как возникли эти произведения (элемент военно-патриотического воспитания на уроке)

  1. Работа в рабочих тетрадях.

Задание №5 (Слайд № 11)

Учитель - Разгадаем ребус.

Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки

”Музыкальный ребус - Про уроки.ru”

Учитель - Какое слово зашифровано?

Дети – опера

Учитель - Что такое опера?

Дети – Опера – это музыкально-сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.

  1. Объяснение нового материала (знакомство с понятиями «числовое кодирование», «шифр»).

Учитель:

- А знаете ли вы, что ноты тоже расположены по порядку и мы можем их пронумеровать внутри одной октавы.

- Ребята, мы использовали почто все цифры на числовом луче. Добавим еще «9» и получим полный набор цифр.

- Давайте дадим нотные названия всем точкам на числовом луче.

- Какой числовой код получился для слова ОПЕРА?

Дети – 01357

Учитель - А как выглядит этот код в виде нот в гамме ДО МАЖОР?

Дети – СИ ДО МИ СОЛЬ СИ

Учитель - Таким образом мы можем получить музыкальный шифр для любого числа.

Музыка числа ПИ

Ну например, давайте посмотрим, на число ПИ. (Слайд № 12)

У этого числа есть своя мелодия. Давайте прослушаем фрагмент этой мелодии.

  1.  Итоги урока. Выставление отметок.
  2.  Рефлексия урока. (Слайд № 13)
  3.  Домашнее задание:
  1. Составить музыкальный шифр для даты своего рождения (для учеников, посещающих музыкальную школу, можно попросить сделать несколько шифров – в различных тональностях)
  2. Проверить на равенство размерность нескольких тактов для мелодии «Гимн России». Выписать в тетрадь эти такты, записать их в виде обыкновенных дробей и выполнить соответствующие вычисления.


Раздаточный материал:

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

Запишите ноту:

Запишите и решите пример в математическом виде:

Запишите ноту:

Запишите и решите пример в математическом виде:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка – это радость души , которая вычисляет , сама того не замечая Вильгельм Лейбниц ( немецкий философ , логик , математик , механик , физик , юрист , историк , дипломат , изобретатель и языковед ).

Слайд 2

Диалог музыки и математики

Слайд 3

ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ

Слайд 4

Преобразование записей

Слайд 5

Задание №1. Сравните длительности нот

Слайд 6

Задание №2 Вычислите

Слайд 7

ТАКТ. ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. РАЗМЕР ТАКТА

Слайд 8

Такт. Размер такта.

Слайд 9

Задание №3 Найти недостающие ноты Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так: Сколько четвертей не хватает в такте?

Слайд 10

Подсчитаем длительности тактов

Слайд 11

Задание № 5 Разгадай ребус, отметив точки на числовом луче 0 1 2 3 4 5 6 7 8 O P E R A 1 – прима 2 –секунда 3 – терция 4 – кварта 5 – квинта 6 – секста 7 – септима 8 - октава ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ ДО СИ СИ 9 РЕ

Слайд 12

Число ПИ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ ДО СИ СИ 9 РЕ

Слайд 13

Было интересно … Было трудно … Я научилась … Теперь я могу … Закончите предложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 5-6 классе " Взаимосвязь математики и музыки " ( Противоположности)

Это урок, объединяющий две области музыку и математику! доказательство того, что они взаимосвязанны! Главная тема в математике Потивоположные числа. Они сопоставляются со шкалой певческих голосов. Дет...

Интегрированный урок: русский язык, математика, музыка. 6 класс

Интегрированный урок для 6 класса.  в этот урок вошли предметы: русский язык, математика, музыка. Представлен в виде презентации с музыкальным материалом....

Интегрированный урок математики и музыки в 6 классе по теме "Нахождение числа по его дроби"

Урок направлен на совершенствование умения находить число по его дроби,  прививать любовь к классической музыке, расширять кругозор (интересные факты  из жизни композитора Людвига ван Бетхов...

Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)

Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом....

Презентация к интегрированному уроку по математике и музыке в 6 классе по теме "Делители и кратные"

Презентация к интегрированному уроку по математике и музыке в 6 классе по теме "Делители и кратные"...

Интегрированный урок математики и литературы "Чехов и математика"

Интегрированный урок математики и литературы "Чехов и математика"...

Сценарий интегрированного урока математики, физики, музыки "Зажигательные мелодии формул".

Интегрированный урок предметов математика, физика и музыка, представленный учителем физики Поречным И.В. направлен на то, чтобы показать, что все школьные предметы  не обособлены, а их изучение н...